Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконферен-связи на базе Дятьковского городского суда Брянской области 27 февраля 2023 года гражданское дело по иску Ивашиной Галины Кузьминичны к Финансовому управлению администрации Дятьковского района Брянской области о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации за задержку выплаты заработной платы, морального вреда
по кассационной жалобе Ивашиной Галины Кузьминичны
на решение Дятьковского городского суда Брянской области от 21 июня 2022 года по гражданскому делу N 2-69/2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 25 октября 2022 года по гражданскому делу N 33-69/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, выслушав представителя истца Ивашиной Г.К. - Супроненко Т.В, действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения по доводам кассационной жалобы представителя ответчика Финансового управления администрации Дятьковского района Брянской области Макеевой Д.И, действующей на основании доверенности,
УСТАНОВИЛА:
Ивашина Г.К. обратилась в суд с иском к Финансовому управлению администрации Дятьковского района Брянской области о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации за задержку выплаты заработной платы, морального вреда.
Решением Дятьковского городского суда Брянской области от 21 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 25 октября 2022 года, в удовлетворении требований Ивашиной Г.К. отказано.
В поданной кассационной жалобе Ивашина Г.К. просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, указывая на незаконность отстранения от работы.
Заслушав доклад судьи, выслушав участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, на основании трудового договора от 25 февраля 2010 года Ивашина Г.К. принята на муниципальную службу в финансовое управление администрации Дятьковского района на должность муниципальной службы главного специалиста бюджетного отдела, с 30 октября 2020 года занимает должность старшего инспектора финансового управления администрации Дятьковского района Брянской области.
Как следует из постановления N4 Главного государственного санитарного врача по Брянской области от 26 июня 2021 года N 4 "О проведении профилактических прививок отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям", эпидемиологическая ситуация по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (C0VID-19) в Брянской области расценивается как неблагополучная.
В связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьей 10 Федерального Закона от 17.09.1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", п.18.3 СП 3.1/3.2.3 146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", приказом Минздрава России от 21.03.2014 года N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2014 года N 32115) Главный санитарный врач Брянской области постановил:обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в частности, муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы Брянской области, работникам органов власти Брянской области и подведомственных им организаций (п.п. 1.2 Постановления).
Руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Брянской области, в сферах, установленных пунктом 1 настоящего постановления: в срок до 1 октября 2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15 ноября 2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 60% от общей численности работников, сотрудников; усилить информационно-разъяснительную работу среди работников, сотрудников по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок (п. 2.1 Постановления).
Пункт 1 настоящего Постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID - 19) в соответствии с п. п. 2.10. 2.11 Методических рекомендаций "Порядок проведения вакцинации вакциной ГАМ-КОВИД-ВАК против COVID-19 взрослого населения" и п. 6.3 стандартной операционной процедуры "Порядок проведения вакцинации против COVID-19 вакциной ЭпиВакКорона взрослому населению" (направлены письмами Минздрава России от 20 февраля 2021 N 1/И/1-1221 и от 21 января 2021 г. N 1/и/1-332.) и Инструкции Министерства здравоохранения Российской Федерации по медицинскому применению лекарственного препарата КовиВак (Вакцина коронавирусная инактивированная цельновирионная концентрированная очищенная) (п. 3 Постановления).
Правительству Брянской области: обеспечить контроль соблюдения организациями, индивидуальными предпринимателями требований настоящего Постановления и еженедельно представлять в Управление Роспотребнадзора по Брянской области информацию об исполнении настоящего Постановления; определить потребность в вакцине, холодильном оборудовании, прививочных бригадах, прививочных пунктах, дополнительно привлекаемых медицинских работниках, необходимых для выполнения требований пункта 1 настоящего Постановления; организовать проведение активного информирования населения о преимуществах вакцинопрофилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), как наиболее эффективном профилактическом мероприятии.
Как следует из ЕГРЮЛ, финансовое управление является отраслевым (функциональным) органом администрации Дятьковского района (основной вид деятельности - деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера), то есть входит в состав органа местного самоуправления с правами юридического лица.
30 июня 2021 года финансовым управлением администрации Дятьковского района Брянской области на основании п. 2 ст. 25, п.п. 1 и 3 ст. 29, ст. 35 ФЗ от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановления главного государственного санитарного врача по Брянской области от 26 июня 2021 года N4 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", распоряжения главы администрации от 30 июня 2021 года N397-р "О вакцинации работников администрации Дятьковского района против новой коронавирусной инфекции" издан приказ N23, которым постановлено организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной в срок до 1 октября 2021 года, а в срок до 15 ноября 2021 года - вторым компонентом двухкомпонентной вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 60% от общей численности работников финансового управления администрации Дятьковского района; работникам финансового управления администрации Дятьковского района Брянской области пройти вакцинацию первым компонентом или однокомпонентной вакциной в срок до 1 октября 2021 года, а в срок до 15 ноября 2021 года - вторым компонентом двухкомпонентной вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации; работникам финансового управления администрации Дятьковского района, имеющим противопоказания к вакцинации от COVID-19 или прошедшим вакцинацию ранее, письменно сообщить об этом в финансовое управление администрации Дятьковского района и представить подтверждающие документы не позднее 13 часов 30 сентября 2021 года. Разъяснено, что работники, подлежащие обязательной вакцинации и не прошедшие ее, могут быть отстранены от работы.
1 июля 2021 года копия данного приказа, а также уведомление о необходимости прохождения вакцинации вручены Ивашиной Г.К.
30 сентября 2021 года Ивашина Г.К. представила начальнику финансового управления администрации Дятьковского района заявление, в котором сообщала о том, что пройдет вакцинацию по мере поступления в медицинское учреждение вакцины КоВиВак.
В тот же день на основании приказа N30 Ивашина Г.К. отстранена с 1 октября 2021 года от работы, в связи с не прохождением профилактической вакцинации против коронавирусной инфекции COVID-19 (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации) и (или) отказом от прохождения вакцинации.
Приказом 15 ноября 2021 года N6 на основании предоставленного сертификата о вакцинации N1000207698614920 от 12 ноября 2021 года, заявления от 15 ноября 2021 года Ивашина Г.К. допущена к работе.
Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе, в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Трудового Кодекса Российской Федерации работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать трудовую дисциплину; выполнять установленные нормы труда; соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда; бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников; незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе, имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).
Перечень оснований для отстранения работника от работы приведен в статье 76 Трудового Кодекса Российской Федерации, согласно абзацу 7 части 1 данной нормы трудового права работодатель обязан отстранить работника от работы по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (абзац 8).
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (абзац 9).
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В силу п. 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 года N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (п. 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66).
Календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, являющимся приложением N2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года N125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" установлены категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с уровнями приоритета.
К приоритету 3-го уровня относятся государственные гражданские и муниципальные служащие.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Ивашиной Г.К, суды исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли к обоснованному выводу, что оснований для признания приказа об отстранении истца от работы незаконным не имеется, поскольку отстранение истца от работы осуществлено работодателем на законных основаниях, в связи с отсутствием доказательств вакцинации истца первым компонентом или однокомпонентной вакциной в срок до 1 октября 2021 года, при отсутствии возможности дистанционной работы в силу характера выполняемой трудовой функции, с соблюдением процедуры отстранения, нарушений трудовых прав при принятии соответствующего решения работодателем не допущено.
Не усмотрев оснований для признания приказа об отстранении от работы незаконным, суды правомерно отказали в удовлетворении производных от него требований о взыскании заработной платы за период отстранения от работы, компенсации морального вреда.
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (статей 76, 237, 312.9 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 17 сентября 1998 года N157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", Постановления главного государственного санитарного врача по Брянской области от 26 июня 2021 года N4 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные Ивашиной Г.К. в кассационной жалобе доводы относительно добровольного согласия на медицинское вмешательство и необязательности прививки против коронавирусной инфекции, а также об отсутствии в Перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N825 должности, которую занимает истец, являются аналогичными правовой позиции истца при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций.
Позиция истца проанализирована судами, мотивы, по которым указанные доводы признаны необоснованными и отклонены, подробно изложены в оспариваемых судебных актах. Оснований не соглашаться с выводами суда первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании.
Ссылки заявителя жалобы об отсутствии оснований для отстранения ее от работы и неверных выводах судов о законности такого отстранения основаны на неверном понимании норм материального права.
Доводы жалобы о том, что отстранение от работы возможно было только после 15 ноября 2021 года являются ошибочными, поскольку и постановлением Главного государственного санитарного врача по Брянской области от 26 июня 2021 года N4 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", и приказом работодателя 30 июня 2021 года предусмотрена обязанность проведения профилактической прививки однокомпонентной вакцинации в срок до 1 октября 2021 года. Как следует из материалов дела, Ивашиной Г.К. прививка Российской однокомпонентной цельновирионной инактивированной вакциной КовиВак сделана после 1 октября 2021 года.
Иных доводов, которые не были бы отражены в оспариваемых судебных актах, кассационная жалоба истца не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях по доводам кассационной жалобы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по доводам кассационной жалобы по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Дятьковского городского суда Брянской области от 21 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 25 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ивашиной Галины Кузьминичны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.