Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 27 февраля 2023 года гражданское дело по иску Черняка Андрея Анатольевича к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Клинцовская центральная городская больница", Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командирование Западного военного округа", Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Брянской области" о признании бездействия незаконным, об обязании обеспечить лекарственными препаратами
по кассационной жалобе Черняка Андрея Анатольевича
на решение Клинцовского городского суда Брянской области от 6 июня 2022 года по гражданскому делу N 2-216/2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 25 октября 2022 года по гражданскому делу N 33-2811/2022, по кассационным жалобам Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Брянской области", Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командирование Западного военного округа
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 25 октября 2022 года по гражданскому делу N 33-2811/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В,
УСТАНОВИЛА:
Черняк А.А. обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Клинцовская центральная городская больница" (далее по тексту - ГБУЗ "Клинцовская ЦГБ"), Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командирование Западного военного округа" (далее по тексту - ФКУ "ОСК ЗВО"), Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Брянской области" (далее по тексту - ФКУ "ВК Брянской области") о признании бездействия незаконным, об обязании обеспечить лекарственными препаратами.
Решением Клинцовского городского суда Брянской области от 6 июня 2022 года исковые требования Черняка А.А. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 25 октября 2022 года решение Клинцовского городского суда Брянской области от 6 июня 2022 года отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований Черняка А.А. к ФКУ "ОСК ЗВО", ФКУ "ВК Брянской области" о признании бездействия, связанного с его необеспечением бесплатными лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими показаниями и назначениями врачей, незаконными. В данной части принято по делу новое решение, которым признано незаконным бездействие ФКУ "ОСК ЗВО", ФКУ "ВК Брянской области" по обеспечению Черняка А.А. бесплатными лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими показаниями и назначениями врачей. В остальной части решение Клинцовского городского суда Брянской области от 6 июня 2022 года оставлено без изменения.
В поданной кассационной жалобе Черняк А.А. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, указывая на незаконное бездействие со стороны всех ответчиков в течение длительного времени по реализации прав истца на бесплатную медицинскую помощь.
В поданных кассационных жалобах ФКУ "ВК Брянской области", ФКУ "ОСК ЗВО" просят отменить апелляционное определение, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, указывая на отсутствие бездействия со стороны данных ответчиков, которыми предпринимались необходимые меры для обеспечения истца бесплатной медицинской помощью, для чего они обращались к истцу с просьбой предоставить необходимые документы, рецепты, для заключения государственного контракта, которые им не были представлены.
Участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия посчитала возможным рассматривать дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав доклад судьи, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалоб и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, Черняк А.А. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации.
Из справки, выданной ВК Брянской области от 16 мая 2019 г. N 66 следует, что за Черняком А.А, капитаном 3 ранга в запасе, уволенным с военной службы (в связи с организационно-штатными мероприятиями) с продолжительностью службы в календарном исчислении 20 лет, общей продолжительностью службы 35 лет (в льготном исчислении), сохраняется право на охрану здоровья и медицинскую помощь в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Черняк А.А. в период с августа 2021 г. по октябрь 2021 г. обращался на прием к врачам-терапевтам и врачу-кардиологу в ГБУЗ "Клинцовская ЦГБ", где получал лечение, ему были рекомендованы лекарственные препараты.
Согласно материалам дела, с 6 сентября 2021 г. Черняк А.А. неоднократно обращался к главному врачу ГБУЗ "Клинцовская ЦГБ" с заявлением о выписке рецептов для бесплатного обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты по назначению врача.
Одновременно Черняк А.А. обращался с заявлениями к начальнику медицинской службы ФКУ "ОСК ЗВО", ФКУ "ВК Брянской области" с просьбой реализовать его права на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по назначению врача и организовать его обеспечение бесплатными лекарственными препаратами.
Ответам ГБУЗ "Клинцовская ЦГБ" от 16 сентября 2021 г. Черняку А.А. было отказано в предоставлении бесплатного отпуска лекарств.
Согласно ответу начальника медицинской службы ФКУ "ОСК ЗВО" от 24 октября 2021 г. N36/3/457, отпуск препаратов военнослужащим и гражданам при амбулаторном лечении осуществляется фармацевтическими организациями по рецептам, выданным врачами медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь военнослужащим и гражданам в соответствии с договорами между этими медицинскими организациями и федеральными органами (их уполномоченными органами) об оказании медицинской помощи. Рекомендации врача не являются основанием для бесплатного лекарственного обеспечения. ВК Брянской области потребность в денежных средствах для организации бесплатного лекарственного обеспечения закрепленного контингента в медицинскую службу Западного округа не направлял. В целях реализации заключения договора на оказание медицинской помощи гражданам, уволенным с военной службы учреждениями здравоохранения, военные комиссариаты организуют взаимодействие с медицинской службой ЗВО по истребованию лимитов бюджетных обязательств, а также направлению необходимых документов на согласование (проект государственного контракта).
Согласно ответу врио военного комиссара Брянской области от 7 октября 2021 г. N1 /11 /3241 Черняку А.А. указано на необходимость предоставления в ВК Брянской области по месту жительства или непосредственно в ВК Брянской области рецептов с перечнем необходимых лекарственных препаратов, их дозировкой, а также документов, определяющих их стоимость, для последующей подготовки проекта государственного контракта на медицинское обслуживание и направления его в медицинскую службу ЗВО для его заключения.
Из ответа Департамента здравоохранения Брянской области от 14 марта 2022 г. следует, что группы населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых устанавливаются меры социальной поддержки в части лекарственного обеспечения, определены федеральным законодательством и постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", от 26 апреля 2012 г. N 403 "О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента".
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в военно-медицинских учреждениях, а при отсутствии таких учреждений по месту жительства военнослужащих и в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения.
В силу пункта 5 статьи 16 вышеуказанного Федерального закона указанные права и социальные гарантии военнослужащих распространяются на офицеров, прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения.
В силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г.N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" порядок обеспечения военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями в фармацевтических организациях при отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил обеспечения военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями в фармацевтических организациях при отсутствии по месту военной службы или по месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, медицинских, военно-медицинских подразделений, частей и организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2015 г. N 282, бесплатный отпуск лекарственных препаратов военнослужащим и гражданам при амбулаторном лечении осуществляется фармацевтическими организациями по рецептам, выданным врачами медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь военнослужащим и гражданам в соответствии с договорами между этими медицинскими организациями и федеральными органами (их уполномоченными органами) об оказании медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 3 Правил, расходы фармацевтических организаций на обеспечение лекарственными препаратами военнослужащих и граждан возмещаются федеральными органами (их уполномоченными органами) в соответствии с договорами между фармацевтическими организациями и федеральными органами (их уполномоченными органами) об обеспечении лекарственными препаратами военнослужащих и граждан. Реквизиты договоров об обеспечении лекарственными препаратами указываются в рецептах.
Согласно пункту 4 Правил копии договоров об обеспечении лекарственными препаратами в течение 15 дней после их заключения направляются федеральными органами (их уполномоченными органами) в медицинские организации, указанные в пункте 2 настоящих Правил, для дальнейшего информирования военнослужащих и граждан о фармацевтических организациях, осуществляющих обеспечение лекарственными препаратами.
Военнослужащий или гражданин представляет в фармацевтическую организацию рецепт (рецепты) и предъявляет паспорт или документ, подтверждающий его статус. Бесплатный отпуск лекарственных препаратов военнослужащему или гражданину производится фармацевтической организацией на основании рецепта (рецептов) и оформляется товарной накладной, выписываемой фармацевтической организацией в 2 экземплярах с указанием выданных лекарственных препаратов (пункт 5 Правил).
В силу пункта 6 указанных Правил фармацевтическая организация для возмещения затрат оформляет счет-фактуру на выданный товар и направляет вместе с копиями рецепта и товарной накладной, заверенными печатью и подписью руководителя фармацевтической организации, в федеральный орган (его уполномоченный орган).
Федеральный орган (его уполномоченный орган), который заключил договор об обеспечении лекарственными препаратами, производит оплату отпущенных лекарственных препаратов в течение 30 дней со дня получения документов, указанных в абз. 1 пункта 6 настоящих Правил (пункт 7).
Из указанных положений следует, что бесплатный отпуск лекарственных препаратов осуществляется фармацевтическими организациями на основании рецептов, выданных врачом медицинской организации в соответствии с заключенным договором, с последующим возмещением со стороны уполномоченного органа понесенных расходов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" порядок финансирования расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, проведением медицинских осмотров, диспансеризации, медико-психологической реабилитации, обеспечением санаторно-курортного лечения и отдыха на льготных условиях, оплатой стоимости путевок и выплатой компенсаций военнослужащим и другим гражданам, перечисленным в пунктах 2-6 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, возмещения расходов на ее оказание, проведение медицинских осмотров, диспансеризации, санаторно- курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы" утверждены, в том числе Правилами возмещения медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на проведение медицинских осмотров, диспансеризации военнослужащих, оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, и лицам начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы.
Договор на оказание медицинских услуг заключается между учреждениями здравоохранения и территориальным органом федерального органа исполнительной власти (по представлению командиров (начальников) органов внутренних дел). Примерный образец такого договора приведен в Приложении к Порядку возмещения расходов на оказание медицинской помощи.
Согласно подпункту 40 пункта 17 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N 1609, основными задачами военных комиссариатов является реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам.
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении заявленных Черняк А.А. требований в части возложения обязанности на ГБУЗ "Клинцовская ЦГБ" организовать обеспечение истца лекарственными препаратами, выписать ему рецепты на бесплатный отпуск лекарственных препаратов, в соответствии с медицинскими показаниями и назначением врачей, обязать обеспечить соответствующее финансирование, суды первой и апелляционной инстанций исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли к обоснованному выводу, что доказательств о нуждаемости Черняка А.А. в льготном предоставлении указанных им в исковом заявлении лекарственных препаратов по неотложным показаниям, которые жизненно необходимы истцу и требуются ему на постоянной основе, материалы дела не содержат.
Суды верно исходили из того, что договор (контракт) для оказания медицинской помощи и обеспечения лекарственными препаратами с ГБУЗ "Клинцовская ЦГБ" ответчиками не заключался, в связи с чем, со стороны ГБУЗ "Клинцовская ЦГБ" отсутствует нарушение прав истца.
Разрешая спор в части требований Черняка к А.А. ФКУ "ОСК ЗВО", ФКУ "ВК Брянской области" о признании бездействия, связанного с его необеспечением бесплатными лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими показаниями и назначениями врачей, незаконными, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку с заявлением и документами, необходимыми для заключения контракта, Черняк А.А. в ФКУ "ВК Брянской области", ФКУ "ОСК ЗВО" не обращался, отсутствуют основания для удовлетворения иска в указанной части.
Отменяя решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Черняка А.А. к ФКУ "ОСК ЗВО", ФКУ "ВК Брянской области" о признании бездействия незаконным, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что со стороны данных ответчиков имеется бездействие, выразившееся в не обеспечении бесплатными лекарственными препаратами Черняка А.А. в соответствии с медицинскими показаниями и назначениями врачей, поскольку на территории Брянской области договор об обеспечении лекарственными препаратами федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, не заключался, положение о порядке оказания медицинской помощи военным пенсионерам за счет средств Министерства обороны Российской Федерации на территории области не принималось.
В судебных актах приведено толкование норм материального права (Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", Постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2015 г. N 282, Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, возмещения расходов на ее оказание, проведение медицинских осмотров, диспансеризации, санаторно- курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы", Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N 1609), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные в жалобе доводы ФКУ "ОСК ЗВО", ФКУ "ВК Брянской области" об отсутствии незаконного бездействия, по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом апелляционном определении и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене апелляционного определения являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Приведенные в жалобе доводы истца о наличии оснований для признания незаконными бездействия всех ответчиков и возложения на них обязанности организовать его обеспечение бесплатными лекарственными препаратами, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судами исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных доводов, которые не были бы отражены в оспариваемых судебных актах, кассационные жалобы ответчиков и истца не содержат.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Клинцовского городского суда Брянской области от 6 июня 2022 года в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 25 октября 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы Черняка Андрея Анатольевича, Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Брянской области", Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командирование Западного военного округа" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.