Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 20 февраля 2023 года гражданское дело по иску Киреева Юрия Александровича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области о включении периодов работы в стаж
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области
на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 15 июня 2022 года по гражданскому делу N 2-1692/2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 6 сентября 2022 года по гражданскому делу N 33-2924/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В,
УСТАНОВИЛА:
Киреев Ю.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области (в настоящее время - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области) о включении периодов работы в стаж.
Решением Ленинского районного суда г. Пензы от 15 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 6 сентября 2022 года, исковые требования Киреева Ю.А. удовлетворены: на ГУ ОПФР по Пензенской области возложена обязанность включить в специальный стаж Киреева Юрия Александровича в льготном исчислении как 1 год за 2 года периоды работы: с 1 октября 2008 года по 31 мая 2013 года в должности парашютиста - инструктора парашютно-десантной подготовки в Пензенской региональной общественной организации "Авиационно-спортивный клуб РОСТО"; с 3 июня 2013 года по 10 февраля 2020 года в АНО ДО Пензенский АСК ДОСААФ России в должности парашютиста - инструктора парашютно-десантной подготовки; с 13 февраля 2020 года по 31 декабря 2021 года в ФКУ "Приволжский авиационный поисково-спасательный центр". Установлено 25 лет льготного стажа дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по состоянию на 4 апреля 2021 года.
В поданной кассационной жалобе Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области (в настоящее время - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области) просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия посчитала возможным рассматривать дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав доклад судьи, проверив материалы дела, обсудив кассационную жалобу в пределах, изложенных в ней доводов, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом, решением ГУ ОПФ РФ по Пензенской области от 1 апреля 2022 года N 109561/22 Кирееву Ю.А. отказано в назначении досрочной пенсии по старости из-за отсутствия стажа на соответствующих видах работ. В стаж на соответствующих видах работ по п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" засчитаны периоды работы: в АНОДО Пензенский АСК ДОСААФ России (в настоящее время - АНО ДПО Пензенский АСК ДОСААФ России) в должности инструктора парашютно-десантной подготовки: с 1 июня 2013 года по 31 декабря 2014 года; с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года в льготном исчислении (1:1, 6); с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года - при условии корректировки индивидуального лицевого счета сведениями с кодом льготной работы в случае уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным ст. 428 НК РФ, в льготном исчислении (1:1, 6); с 1 января 2018 года по 10 февраля 2020 года в льготном исчислении (1:1, 6); в ФКУ "Приволжский авиационный поисково-спасательный центр" с 13 февраля 2020 года по 31 декабря 2021 года в должности спасателя, в льготном исчислении (1:1, 6).
Не засчитан также в стаж на соответствующих видах работ по п. 13 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы с 1 октября 2008 года по 31 мая 2013 года (4-8-1) в должности инструктора парашютно-десантной подготовки в Пензенской региональной общественной организации "Авиационно-спортивный клуб РОСТО".
Согласно записи в трудовой книжке Киреев Ю.А. с 1 октября 2008 года по 31 мая 2013 года работал инструктором парашютно-десантной службы Пензенской региональной общественной организации "Авиационно-спортивный клуб РОСТО".
3 июня 2013 года Киреев Ю.А. принят на должность инструктора парашютно-десантной подготовки в Автономную некоммерческую организацию дополнительного образования "Авиационно-спортивный клуб ДОСААФ России" (далее по тексту - АНО ДО АСК ДОСААФ России). 13 июля 2018 года переведен на должность старшего инструктора парашютно-десантной подготовки, а 11 сентября 2018 года переведен на должность начальника поисково-спасательной и парашютно-десантной службы, на которой проработал по 10 февраля 2020 года. 13 февраля 2020 года Киреев Ю.А. принят на должность спасателя в Пензенскую региональную поисково-спасательную базу-филиал.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования Киреева Ю.А. о включении спорных периодов в специальный стаж в льготном исчислении, суд первой инстанции исходил из того, что требования истца о включении в его специальный стаж спорных периодов подтверждаются сведениями, отраженными в справках Пензенской региональной общественной организации "Авиационно-спортивный клуб" РОСТО, приказах организации, справках Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Пензенский авиационно-спортивный клуб" ДОСААФ России имени Героя Советского Союза В.С. Гризодубовой", а также записях в Книжках спортсмена-парашютиста.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что отсутствие по вине работодателя в сведениях, предоставленных в Пенсионный фонд, кода особых условий труда в спорный период работы истца, не может повлечь для него неблагоприятных последствий.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с нарушением норм материального права, регулирующих спорные отношения, и норм процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода нарушения норм материального и процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Подпунктом 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от возраста мужчинам, проработавшим не менее 25 лет в летном составе гражданской авиации, при оставлении летной работы по состоянию здоровья мужчинам, проработавшим не менее 20 лет в указанном составе гражданской авиации.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессией, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "з" п. 1 Постановления правительства от 16 июля 2014 года N 665 "О списках производств, работ, профессией и должностей специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" работникам летного состава гражданской авиации установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации применяется Список должностей работников летного состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года N 459.
Согласно п. 4 Списка должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года N 459, правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники - пожарные всех наименований, инструкторы авиа-пожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершившие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.
Срок выслуги для назначения пенсий работникам летного состава устанавливается в соответствии с Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного состава, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года N 459.
В соответствии с Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года N 459, при исчислении сроков выслуги для назначения пенсий работникам летного состава считается, в том числе:
- один год работы в должностях летного состава в учебных и спортивных авиационных организациях ДОСААФ - за полтора года выслуги при условии выполнения плана учебно-летной подготовки, а при выполнении элементов сложного и высшего пилотажа - за два года выслуги;
- один год работы в должностях, предусмотренных в п. 4 Списка должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, - за полтора года выслуги при условии выполнения годовой нормы прыжков с поршневых самолетов, вертолетов, дирижаблей и аэростатов, спусков (подъемов) на специальных пусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров, а при выполнении годовой нормы прыжков с реактивных самолетов и вертолетов - за два года выслуги.
При невыполнении условий, дающих право на льготное исчисление сроков выслуги в соответствии с вышеперечисленными условиями, один год работы засчитывается за один год выслуги.
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица периоды работы Киреева Ю.А. в Пензенской региональной общественной организации "Авиационно-спортивный клуб" РОСТО за период с 1 октября 2008 года по 31 мая 2013 года представлены без кода условий для досрочного назначения страховой пенсии.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Киреева Ю.А. о включении в стаж на соответствующих видах работ периода его работы с 1 октября 2008 года по 31 мая 2013 года в льготном исчислении как 1 год за 2 года, принял во внимание справку, уточняющую льготный период работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, выданную бухгалтером АНО ДПО "Пензенский АСК" ДОСААФ России, согласно которой Киреев Ю.А. работал в Пензенской региональной общественной организации "Авиационно-спортивный клуб" РОСТО парашютистом-инструктором парашютно-десантной службы с 1 октября 2008 года по 31 мая 2013 года. Кирееву Ю.А. устанавливалась годовая норма прыжков с парашютом в количестве 40 прыжков, которая была выполнена на 2008 - 2013 года. Взносы по дополнительному тарифу не уплачивались, так как организация не знала, что нужно уплачивать данный вид взносов.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Вместе с тем, судами не дана оценка тому обстоятельству, что указанная справка выдана на бланке Пензенской региональной общественной организации "Авиационно-спортивный клуб" РОСТО, на основании трудовой книжки, приказов о приеме и увольнении, которые не содержат сведения об условиях и характере работы, подписана главным бухгалтером АНО ДПО "Пензенский АСК" ДОСААФ России, в то время, как Пензенская региональная общественная организация "Авиационно-спортивный клуб" РОСТО ликвидирована по решению суда от 16 февраля 2021 года. Организация АНО ДПО "Пензенский АСК" ДОСААФ России (ОГРН 1115800002196, ИНН 5834900079) не является правопреемником Пензенской региональной общественной организации "Авиационно-спортивный клуб" РОСТО.
Как установлено судом, за период работы Киреева Ю.А. в АНО ДО "Пензенский АСК" ДОСААФ России (с 6 апреля 2016 года - АНО ДПО "Пензенский АСК" ДОСААФ России) индивидуальные сведения с 1 июня 2013 года по 31 декабря 2014 года, с 1 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года также представлены без кода льгот для досрочного назначения пенсии.
Удовлетворяя требования Киреева Ю.А. о включении в стаж на соответствующих видах работ периодов работы с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года, с 1 января 2018 года по 10 февраля 2020 года в льготном исчислении 1 года работы за 2 календарных года, суд основывался на справке, уточняющей льготный период работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, выданной АНО ДПО "Пензенский АСК" ДОСААФ России Кирееву Ю.А. 5 марта 2022 года за подписью директора ФИО8, о выполнении истцом годовой нормы прыжков, а также данными из книжек спортсмена - парашютиста, в которых содержатся сведения о количестве выполненных прыжков с парашютом по каждому текущему году, в том числе, прыжков с реактивной техники, а также сведения о выполнении годовой нормы прыжков с парашютом.
Вместе с тем, судами не дана оценка содержанию выданной АНО ДПО "Пензенский АСК" ДОСААФ России справки, уточняющей льготный период работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, в которой не указаны документы, на основании которых выдана указанная справка.
Согласно сведениям, содержащимся в указанной справке, взносы по дополнительному тарифу начали уплачиваться с 2018 года после проверки УПФР России по Пензенской области, т.к. организация не знала, что нужно уплачивать данный вид вносов, в связи с этим организацией был уплачен штраф.
Представленные в материалы дела копии книжек спортсмена-парашютиста Киреева Ю.А. не заверены надлежащим образом в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства, заполнены единообразно за период с 2008 года по 2022 год, подписаны начальником Пензенского АСК ФИО8 за весь спорный период, и в том числе, с 2018 года - самим истцом Киреевым Ю.А.
Между тем, порядок оформления и заполнения книжек парашютиста судами не устанавливался и не исследовался, оценка сведениям, представленным в них, не дана.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что отсутствие сведений персонифицированного учета о льготных периодах работы истца не влечет правовых последствий для работника при определении его стажа работы, поскольку представление достоверных сведений на каждое застрахованное лицо и справок с кодом льготы, а также сведений о характере трудовой деятельности работника является обязанностью работодателя, несостоятельны.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу части 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2003 года N 400-ФЗ, периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
На работодателей, применяющих труд работников на указанных видах работ, была возложена обязанность по уплате, начиная с 1 января 2013 года дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (с 1 января 2017 года - статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации), а также было предусмотрено правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов; условия назначения трудовой пенсии по старости применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по таким работам соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда; до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", соответствующие периоды могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 года результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (пункт 3 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", часть 6 статьи 30 и часть 8 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Такое правовое регулирование направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест, с учетом уплаты работодателями за такие периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2018 года N 2250-0).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку, о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых, Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 28 февраля 2017 года N 315-О Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности приведенных выше положений, указал, что такое правовое регулирование, в том числе, правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов, направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда, а потому не может рассматриваться как нарушающее права лиц, не относящихся к указанной категории.
Однако судами первой и апелляционной инстанций не учтено, что в отношении Киреева Ю.А. работодателями в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлялись сведения без кода условия для досрочного назначения страховой пенсии за период с 1 октября 2008 года по 31 мая 2013 года, с 1 июня 2013 года по 31 декабря 2014 года, с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года, дополнительные тарифы с 1 января 2013 года не уплачивались в установленном законом размере, в материалах дела отсутствуют какие-либо данные о том, что эти сведения относительно спорных периодов работы Киреева Ю.А. являются недостоверными.
Судами не устанавливались обстоятельства начисления и уплаты работодателями страховых взносов по дополнительному тарифу, проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (специальной оценки условий труда), возможности корректировки сведений индивидуального лицевого счета застрахованного лица, уплаты работодателями дополнительного тарифа в настоящее время, основания отказа работодателей произвести оплату дополнительного тарифа после проведенной проверки УПФР по Пензенской области за предшествующий период, в то время, как указанные обстоятельства имеют правовое значение при разрешении спора.
С учетом предмета заявленных требований, Кирееву Ю.А. судом не разъяснялось его право предъявления требований к работодателю о корректировке сведений индивидуального лицевого счета застрахованного лица, об уплате дополнительных тарифов при представлении в материалы дела сведений, подтверждающих факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможности оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Эти требования процессуального закона, как усматривается из текстов судебных постановлений, судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора выполнены не были. Также ими не учтено, что при рассмотрении дела суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства с учетом доводов и возражений сторон спора и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы. Иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.
Приведенное выше свидетельствует о формальном подходе судебных инстанций к рассмотрению настоящего дела, что привело к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В результате неправильного применения норм права, регулирующих спорные отношения, доводам ответчика и приводимым в их обоснование обстоятельствам, а также представленным документам, суды первой и апелляционной инстанций, вопреки требованиям статей 56, 67, 196 (о доказательствах и доказывании, об оценке доказательств) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не дали надлежащей правовой оценки.
Исходя из приведенного выше, обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что является основанием для отмены решения Ленинского районного суда г. Пензы от 15 июня 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 6 сентября 2022 года и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Ленинского районного суда г. Пензы от 15 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 6 сентября 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Ленинский районный суд г. Пензы.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.