Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Матросовой Г.В, Юдиной С.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по исковому заявлению Новикова И.В. к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N по Калужской области, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калужской области, Федеральной налоговой службе Российской Федерации о признании незаконным отказа в назначении пении за выслугу лет федерального государственного гражданского служащего, возложении обязанности направить заявление и другие документы в Пенсионный фонд Российской Федерации для назначения пенсии за выслугу лет, взыскании убытков и компенсации морального вреда
по кассационным жалобам Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N по Калужской области и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 09 сентября 2022 года, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В,
УСТАНОВИЛА:
Новиков И.В. обратился в суд с исковым заявлением к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N по Калужской области (далее - Межрайонная ИФНС N по Калужской области), Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Калужской области, Федеральной налоговой службе Российской Федерации о признании незаконным отказа в назначении пении за выслугу лет федерального государственного гражданского служащего, возложении обязанности направить заявление и другие документы в Пенсионный фонд Российской Федерации для назначения пенсии за выслугу лет, взыскании убытков и компенсации морального вреда.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 31 марта 2022 года исковые требования Новикова И.В. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 09 сентября 2022 года решение Калужского районного суда Калужской области от 31 марта 2022 года отменено. По делу принято новое решение, которым признан незаконным отказ Межрайонной ИФНС N по Калужской области от 05 марта 2012 года в назначении пенсии за выслугу лет федеральному государственному гражданскому служащему Новикову И.В. На Межрайонную ИФНС N по Калужской области возложена обязанность направить в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Калужской области представление с необходимыми документами для назначения и выплаты пенсии за выслугу лет с момента обращения Новикова И.В. с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет федерального государственного гражданского служащего. В удовлетворении исковых требований Новикова И.В. в остальной части отказано.
В соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" судебной коллегией по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в порядке статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена стороны: Пенсионного фонда Российской Федерации - на Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Калужской области - на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калужской области.
В кассационной жалобе, поданной начальником Межрайонной ИФНС N по Калужской области ФИО5, поставлен вопрос об отмене апелляционного определения в связи с нарушением норм материального права.
В кассационной жалобе, поданной представителем Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Борисовской Ю.А, изложена просьба об отмене апелляционного определения в связи с нарушением норм материального и процессуального права, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке в любом случае является принятие судом решения, постановления о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 19 января 2012 года Новиков И.В. освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы старшего государственного налогового инспектора на основании пункта 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ред. от 11 июля 2011 года) в связи с сокращением должности федеральной государственной гражданской службы.
15 февраля 2012 года Новиков И.В. обратился в Межрайонную ИФНС России N по Калужской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет.
Уведомлением Межрайонной ИФНС России N по Калужской области от 05 марта 2012 года N ФИО1 отказано в оформлении документов для назначения пенсии за выслугу лет, с указанием на отсутствие права. Согласно ответу на момент расторжения трудового договора 19 января 2012 года стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет составил 22 года 4 месяца 26 дней, трудовая пенсия не назначена.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что право на назначение пенсии зависит от стажа государственной гражданской службы и возникновения права на страховую пенсию по старости, к моменту обращения истца за получением пенсии за выслугу лет данные условия не были соблюдены, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, указав на то, что из ответа Межрайонной ИФНС России N по Калужской области от 06 октября 2021 года на заявление Новикова И.В. следует, что на момент увольнения Новикова И.В. 19 января 2012 года стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет составил 22 года 5 месяцев, в стаж государственной службы включены следующие периоды: с 07 мая 1983 года по 30 мая 1985 года - служба в рядах вооруженных сил СССР; с 22 сентября 1992 года по 18 июля 1994 года - период работы в Городской Управе города Калуги; с 01 августа 1995 года по 31 декабря 1999 года - период работы в Государственной налоговой инспекции по г. Калуге; с 05 января 2000 года по 19 января 2012 года - период работы в Межрайонной ИФНС России N 7 по Калужской области.
Поскольку Новиков И.В. был уволен с федеральной государственной гражданской службы на основании пункта 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", на момент увольнения стаж его государственной гражданской службы составлял не менее 15 лет, право на пенсию за выслугу лет возникло у него на момент увольнения с федеральной государственной гражданской службы, в связи с чем полагал отказ Межрайонной ИФНС N 7 по Калужской области от 05 марта 2012 года в назначении Новикову И.В. пенсии за выслугу лет федерального государственного гражданского служащего незаконным.
Учитывая положения пункта 11 Правил обращения за пенсией за выслугу лет, федеральных государственных гражданских служащих, ее установления, проведения проверок документов, необходимых для ее установления, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 мая 2017 года Nн, пришел к выводу о возложении на Межрайонную ИФНС N по Калужской области обязанности направить в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Калужской области представление с необходимыми документами для назначения и выплаты пенсии за выслугу лет с момента обращения Новикова И.В. с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет федерального государственного гражданского служащего.
Учитывая, что право истца на получение пенсии за выслугу лет восстановлено, полагал, что оснований, предусмотренных статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, для взыскания с Межрайонной ИФНС N по Калужской области убытков за период времени с января 2012 года по январь 2022 год в размере 1 364 160 рублей в виде неполученной пенсии не имеется.
Поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о компенсации морального вреда.
Судебная коллегия полагает, что при рассмотрении настоящего дела были допущены нарушения норм материального и процессуального права, выразившиеся в следующем.
Сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и ответчик (часть 1 статьи 38 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Согласно абзацу второму части 3 статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе.
В силу статьи 41 названного кодекса суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим. После замены ненадлежащего ответчика надлежащим подготовка и рассмотрение дела производятся с самого начала (часть 1).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", состав лиц, участвующих в деле, указан в статье 34 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Возможность участия тех или иных лиц в процессе по конкретному делу определяется характером спорного правоотношения и наличием материально-правового интереса, поэтому определение возможного круга лиц, которые должны участвовать в деле, начинается с анализа правоотношений и установления конкретных носителей прав и обязанностей. С учетом конкретных обстоятельств дела судья разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, то есть о сторонах, третьих лицах - по делам, рассматриваемым в порядке искового производства; заявителях, заинтересованных лицах - по делам особого производства и по делам, вытекающим из публичных правоотношений, а также об участниках, содействующих рассмотрению дела, - представителях сторон и третьих лиц, экспертах, специалистах, переводчиках, свидетелях.
Между тем приведенные выше нормативные положения судами первой и апелляционной инстанций во внимание не приняты.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 мая 2017 года N 436н утвержден перечень документов, необходимых для установления пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, правил обращения за указанной пенсией, её установления, проведения проверок документов, необходимых для её установления, и правил выплаты пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, осуществления контроля за её выплатой, проведения проверок документов, необходимых для её выплаты.
Правилами обращения за указанной пенсией, её установления, проведения проверок документов, необходимых для её установления, являющимися приложением N к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 мая 2017 года Nн определен порядок обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих (далее - пенсия за выслугу лет), ее установления, проведения проверок документов, необходимых для ее установления (далее - Правила, здесь и далее в редакции от 05 октября 2020 года, по состоянию на день рассмотрения данного гражданского дела).
В соответствии с пунктом 4 указанных Правил документы, необходимые для назначения (перерасчета) пенсии за выслугу лет, предусмотренные перечнем документов, необходимых для установления пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих согласно приложению N к настоящему Приказу (далее - Перечень документов), подаются в федеральный государственный орган или его аппарат, иной государственный орган, образованный в соответствии с Конституцией Российской Федерации или федеральным законом (далее - федеральный орган), или в территориальный орган федерального органа исполнительной власти (далее - территориальный орган), в котором замещалась должность федеральной государственной гражданской службы перед увольнением.
Исходя из положений пункта 11 Правил, федеральный орган в месячный срок со дня регистрации заявления (со дня поступления недостающих документов и (или) устранения недостатков в их оформлении) оформляет и направляет на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, в Пенсионный фонд Российской Федерации представление к назначению пенсии за выслугу лет гражданина Российской Федерации (далее - представление к назначению пенсии), рекомендуемый образец которого предусмотрен приложением N к настоящим Правилам, и необходимые документы к нему, либо отказывает в оформлении представления, о чем сообщает в письменной форме гражданину Российской Федерации с указанием причин отказа, и возвращает ему документы.
Обмен документами в электронной форме между федеральным органом и Пенсионным фондом Российской Федерации, предусмотренный настоящими Правилами, осуществляется по защищенным каналам связи.
В соответствии с пунктом 13 Правил Пенсионный фонд Российской Федерации регистрирует поступившее представление к назначению пенсии и прилагаемые документы, рассматривает их, проверяет полноту и достоверность содержащихся в них сведений. В случае необходимости представления недостающих документов и (или) устранения недостатков в оформлении заявления и других документов, предусмотренных Перечнем документов, Пенсионный фонд Российской Федерации в течение 14 дней со дня регистрации заявления направляет федеральному органу информацию о необходимости представления недостающих документов и (или) устранения недостатков в оформлении документов в течение 3 месяцев со дня поступления указанной информации.
Согласно пункту 14 Правил Пенсионный фонд Российской Федерации в месячный срок со дня регистрации представления к назначению пенсии (со дня поступления недостающих документов и (или) устранения недостатков в их оформлении) определяет ее размер и принимает решение о назначении пенсии за выслугу лет гражданам Российской Федерации (далее - решение о назначении пенсии), рекомендуемый образец которого предусмотрен приложением N к настоящим Правилам, либо отказывает в ее назначении, о чем в течение 7 дней со дня принятия соответствующего решения сообщает в письменной форме гражданину Российской Федерации и федеральному органу с указанием причин отказа, и возвращает документы федеральному органу.
Исходя из указанного, именно на Пенсионный фонд Российской Федерации, а не на его территориальные органы, возложена обязанность определить размер пенсии и принять решение о назначении пенсии за выслугу лет гражданам Российской Федерации.
Между тем, суды первой и апелляционной инстанции в нарушение указанных выше норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений по их применению Пленума Верховного Суда Российской Федерации не определили состав лиц, участвующих в деле, с учетом заявленных Новиковым И.В. требований и характера правоотношений сторон, не поставили на обсуждение вопрос о привлечении в качестве соответчика Пенсионный фонд Российской Федерации (в настоящее время - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации).
Кроме того, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым указать на следующее.
Суд апелляционной инстанции, принимая решение о признании незаконным отказа Межрайонной ИФНС N по Калужской области от 05 марта 2012 года в назначении пенсии за выслугу лет федеральному государственному гражданскому служащему Новикову И.В. и возлагая на Межрайонную ИФНС N по Калужской области обязанность направить в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Калужской области представление с необходимыми документами для назначения и выплаты пенсии за выслугу лет с момента обращения Новикова И.В. с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет федерального государственного гражданского служащего, неправильно применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям.
Условия для назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим установлены статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ).
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 18 июля 2009 года N 187-ФЗ, действующей на момент увольнения Новикова И.В.) федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 6 - 9 части 1 статьи 33, пунктом 1 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации") (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта).
Федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 2 (в случае истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий "руководитель" или "помощник (советник)"), 6, 8 и 9 части 1 статьи 33, подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 и 3 части 2 статьи 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее одного полного месяца, при этом суммарная продолжительность замещения таких должностей составляет не менее 12 полных месяцев (абзац 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ предусмотрено, что пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и выплачивается одновременно с ней.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан" за лицами, приобретшими право на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктами 1 и 1.1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и уволенными (освобожденными от замещаемой должности) с федеральной государственной гражданской службы до 1 января 2017 года, имеющими на этот день не менее 15 лет указанного стажа и приобретшими до 1 января 2017 года право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", сохраняется право на пенсию за выслугу лет в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом в статьи 7, 14 и 21 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действующей на момент увольнения Новикова И.В.) право на трудовую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
На момент увольнения 19 января 2012 года Новиков И.В. (возраст "данные изъяты" лет) не достиг возраста, по достижении которого назначались трудовые пенсии.
Согласно пункту 1.1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее - государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности (далее - муниципальные должности), должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее - должности государственной гражданской и муниципальной службы), страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону.
При рассмотрении дела судами не выяснено, была ли назначена страховая (трудовая) пенсия Новикову И.В. по старости либо по инвалидности.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что решение Калужского районного суда Калужской области от 31 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 09 сентября 2022 года подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Калужского районного суда Калужской области от 31 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 09 сентября 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Калужский районный суд Калужской области.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.