Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Солнечногорску Московской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 20 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Пинт В.В. к Инспекции Федеральной налоговой службе по г. Солнечногорску Московской области (далее - ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области) об оспаривании действий по отказу в возврате излишне уплаченного земельного налога.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, судебная коллегия
установила:
Пинт В.В. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконными действия ИФНС России по г. Солнечногорск Московской области по отказу в возврате излишне уплаченного земельного налога за 2018 год в размере 229 410 рублей, за 2019 год в размере 284 072 рублей, возложить обязанность вернуть излишне уплаченный земельный налог.
В обоснование административного иска указала, что 17 июня 2021 года обратилась в ИФНС России по г. Солнечногорск Московской области с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога в размере 229 410 рублей за 2018 год и 284 072 рублей за 2019 год. Решением административного ответчика от 16 августа 2021 года в возврате излишне уплаченного налога отказано в связи с отсутствием в базе данных налогового органа суммы переплаты, заявленные к возврату за указанные периоды. Считала отказ в возврате излишне уплаченного налога необоснованным, поскольку договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" был признан недействительным, с применением последствий недействительности в виде погашения регистрационной записи.
Пинт В.В. полагала, что отказ налогового органа нарушает ее права.
Решением Солнечногорского городского суда Московской области от 14 марта 2022 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 20 июля 2022 года решение Солнечногорского городского суда Московской области от 14 марта 2022 года отменено. По делу принято новое решение, которым административный иск удовлетворен.
Признаны незаконными действия ИФНС России по г. Солнечногорск Московской области об отказе в возврате Пинт В.В. излишне уплаченного земельного налога за 2018 год в сумме 229 410 рублей, 2019 год в сумме 284 072 рублей.
На ИФНС России по г. Солнечногорск Московской области возложена обязанность возвратить Пинт В.В. излишне уплаченный земельный налог за 2018 год в сумме 229 410 рублей и за 2019 год в сумме 284 072 рублей.
В кассационной жалобе, поданной 26 декабря 2022 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 10 февраля 2023 года, ИФНС России по г. Солнечногорск Московской области просит отменить апелляционное определение, в связи с нарушением норм материального права. В доводах жалобы ссылается на то, что признание гражданско-правовой сделки недействительной не изменяет налоговые правоотношения, поскольку возникновение обязанности по уплате земельного налога связано с регистрацией права собственности налогоплательщика на земельный участок. Признание сделки по приобретению земельного участка недействительной само по себе не является обстоятельством, с которым норма пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации связывает изменение или прекращение ранее возникшей обязанности по уплате налога. Обращает внимание на то, что плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) владения на соответствующий земельный участок. Следовательно, обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним названных прав на земельный участок. Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости Пинт В.В. владела земельным участком с 10 мая 2018 года по 10 апреля 2021 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции указал, что возникновение обязанности по уплате земельного налога связано с регистрацией права собственности налогоплательщика на земельный участок. Признание сделки по приобретению земельного участка недействительной само по себе не является обстоятельством, с которым норма пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации связывает изменение или прекращение ранее возникшей обязанности по уплате налога. В связи с тем, что Пинт В.В. в спорный период владела земельным участком, то оснований для признания неправомерными действий ИФНС России по г. Солнечногорск Московской области по отказу в возврате излишне уплаченного земельного налога за 2018 год, за 2019 год, не имеется.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что администрация городского округа Солнечногорск Московской области, как собственник земельного участка, получая арендную плату за земельный участок за 2018 и 2019 годы у арендатора "данные изъяты" не вправе пополнять местный бюджет еще и путем получения земельного налога за те же налоговые периоды только по факту регистрации права собственности на данный объект за Пинт В.В. на основании договора купли-продажи признанного судом недействительным.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Из материалов дела следует и судами установлено, что 24 апреля 2018 года между Пинт В.В. и "данные изъяты" заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Регистрация права собственности Пинт В.В. произведена 10 мая 2018 года.
Факт уплаты земельного налога административным истцом за 2018 год в размере 250 959 рублей подтверждается налоговым уведомлением от 22 августа 2019 года N и справкой об операции по перечислению налога, за 2019 год в размере 284 072 рублей налоговым уведомлением от 1 сентября 2020 года N и платёжным чеком от 27 ноября 2020 года.
Решением Солнечногорского городского суда Московской области от 1 августа 2019 года договор купли-продажи земельного участка от 24 апреля 2018 года признан недействительным, с применением последствий недействительности сделки в виде погашения регистрационной записи.
Из ответа на запрос администрации городского округа Солнечногорск Московской области следует, что 13 августа 2012 года между комитетом по управлению имуществом и экономике администрации Солечногорского района Московской области (в настоящее время - комитет по управлению имуществом городского округа Солечногорск) и "данные изъяты" заключён договор аренды земельного участка N 314-АП, находящегося в неразграниченной государственной собственности, площадью 11 451 кв.м, с кадастровым номером N, категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - общественно-деловое и гражданское строительство (для размещения рынка строительных материалов).
18 декабря 2012 года права и обязанности по договору аренды были переданы "данные изъяты"
1 апреля 2021 года между комитетом по управлению имуществом городского округа Солечногорск и "данные изъяты" заключено соглашение о расторжении договора аренды от 13 августа 2012 года N (рег. N 7-р от 1 апреля 2021 года).
Арендная плата по указанному договору за 2018-1019 годы произведена "данные изъяты" платёжными поручениями от 29 марта 2021 года на сумму 2 013 134 рублей 99 копеек и от 16 декабря 2021 года N на сумму 2 013 135 рублей. Пинт В.В. стороной по договору аренды от 13 августа 2012 года N не выступала, сделка по купле продаже указанного земельного участка, заключённая с ней, признана недействительной решением суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за пользование земли являются земельный налог и арендная плата.
Частью 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность налогоплательщика по уплате налогов прекращается, в частности, с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога.
В соответствии со статьёй 1 Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 года N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" разъяснено, что судам необходимо исходить из того, что плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
В соответствии с пунктом 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное имущество, включая земельные участки, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
В свою очередь, согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено пунктом 1 статьи 388 налогового кодекса в отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд.
В силу положений пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации муниципальные образования не могут рассматриваться в качестве организации или физического лица и, следовательно, не могут быть признаны налогоплательщиками налога.
Если земельные участки находятся в собственности муниципального образования (в муниципальной казне), то до приобретения этих земельных участков в собственность организациями или физическими лицами либо предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям или на праве пожизненного наследуемого владения физическим лицам в отношении таких земельных участков отсутствует плательщик налога (письмо Федеральной налоговой службы от 4 июня 2021 года N БС-4-21/7849@ "О налогообложении земельных участков, составляющих муниципальную казну").
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции об удовлетворении заявленных требований, поскольку администрация городского округа Солнечногорск Московской области, как собственник земельного участка, получая арендную плату за земельный участок за 2018, 2019 годы у арендатора "данные изъяты" не вправе пополнять местный бюджет путем получения земельного налога за те же налоговые периоды только по факту регистрации права собственности на данный объект за Пинт В.В. на основании договора купли-продажи, который признан судом недействительным.
По сути, доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию административного ответчика с изложенными выводами суда апелляционной инстанции, однако оспариваемый судебный акт постановлен исходя из собранных по делу доказательств в их совокупности, которые получили оценку судом с учетом требований статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Из кассационной жалобы также следует, что апелляционное определение от 20 июля 2022 года ИФНС России по г. Солнечногорск Московской области исполнено. Решениями налогового органа от 14 декабря 2022 года N и от 16 декабря 2022 года N суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) земельного налога за 2018-2019 гг. в размере 355 090 рублей и в размере 229 410 рублей возвращены.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебного акта не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 20 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Солнечногорску Московской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.