Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 13 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 17 августа 2022 года по делу по исковому заявлению Седых Елены Владимировны к администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области об исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости, обязании утвердить схему расположения земельного участка, обязании заключения соглашения о его перераспределении.
Заслушав доклад судьи Кривенкова О.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Седых Е.В. обратилась в суд с иском, в котором с учетом уточнения просила исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке N площадью 170 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "индивидуальное жилищное строительство", расположенного по адресу: "адрес"; обязать администрацию Сергиево-Посадского городского округа Московской области (далее - администрация Сергиево-Посадского городского округа, Администрация) после вступления решения законную силу принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка в кадастровом квартале N площадью 944 кв. м с целью заключения соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N площадью 750 кв. м, расположенного по адресу: "адрес"; обязать заключить с Седых Е.В. соглашение о распределении земельных участков.
В обоснование требований указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью 750 кв. м. Распоряжением администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 28 июня 2013 года N 572-РЗ утверждена схема расположения предоставленного Седых Е.В. земельного участка площадью 170 кв. м рядом с принадлежащим ей земельный участком. Земельный участок площадью 170 кв. м поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер N, однако в собственность он оформлен не был. На указанных земельных участках Седых Е.В. возведен жилой дом.
Седых Е.В. обратилась в Администрацию с заявлением о перераспределении своего земельного участка с увеличением площади до 944 кв. м за счет прилегающего земельного участка N площадью 170 кв. м. Решением Администрации от 19 августа 2021 года N ей отказано в предоставлении государственной услуги, поскольку испрашиваемый земельный участок частично расположен в береговой полосе водного объекта, и на нем расположен объект, информация о котором отсутствует в заявлении, а также перераспределяемая часть земельного участка пересекает границы земельного участка с кадастровым номером N, статус которого согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости носит временный характер.
Решением Сергиево-Посадского городского округа Московской области, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 17 августа 2022 года, исковые требования удовлетворены. Из Единого государственного реестра недвижимости исключены сведения о земельном участке с кадастровым номером N площадью 170 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "индивидуальное жилищное строительство", по адресу: "адрес"В. На администрацию Сергиево-Посадского городского округа после вступления в законную силу решения суда возложена обязанность утвердить схему расположения земельного участка площадью 944 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", по геоданным, подготовленным кадастровым инженером ФИО, с указанием характерных точек границ. На администрацию Сергиево-Посадского городского округа возложена обязанность в порядке, установленном статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, заключить с Седых Е.В. соглашение о перераспределении указанного земельного участка.
В кассационной жалобе, поданной 16 ноября 2022 года через суд первой инстанции, администрация Сергиево-Посадского городского округа просит отменить судебные акты. Полагает, что Администрация при отсутствии согласования перераспределения земель в министерстве имущественных отношений в Московской области лишена возможности исполнить решение суда. Полагает, что основания для удовлетворения иска не имелось, поскольку решение Администрации не признано незаконным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Седых Е.В. является сособственником земельного участка с кадастровым номером N площадью 750 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", по адресу: "адрес".
Распоряжением администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 28 июня 2013 года N 572-РЗ утверждена схема расположения предоставленного Седых Е.В. дополнительного земельного участка площадью 170 кв. м на кадастровом плане территории кадастрового квартала N по адресу: "адрес". Данный участок поставлен на кадастровый учет, и ему присвоен кадастровый номер N.
На земельных участках с кадастровыми номерами N и N Седых Е.В. возвела жилой дом.
С целью оформления прав на дополнительный земельный участок с кадастровым номером N Седых Е.В. обратилась в Администрацию с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N с увеличением площади до 944 кв. м.
Решением Администрации от 19 августа 2021 года N ей отказано в предоставлении государственной услуги, поскольку испрашиваемый земельный участок частично расположен в береговой полосе водного объекта, и на нем расположен объект, информация о котором отсутствует в заявлении, а также перераспределяемая часть земельного участка пересекает границы земельного участка с кадастровым номером N, статус которого согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости носит временный характер.
Определениями Сергиево-Посадского городского суда от 21 октября 2021 года, от 10 февраля 2022 года по делу были назначены землеустроительная, дополнительная землеустроительная экспертиза, производство которой было поручено экспертам ООО "БИОН".
Из заключения экспертов от 19 января 2022 года N усматривается, что границы земельного участка с кадастровым номером N закреплены на местности ограждениями частично. Данный земельный участок расположен в едином заборе с испрашиваемым земельным участком площадью 170 кв. м, а также с земельными участками, правообладатель которых является ФИО В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером N полностью не огорожен, определить, соответствует ли фактическое землепользование данного земельного участка правоустанавливающим документам, не представляется возможным.
Экспертом нанесена граница земельного участка с кадастровым номером N и граница испрашиваемого земельного участка площадью 170 кв. м на карту градостроительного зонирования с установленными территориями, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, являющуюся частью Правил землепользования и застройки территории (части территории) Сергиево-Посадского городского округа Московской области.
В результате экспертом установлено, что испрашиваемый земельный участок площадью 170 кв. м располагается в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами Ж2-1. По результатам обследования экспертом установлено, что на испрашиваемом земельном участке располагается часть жилого дома и некапитальное металлическое нежилое строение. Было выявлено, что на расстоянии приблизительно 20 м от границ испрашиваемого земельного участка располагается объект прямоугольной формы, который в настоящее время заполнен водой. По границе данного объекта сложены бетонные блоки. Исследуемый объект представляет собой замкнутую структуру, не имеющую гидрологической связи с другими водными объектами посредством водотоков (рек, ручьев, каналов). По мнению эксперта, данный объект не является поверхностным водным объектом, а является котлованом под строительство объекта недвижимости, бетонные блоки, сложенные вдоль границы котлована, были подготовлены для возведения фундамента. Земельный участок, в границах которого располагается данный котлован, долгое время не используется, по периметру котлована располагаются густые заросли. По результатам проведенных исследований эксперт приходит к выводу, что испрашиваемый земельный участок площадью 170 кв. м не находится в береговой полосе водного объекта.
При проведении дополнительного исследования установлено, что испрашиваемый земельный участок площадью 170 кв. м располагается в зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-2 согласно Правилам землепользования и застройки территории (части территории) Сергиево-Посадского городского округа Московской области, утвержденным постановлением администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области от 18 июня 2021 года N 885-ПГ, с учетом изменений, внесенных постановлением администрации городского округа Сергиев Посад Московской области от 6 июля 2021 года N 991-ПГ.
Эксперт пришел к выводу о том, что формирование испрашиваемого земельного участка площадью 170 кв. м не приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице со смежными землепользованиями.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что границы формируемого земельного участка не будут пересекать границы муниципальных образований и границы населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка не изменится, образование земельного участка площадью 944 кв. м исключит чересполосицу, на месте которой невозможно сформировать самостоятельный участок. При этом учтено, что согласно экспертному заключению формируемый земельный участок не находится в границах береговой полосы водного объекта, то есть не является ограниченным или изъятым из оборота.
С учетом письменных разъяснений Управления Росреестра по Московской области суд счел возможным исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером N, поскольку земельный участок имеет статус "временный", сведения о зарегистрированных правах в отношении соответствующего земельного участка отсутствуют, ранее он формировался для предоставления Седых Е.В.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу положений статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 указанной статьи.
Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (пункт 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 3 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 указанного Кодекса.
В подпункте 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные в пункте 16 статьи 11.10 данного Кодекса.
Исходя из положений подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10, пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации в утверждении схемы расположения земельного участка должно быть отказано, если ей предусмотрено образование земельного участка с нарушением требований, установленных названным Кодексом, другими федеральными законами.
В пункте 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Согласно статье 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1); полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования (часть 6).
Поскольку по делу достоверно установлено, что земельный участок площадью 170 кв. м не находится в береговой полосе водного объекта, доказательств расположения на испрашиваемом земельном участке здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, в материалы дела не представлено, изложенные администрацией Сергиево-Посадского городского округа основания к отказу в предоставлении государственной услуги нельзя признать законными.
При этом с учетом того, что распоряжением администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 28 июня 2013 года N 572-РЗ уже была утверждена схема расположения предоставленного Седых Е.В. дополнительного земельного участка площадью 170 кв. м, поставленного на кадастровый учет под номером N, но не оформленного ею в собственность, при наличии имеющегося заключения судебной экспертизы об установленных границах земельного участка, об отсутствии вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы со смежными землепользованиями, о нахождении земельного участка вне береговой полосы водного объекта, о расположении на нем части жилого дома и некапитального металлического нежилого строения и нахождения его в зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-2 суд первой инстанции, с которым согласился областной суд, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований Седых Е.В, Ссылка в кассационной жалобе на необходимость согласования вопроса о перераспределении земельного участка с министерством имущественных отношений Московской области свидетельствует лишь о необходимости соблюдения порядка принятия решения, установленного пунктом 6 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 2 и частью 2 статьи 3 Закона Московской области от 24 июля 2014 годаN 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области". При этом принятие окончательного решения по вопросу перераспределения земельного участка лежит на органе местного самоуправления.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы на правильность принятых по делу судебных актов, постановленных в соответствии с законом, не влияют, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судами не допущено.
Иная оценка заявителем установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование норм закона не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 13 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 17 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 29 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.