Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании 27 февраля 2023 года гражданское дело по иску Никитина Николая Александровича к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области о признании решения незаконным, понуждении включить в специальный стаж периоды работы и службы в армии
по кассационной жалобе Никитина Николая Александровича
на решение Советского районного суда г. Брянска от 15 марта 2022 года по гражданскому делу N 2-1248/2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 29 сентября 2022 года по гражданскому делу N 33-2774/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В,
УСТАНОВИЛА:
Никитин Н.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области (ГУ-ОПФР по Брянской области) о признании решения незаконным, понуждении включить в специальный стаж периоды работы и службы в армии.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 15 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 29 сентября 2022 года, исковые требования Никитина Н.А. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Никитин Н.А. ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, указывая на наличие оснований для включения спорных периодов в специальный педагогически стаж, т.к. работа в техникуме в должности директора подлежит включению в стаж работы, независимо от ведения преподавательской деятельности.
Заслушав доклад судьи, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, Никитин Н.А. обратился с заявлением в УПФР РФ в городском округе г. Брянска о назначении пенсии, 28.04.2021 г. ответчик принял решение об отказе истцу в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием 25-летнего стажа педагогической деятельности. Согласно решения пенсионного органа специальный стаж Никитина Н.А. составляет 18 лет 01 мес. 16 дней и 03 года 07 мес. 27 дней.
Не включен в стаж педагогической деятельности Никитина Н.А. период военной службы с 20.12.1994 г. по 24.09.1996 г. (01 год 09 мес. 05 дн.), поскольку указанный период не предусмотрен к зачету в стаж педагогической деятельности действующим законодательством (постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N781, Правилами исчисления периодов работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N516); период работы с 12.11.2014 г. по 31.08.2017 г. (02 года 09 мес. 20 дн.) в должности директора ГАПОУ "Брянский строительно-технологический техникум им. Л.Я. Кучеева", т.к. в педагогический стаж засчитывается работа в качестве директоров (начальников, заведующих) учреждений Списка при условии ведения ими преподавательской работы в том же или в другом образовательном учреждении для детей в объеме, не менее 6 часов в неделю (240 часов в год).
Согласно подпункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Порядок исчисления специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, регулируется Списками и Правилами должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781.
Действующим с 01.01.2002 г. Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781, в пункте 1 раздела "Наименование должностей" предусмотрена должность директор (начальник, заведующий).
Особенности исчисления специального стажа руководителей учреждений для детей - директора (начальника, заведующего), а также заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, установлены пунктом 8 Правил от 29 октября 2002 года N 781.
Подпунктом "а" пункта 8 Правил предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, засчитывается работа в должности директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.1, 1.2 и 1.3 (кроме детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии) и пунктах 1.4 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, за период до 1 сентября 2000 года независимо от ведения преподавательской работы. Указанная работа за период начиная с 1 сентября 2000 года засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год), а в учреждениях среднего профессионального образования, указанных в пункте 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, - при условии ведения преподавательской работы в объеме, не менее 360 часов в год.
Правила исчисления стажа работы (деятельности), имевшей место до 1 января 1992 года, содержались в Положении о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397. Согласно этому положению учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности кроме периодов работы в учебных заведениях и детских учреждениях засчитывались также иные периоды деятельности, в том числе, служба в составе Вооруженных Сил СССР. Однако обязательным условием зачета времени службы в составе Вооруженных Сил СССР (то есть периода иной, не педагогической деятельности) в стаж работы по специальности является то, что не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии в соответствии с названным постановлением стажа (25 лет) должно приходиться на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
С 1 января 1992 года постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности службы в составе Вооруженных Сил СССР допускается только при условии прохождения службы в период действия Положения от 17 декабря 1959 года N 1397, то есть до 1 января 1992 г. (как определено подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665), и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
В силу подпункта "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" подлежит применению для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место только до 1 января 1992 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Никитина Н.А. о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных Силах РФ, суды первой и апелляционной инстанций исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, сделали обоснованный вывод, что в период действия постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которым утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет (утратило силу с 1 октября 1993 года), у истца отсутствовал стаж педагогической деятельности, предусмотренный пунктом 4 Положения, согласно которому служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии имевшего место до 1 января 1992 года в соответствии с этим, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения и здравоохранения право на льготную пенсию.
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований о включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периода работы с 12.11.2014 г. по 31.08.2017 г. в должности директора ГАПОУ "Брянский строительно-технологический техникум", суды правомерно исходили из того, что, являясь директором ГАПОУ "Брянский строительно-технологический техникум им. Л.Я. Кучеева", истец не осуществлял преподавательскую деятельность, установленную подпунктом "а" пункта 8 Правил от 29.10.2002 года N 781.
В связи с отсутствием необходимого специального стажа на момент обращения с заявлением Никитина Н.А, у судов отсутствовали основания для назначения пенсии.
В судебных актах приведено толкование норм материального права (статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, Постановление правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные Никитиным Н.А. в жалобе доводы о наличии оснований для включения в специальный стаж периодов службы в Вооруженных Силах РФ и работы в качестве директора ГАПОУ "Брянский строительно-технологический техникум им. Л.Я. Кучеева", по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылки истца в кассационной жалобе на необходимость применения к спорным правоотношениям п. 1.5 раздела "Наименование учреждений" Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, предусматривающего специализированные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, работа в которых в должности директора не требует ведения преподавательской деятельности, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку данных о том, что ГАПОУ "Брянский строительно-технологический техникум им. Л.Я. Кучеева" имел статус специализированного (коррекционного) училища, предусмотренного п. 1.5 раздела "Наименование учреждений", материалы дела не содержат.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Брянска от 15 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 29 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Никитина Николая Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.