Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гутника Ивана Сергеевича к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Белгородской области о признании приказа об увольнении незаконным, изменении формулировки увольнения, взыскании выходного пособия
по кассационной жалобе Гутника Ивана Сергеевича
на решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 14 июня 2022 года N 2-1634/2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда по гражданскому делу от 4 октября 2022 года N 33-4658/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, выслушав возражения по доводам кассационной жалобы представителя ответчика Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Белгородской области Анисимовой О.О, действующей на основании доверенности,
УСТАНОВИЛА:
Гутник И.С. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Белгородской области (далее по тексту - Управление Росгвардии по Белгородской области), в котором просил признать приказ от 15.04.2022 об увольнении незаконным; изменить формулировку увольнения на увольнение по пункту 2 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по инициативе сотрудника); возложить на Управление Росгвардии по Белгородской области обязанность произвести расчет размера выходного пособия и выплатить выходное пособие при увольнении в соответствии с частью 7 статьи 3 Федерального закона N 247-ФЗ от 19.07.2011 "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Решением Свердловского районного суда г. Белгорода от 14.06.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 04.10.2022, в удовлетворении исковых требований Гутника И.С. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Гутник И.С. ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, указывая на отсутствие законных оснований для увольнения за нарушение условий контракта, т.к. приказа о командировании, в том числе, за пределы Российской Федерации и не ознакомлении с таким приказом под роспись, ответчиком не представлено.
Истец Гутник И.С. в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Судебная коллегия кассационного суда посчитала возможным рассматривать дело в отсутствие неявившегося участника процесса.
Заслушав доклад судьи, выслушав участника процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Судом установлено, Гутник А.И. проходил службу в должности полицейского (водителя) 1-го моторизованного отделения моторизованного взвода отряда мобильного особого назначения "Острог" Управления Росгвардии по Белгородской области.
01.03.2018 между Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и Гутником И.С. заключен контракт о прохождении службы в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.
Согласно пунктам 5.1-5.4 контракта о прохождении службы Гутник И.С. обязуется выполнять отданные приказы и распоряжения руководителей (командующего, начальника), не противоречащие законодательству Российской Федерации; быть верным, преданным порученному делу; добросовестно выполнять служебные обязанности в соответствии с контрактом, должностным регламентом (должностной инструкцией); соблюдать служебную дисциплину, ограничения и запреты, связанные со службой в войсках национальной гвардии, установленные статьей 14 Федерального закона N 342-ФЗ.
В соответствии с пунктом 11 контракта ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств по контракту наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенной характера и других чрезвычайных ситуаций допускается на срок не более шести месяцев в течение календарного года в отношении сотрудника без его согласия командирование в другую местность (пункт 16).
Приказом начальника Управления Росгвардии по Белгородской области от 15.04.2022 N 156 Гутник А.И. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с пунктом 15 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с нарушением условий контракта сотрудником).
Основанием для издания приказа об увольнении Гутника А.И. со службы в войсках национальной гвардии послужило заключение по результатам служебной проверки, утвержденное начальником Управления Росгвардии по Белгородской области 15.04.2022.
Поводом для проведения служебной проверки послужил рапорт командира ОМОН от 31.03.2022, согласно которому 31.03.2022 в 09 часов 00 минут Гутник И.С. отказался выполнять свои должностные обязанности при планировании замены личного состава, выполняющего задачи в составе временной группировки "Восток".
В ходе проведения служебной проверки установлено, что согласно шифротелеграмме Центрального округа войск национальной гвардии Российской Федерации от 29.03.2022 N ШТ/200/17-1105 для замены личного состава ОМОН Управления, выполняющего служебно-боевые задачи в составе группировки войск (сил) "Восток", в срок до 30 марта необходимо сформировать списки личного состава из числа сотрудников в пункте постоянной дислокации.
25.03.2022 в 09 часов 00 минут на утреннем построении личного состава в пункте постоянной дислокации ОМОН Управления командиром ОМОН доведена информация о том, что предстоит замена личного состава, выполняющего служебно-боевые задачи в составе группировки войск (сил) "Восток", в связи с чем необходимо сформировать списки личного состава и направить их для формирования сводных подразделений в Центральный округ войск национальной гвардии Российской Федерации до 30.03.2022, а также о готовности выполнять служебно-боевые задачи, в том числе, за пределами Российской Федерации. Личному составу ОМОН Управления предложено написать рапорта о готовности выполнять служебно-боевые задачи, о неготовности к выполнению служебно-боевых задач в специальной военной операции также доложить рапортом. На утреннем построении находился личный состав ОМОН согласно сводной ведомости, в том числе, прапорщик полиции Гутник И.С. От сотрудников ОМОН согласно сводной ведомости, в том числе, прапорщика полиции Гутник И.С. отказа не поступило.
Согласно материалам дела, 25.03.2022 Гутник И.С. написал рапорт о том, что он информирован о состоянии военно-политической обстановки в Российской Федерации и за ее пределами, нарастающем информационном давлении со стороны недружественных западных государств в адрес Российской Федерации. В связи с чем, он готов к выполнению служебно-боевых задач за пределами Российской Федерации.
На основании рапортов о готовности выполнять служебно-боевые задачи за пределами Российской Федерации и согласно шифротелеграмме Управления от 30.03.2022 ШТ/203/16-235 Гутник И.С. включен в состав сводного подразделения, его фамилия, имя и отчество, должность были согласованы командованием ОМОН Управления, списки направлены в Центральный округ войск национальной гвардии Российской Федерации для формирования сводных подразделений для осуществления замены и выполнения служебно-боевых задач в специальной военной операции на основании поданных рапортов о готовности выполнять служебно-боевые задачи за пределами Российской Федерации.
31.03.2022 Гутник И.С. принял решение о написании рапорта на увольнение со службы (по инициативе сотрудника).
Из пояснений Гутник И.С, данных в ходе проведения служебной проверки следует, что 31.03.2022 Гутник И.С. принял решение о написании рапорта на увольнение со службы (по инициативе сотрудника), так как решилсменить работу, а также было принято семейное решение о смене места жительства за пределами Белгородской области. В связи с этими обстоятельствами он не может выехать в служебную командировку.
01.04.2022 Гутник И.С. было предложено написать рапорт об отказе выполнять служебно-боевые задачи сводных подразделений, участвовавших в специальной военной операции, однако Гутник И.С. отказался от написания такого рапорта, о чем составлен акт.
По результатам служебной проверки врио командира ОМОН "Острог" Управления Росгвардии по Белгородской области, проводивший проверку, пришел к выводу о том, что Гутник И.С. допустил нарушение служебной дисциплины и условий контракта (дисциплинарный проступок), выразившийся в нарушении требований подпунктов 5.1-5.4 пункта 5 контракта о прохождении службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, подписанного 01.03.2018, пункта 3 части 3 статьи 4, пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подпункта "б" пункта 5, пункта 12 Указом Президента Российской Федерации от 14.10.2012 N 1377, нарушения принятой им Присяги 18.08.2020, выразившемся в отказе от исполнения должностных обязанностей, добросовестного исполнения им приказов начальников и возложенных на него служебных обязанностей, проявления мужества при выполнении обязанностей, необходимости достойно переносить связанные со службой трудности, не щадя жизни, охранять установленный Конституцией и законами Российской Федерации правовой порядок, в связи с чем, предложено наложить на Гутника И.С. дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в соответствии с пунктом 15 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с нарушением условий контракта сотрудником).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" правовую основу деятельности войск национальной гвардии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность войск национальной гвардии.
Согласно части 1 статьи 44 Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" на лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, граждан, уволенных со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, распространяются положения Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (за исключением положений части 4 статьи 10, пункта 21 части 1, частей 2 и 3 статьи 11, части 2 статьи 12, части 3 статьи 13 указанного Федерального закона).
Федеральным законом от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 342-ФЗ) урегулированы правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел (часть 1 статьи 2 указанного Закона).
В силу части 1 статьи 20 Федерального закона N 342-ФЗ правоотношения на службе в органах внутренних дел между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляют на основании контракта, заключенного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Часть 1 статьи 21 Федерального закона N 342-ФЗ определяет контракт о прохождении службы в органах внутренних дел как соглашение между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или сотрудником органов внутренних дел о прохождении службы в органах внутренних дел и (или) замещении должности в органах внутренних дел. Контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.
Гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел, и сотрудник органов внутренних дел при заключении контракта обязуются выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) и соблюдать ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения (часть 3 статьи 21 Федерального закона N 342-ФЗ).
Пунктом 15 части 2 статьи 82 Федерального закона N 342-ФЗ установлено, что контракт о прохождении службы в органах внутренних дел может быть расторгнут, а сотрудник может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с нарушением сотрудником условий контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона N 342-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Статьей 51 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлен порядок применения к сотрудникам органов внутренних дел мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных.
До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка (часть 8 статьи 51 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ).
При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: 1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; 2) вины сотрудника; 3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; 4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; 5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел (часть 3 статьи 52 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Гутника И.С. о признании приказа об увольнении незаконным, изменении формулировки увольнения, взыскании выходного пособия, суды, руководствуясь нормативными правовыми актами, регулирующими прохождение службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, пришли обоснованному к выводу, что у ответчика имелись предусмотренные законом основания для увольнения истца со службы по пункту 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ, учитывая, что факт нарушения истцом условий контракта, Присяги, требований действующего законодательства нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, принятию решения об увольнении истца предшествовала объективная оценка совершенного им деяния; порядок и сроки применения к истцу дисциплинарного взыскания, а также порядок проведения проверки ответчиком не нарушены.
Суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод, что устный приказ 25.03.2022 отдан на законных основаниях в соответствии с шифротелеграммой Центрального округа войск национальной гвардии Российской Федерации от 25.03.2022 N ШТ/200/17-105 о формировании сводного подразделения для участия в специальной военной операции, при этом Гутником И.С. данный приказ, обязательный для исполнения, 25.03.2022 принят, о незаконности указанного приказа Гутник И.С. не заявлял, но впоследствии его не исполнил.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе Гутником И.С. об отсутствии приказа о его командировании, в том числе за пределы Российской Федерации, а также о не ознакомлении с таким приказом под роспись, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку судами установлено, что указанный приказ отдан в устной форме, о его наличии Гутнику И.С. было достоверно известно, о его незаконности им не заявлялось, что также подтверждается его рапортом от 25.03.2022, в котором указано о его готовности к выполнению служебно-боевых задач за пределами Российской Федерации.
Гутник И.С. обязан исполнять письменные, устные приказы непосредственного руководителя и за несоблюдение которых уволен за нарушение условий контракта.
Кроме того, судами установлено, что доказательств того, что у истца была уважительная причина незамедлительного переезда в г. Калугу (до отъезда в командировку), им не представлено ни ответчику в рамках проведения служебной проверки, ни в суды первой и апелляционной инстанций.
Принимая во внимание, что при принятии решения о наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы в войсках национальной гвардии были приняты во внимание характер допущенного нарушения, обстоятельства при которых оно совершено, а также негативное отношение к службе, которое показывает негативный пример сотрудникам, недавно пришедшим на службу, тем самым способствовал разложению дисциплины в подразделении; допущенные им нарушения свидетельствуют о несовместимости со статусом сотрудника войск национальной гвардии.
Кроме того, заключение по результатам проведения служебной проверки, на основании которого истец был уволен, им не оспорено в установленном законом порядке.
Изложенные в кассационной жалобе доводы Гутника И.С. сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных актах и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимущества одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушение норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 14 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданскому делу от 4 октября 2022 года- оставить без изменения, кассационную жалобу Гутника Ивана Сергеевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.