Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 20 февраля 2023 года гражданское дело по иску Терелова Евгения Александровича к администрации Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, возложении обязанности назначить такую пенсию
по кассационной жалобе Терелова Евгения Александровича
на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республика Мордовия от 4 июля 2022 года по гражданскому делу N 2-1231/2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 20 сентября 2022 года по гражданскому делу N 33-1828/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, выслушав пояснения представителя истца Терелова Е.А. - Лялина А.А, действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Терелов Е.А. обратился в суд с иском к администрации Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, возложении обязанности назначить такую пенсию.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республика Мордовия от 4 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 20 сентября 2022 года, исковые требования Терелова Е.А. оставлены без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе Терелов Е.А. просит отменить принятые судебные акты первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, указывая на наличие оснований для назначения пенсии за выслугу лет, поскольку на период его работы действовала иная редакция закона, которая должна быть применена к его правоотношениям, так как закон обратной силы не имеет.
Заслушав доклад судьи, выслушав участника процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, Терелов Е.А. с 21 декабря 2005 г. по 25 мая 2016 г. работал в должностях Министра строительства и архитектуры Республики Мордовия, исполняющим обязанности Министра строительства и архитектуры Республики Мордовия, заместителя Председателя Правительства - Министра строительства и архитектуры Республики Мордовия, освобожден от занимаемой должности на основании пункта 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
С 17 марта 2022 г. Терелов Е.А. является получателем страховой пенсии по старости.
28 марта 2022 г. Терелов Е.А. обратился в администрацию Главы Республики Мордовия с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктом 2 статьи 29 Закона Республики Мордовия "О государственной службе Республики Мордовия".
Терелову Е.А. отказано в назначении пенсии за выслугу лет по тем основаниям, что он достиг пенсионного возраста не в период осуществления полномочий по государственной должности Республики Мордовия, как это предусмотрено пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
Пункт 10 Указа Президента Российской Федерации от 19 августа 1995 г. N854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы" содержит рекомендацию органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений названного указа исключительно за счет собственных средств.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 1 части первой статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее Федеральный закон о государственной гражданской службе Российской Федерации) государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей, отнесено к основным государственным гарантиям гражданских служащих.
Согласно статье 20 Закона Республики Мордовия "О государственной службе Республики Мордовия" лица, имеющие стаж государственной службы, минимальная продолжительность которого в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", исчисленный в соответствии со статьей 6.1 Закона Республики Мордовия "О государственных должностях и должностях гражданской службы Республики Мордовия", и при условии замещения ими должностей государственной службы Республики Мордовия не менее 5 лет, а в случае сокращения должностей государственной службы Республики Мордовия - не менее 3 лет, имеют право на пенсию за выслугу лет. Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации".
В силу пункта 5 статьи 20 Закона Республики Мордовия "О государственной службе Республики Мордовия" выплата пенсии за выслугу лет и надбавок к страховой пенсии, предусмотренных настоящим Законом, производится за счет республиканского бюджета Республики Мордовия в порядке, установленном Правительством Республики Мордовия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона Республики Мордовия "О государственной службе Республики Мордовия", лица, замещавшие государственные должности Республики Мордовия и иные должности, определяемые указом Главы Республики Мордовия, не менее 4 лет или не менее одного конституционного срока полномочий, имеют право на пенсию за выслугу лет независимо от продолжительности стажа работы на других государственных должностях (за исключением лиц, особый порядок пенсионного обеспечения которых установлен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо законами Республики Мордовия), на медицинское и санаторно-курортное обслуживание в соответствии со статьей 20 настоящего Закона.
Указом Главы Республики Мордовия от 28 октября 2009 г. N 221-УГ "О порядке предоставления пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Республики Мордовия и лицам, замещавшим государственные должности Республики Мордовия" утверждено Положение о порядке предоставления пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Республики Мордовия и лицам, замещавшим государственные должности Республики Мордовия" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения право на пенсию за выслугу лет имеют лица, отвечающие требованиям, указанным в пункте 1 статьи 20, пунктах 1 и 5.1 статьи 29, в пунктах 1 и 2 статьи 30 Закона Республики Мордовия "О государственной службе Республики Мордовия".
Пунктом 4 статьи 2.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (действующего до 21 декабря 2021 г.) предусматривалось, что в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации.
Согласно части пятой статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, либо по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части первой статьи 14 настоящего Федерального закона, либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью второй статьи 19 настоящего Федерального закона.
Согласно части шестой статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" лицам, замещавшим государственные должности субъекта Российской Федерации в течение срока, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законом о страховых пенсиях либо досрочно назначенной в соответствии с федеральным законом о занятости населения в Российской Федерации, может быть установлено дополнительное пенсионное обеспечение в случаях, на условиях и в порядке, которые предусмотрены законом субъекта Российской Федерации.
В силу части второй статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия федеральным конституционным законам, федеральным законам положений указанных актов действуют положения федерального конституционного закона, федерального закона.
В соответствии с частью четвертой статьи 65 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 января 2023 г. До их приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом они применяются к соответствующим отношениям в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении исковых требований Терелова Е.А. о назначении пенсии за выслугу лет, суды исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, с учетом положений действующего законодательства, регулирующего вопросы прохождения государственной гражданской службы, пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для назначения пенсии истцу за выслугу лет, поскольку на момент обращения к ответчику Терелов Е.А. не соответствовал критериям, предъявляемым к лицам, претендующим на получение дополнительных социальных гарантий.
Суды верно исходили из того, что к правоотношениям по назначению пенсии за выслугу лет применяется законодательство, действующее на момент возникновения такого права. Для назначения пенсии за выслугу лет на момент обращения Терелова Е.А. законом предусмотрена необходимость наличия нескольких условий, в то время как такая совокупность у истца отсутствует, поскольку пенсионного возраста он достиг не в период замещения государственной должности субъекта Российской Федерации.
В судебных постановлениях приведены результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также дано толкование норм материального права (Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", Закона Республики Мордовия "О государственной службе Республики Мордовия", Указа Главы Республики Мордовия от 28 октября 2009 г. N 221-УГ "О порядке предоставления пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Республики Мордовия и лицам, замещавшим государственные должности Республики Мордовия"), подлежащих применению к спорным отношениям.
Приведенные Тереловым Е.А. в жалобе доводы о наличии у него права на пенсию по выслуге лет, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут.
Ссылки истца в кассационной жалобе на необходимость применения к спорным отношениям закона в редакции, действующей в период работы, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку в силу приведенного выше нормативного регулирования при противоречии регионального законодательства федеральному, применению подлежат нормы федерального законодательства.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республика Мордовия от 4 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 20 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Терелова Евгения Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.