Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 20 февраля 2023 года гражданское дело по иску Калинина Альберта Валерьевича к Государственному казенному учреждению Нижегородской области "Управление социальной защиты населения Приокского района г. Нижний Новгород" о признании отказа в предоставлении компенсации при превышении фактического увеличения размера платы за коммунальные услуги, над размером предельного (максимального) индекса незаконным, о возложении обязанности назначить компенсацию по ст.157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации
по кассационной жалобе Калинина Альберта Валерьевича
на решение Приокского районного суда г. Нижний Новгород от 24 мая 2022 года по гражданскому делу N 2-361/2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 13 сентября 2022 года по гражданскому делу N 33-11265/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В,
УСТАНОВИЛА:
Калинин А.В. обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению Нижегородской области "Управление социальной защиты населения Приокского района г. Нижний Новгород" (далее по тексту - ГКУ НО УСЗН Приокского района г. Н. Новгород") о признании отказа в предоставлении компенсации при превышении фактического увеличения размера платы за коммунальные услуги, над размером предельного (максимального) индекса незаконным, о возложении обязанности назначить компенсацию по ст.157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решением Приокского районного суда г. Нижний Новгород от 24 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 13 сентября 2022 года, исковые требования Калинина А.В. удовлетворены частично: признан отказ ГКУ НО УСЗН Приокского района г. Н.Новгород" от 8 декабря 2021 года за N 405-15/01-11-5415 по рассмотрению заявления от 06 декабря 2021 года в предоставлении Калинину А.В. компенсации при превышении фактического размера вносимой платы за коммунальные услуги над размером предельного индекса в соответствии с Правилами, утвержденными Указом Губернатора Нижегородской области от 1 февраля 2018 года N 16, по основанию непредставления документа, выданного государственной жилищной инспекцией, содержащей информацию о превышении фактического увеличения размера платы за коммунальные услуги, вносимой гражданином, потребляющим коммунальные услуги при использовании жилого помещения, над размером предельного индекса с указанием суммы компенсации, предусмотренного п.7 Правил, - незаконным.
В удовлетворении исковых требований о возложении обязанности назначить компенсацию по ст. 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации при превышении фактического размера вносимой платы за коммунальные услуги над размером предельного индекса с ноября 2020 года, с декабря 2021 года Калинину А.В. - отказано.
В поданной кассационной жалобе Калинин А.В. просит отменить принятые судебные акты в части отказа в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, указывая на наличие оснований для назначения компенсации.
Заслушав доклад судьи, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г "адрес", является ФИО8
Согласно выписки из домовой книги, выданной АО "Домоуправляющая компания Приокского района" в квартире, расположенной по адресу: г. "адрес" зарегистрированы: с 7 июня 2005 года ФИО7, с 18 июня 2005 года -Калинин А.В.
18 ноября 2020 года Калинин А.В. обратился в ГКУ НО "УСЗН Приокского района г. Нижний Новгород" с заявлением о выплате компенсации за счет средств областного бюджета при превышении фактического увеличения размера платы за коммунальные услуги над размером придельного индекса изменения размера вносимой платы за коммунальные услуги при использовании жилого помещения, расположенного по адресу: г "адрес", за период с июня 2020 года по октябрь 2020 года.
Согласно материалам дела, 1 декабря 2020 года Калинину А.В. на указанное обращение от 18 ноября 2020 года ГКУ НО УСЗН Приокского района г. Нижний Новгород" дан ответ об отказе в компенсации, поскольку в обращении отсутствует полный пакет документов.
6 декабря 2021 года Калинин А.В. обратился в ГКУ НО "УСЗН Приокского района г. Нижний Новгород" с заявлением о выплате компенсации по ст. 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации за счет средств областного бюджета при использовании жилого помещения, г "адрес", при превышении фактического размера платы за коммунальные услуги при использовании жилого помещения над размером предельного индекса.
8 декабря 2021 года Калинину А.В. на указанное обращение ГКУ НО "УСЗН Приокского района г. Нижний Новгород" дан ответ, согласно которому Калинину А.В. отказано в предоставлении компенсации по основанию, что Калининым А.В. не был предоставлен документ, выданный государственной жилищной инспекцией Нижегородской области, содержащий информацию о превышении фактического увеличения размера платы за коммунальные услуги, вносимой гражданином над размером предельного индекса с указанием суммы компенсации.
4 марта 2022 года Калинин А.В. обращался в Государственную жилищную инспекцию о предоставлении информации о превышении фактического увеличения размера платы за коммунальные услуги над размером предельного индекса по жилому помещению по адресу: "адрес".
1 апреля 2022 года Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области на обращение Калинина А.В. дан ответ о том, что превышение фактического увеличения размера платы за коммунальные услуги над размером предельного индекса по жилому помещению по адресу: г.Н. "адрес", отсутствует, с приложением форм индивидуальных расчетов.
В соответствии с пунктами 8.4, 9 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся в том числе: осуществление мониторинга применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Таким образом, с учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (часть 2).
В силу части 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.
Частью 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации). Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации", на основании статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации утверждены "Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации", которыми определены принципы и порядок расчета, утверждения и применения индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации (далее Основы формирования индексов).
Согласно пункту 4 Основ формирования индексов предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг. В случае перехода к расчету за коммунальные услуги с использованием приборов учета объем потребления коммунальных услуг при расчете и применении предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации в сравниваемых периодах (месяцах) принимается равным нормативу, действующему в базовом периоде (декабре предыдущего календарного года).
Пунктом 5 Основ формирования индексов при применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие изменения фактических объемов потребления в результате проведения в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", перерасчета размера платы за коммунальные услуги за прошедшие расчетные периоды.
Согласно пункту 10 Основ установлено, что применение индексов по субъектам Российской Федерации должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода в среднем по субъекту Российской Федерации по отношению к плате граждан за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года в среднем по субъекту Российской Федерации не более чем на установленную величину индекса по субъекту Российской Федерации. Применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса.
В соответствии с абзацем 2 пункта 11 Основ формирования индексов предельные индексы утверждаются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Индексы по субъектам Российской Федерации и размер отклонений по субъектам Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации на основании предложения, представленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (пункт 12 Основ формирования индексов).
Указом Губернатора Нижегородской области от 1 февраля 2018 года N 16 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" утверждены "Правила предоставления гражданам компенсации за счет средств областного бюджета при превышении фактического увеличения размера платы за коммунальные услуги, вносимой гражданами, потребляющими коммунальные услуги при использовании жилого помещения и (или) жилого дома, над размерами предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Нижегородской области", вместе с "Порядком индивидуального расчета размера компенсации гражданам за счет средств областного бюджета при превышении фактического увеличения размера платы за коммунальные услуги, вносимой гражданами, потребляющими коммунальные услуги при использовании жилого помещения и (или) жилого дома, над размерами предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Нижегородской области" (далее Правила).
Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления гражданам компенсации за счет средств областного бюджета при превышении фактического увеличения размера платы за коммунальные услуги, вносимой гражданами, потребляющими коммунальные услуги при использовании жилого помещения и (или) жилого дома, над размерами предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Нижегородской области (далее соответственно - компенсация, жилое помещение, предельный индекс), а также порядок индивидуального расчета размера компенсации (пункт 1 Правил).
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставление гражданам компенсации осуществляется государственным казенным учреждением "Управление социальной защиты населения".
Согласно пункту 3 Правил компенсация предоставляется гражданину в случае, если фактическое увеличение размера платы за коммунальные услуги, вносимой гражданином, потребляющим коммунальные услуги при использовании жилого помещения, превышает размер предельного индекса, установленного на соответствующий период для соответствующего муниципального образования Нижегородской области, на территории которого находится данное жилое помещение.
Предельный срок обращения гражданина за компенсацией не более шести месяцев с месяца превышения фактического увеличения размера платы за коммунальные услуги, вносимой гражданами, потребляющими коммунальные услуги при использовании жилого помещения и (или) жилого дома, над размерами предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Нижегородской области, возникшего не ранее 1 января 2018 года (пункт 4 Правил).
В силу пункта 7 Правил в целях получения компенсации граждане или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, или законные представители представляют в управление социальной защиты населения по месту нахождения жилого помещения следующие документы: заявление по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам; копию документа, удостоверяющего личность гражданина и место его жительства или пребывания; документ об отсутствии (наличии) задолженности по оплате коммунальных услуг, выданный лицами, осуществляющими начисление гражданам платы за жилое помещение и коммунальные услуги, на первое число месяца подачи заявления, копию соглашений по ее погашению (при наличии).
Абзацами 5, 6 пункта 7 Правил предусмотрено, что граждане или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, или законные представители вправе представить в управление социальной защиты населения по месту нахождения жилого помещения копию документа, выданного государственной жилищной инспекцией Нижегородской области, содержащего информацию о превышении фактического увеличения размера платы за коммунальные услуги, вносимой гражданином, потребляющим коммунальные услуги при использовании жилого помещения, над размером предельного индекса с указанием суммы компенсации по форме, предусмотренной приложением 3 к настоящим Правилам. Расчет осуществляется в соответствии с Порядком индивидуального расчета размера компенсации гражданам за счет средств областного бюджета при превышении фактического увеличения размера платы за коммунальные услуги, вносимой гражданами, потребляющими коммунальные услуги при использовании жилого помещения и (или) жилого дома, над размерами предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Нижегородской области, являющимся приложением 2 к настоящим Правилам.
В случае, если гражданин не представил указанный документ по собственной инициативе, управление социальной защиты населения для его получения направляет в течение 2 рабочих дней с момента получения заявления межведомственный запрос в государственную жилищную инспекцию Нижегородской области в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации в сфере организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
Компенсация предоставляется с месяца регистрации заявления и документов, указанных в пункте 7 настоящих Правил (пункт 14 Правил).
Согласно Указу Губернатора Нижегородской области от 11 декабря 2019 года N 124 "Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Нижегородской области" с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года установлен предельный (максимальные) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании Нижегородской области - городской округ г.Нижний Новгород 4%.
Согласно Указу Губернатора Нижегородской области от 10 декабря 2020 года N 207 "Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Нижегородской области" с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года установлен предельный (максимальные) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании Нижегородской области - городской округ г.Нижний Новгород 4%.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований Калинина А.В. о возложении обязанности назначить компенсацию по ст.157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации при превышении фактического размера вносимой платы за коммунальные услуги над размером предельного индекса с ноября 2020 года, с декабря 2021 года, суды исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли к обоснованному выводу, что доказательств превышения предельного индекса изменения размера вносимой Калининым А.В. платы за комплекс коммунальных услуг, суду не представлено, начисление платы за коммунальные услуги за спорный период произведено в соответствии с нормами действующего законодательства.
Кроме того, суды верно исходили из того, что Калининым А.В. пропущен срок обращения за компенсацией за декабрь 2019 года, за декабрь 2020 года, поскольку в соответствии с пунктом 4 Правил предоставления гражданам компенсации за счет средств областного бюджета, утвержденных Указом Губернатора Нижегородской области от 1 февраля 2018 года N 16, предельный срок обращения гражданина за компенсацией составляет не более шести месяцев с месяца превышения фактического увеличения размера платы за коммунальные услуги, поскольку Калинин А.В. обращался за компенсацией по истечению указанного срока, а именно: 6 декабря 2021 года.
В судебных актах приведено толкование норм материального права (статей 13, 14, 154, 157, 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства РФ от 30 апреля 2014 года N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации", Указа Губернатора Нижегородской области от 01 февраля 2018 года N 16, Указа Губернатора Нижегородской области от 10 декабря 2020 года N 207 "Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Нижегородской области"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы Калинина А.В. о наличии оснований для назначения компенсации по ст.157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации при превышении фактического размера вносимой платы за коммунальные услуги над размером предельного индекса с ноября 2020 года, с декабря 2021 года, являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии являться не могут.
Ссылки истца в кассационной жалобе о допущенных Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области нарушениях при расчете компенсации, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку указанный расчет проверен судом, нарушений и оснований для перерасчета не установлено.
Доводы кассационной жалобы истца об обязанности начисления и выплаты компенсации в отсутствие его заявления, судебная коллегия считает основанными на ошибочном толковании норм материального права, регулирующего спорные отношения.
Судами исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных доводов, которые не были бы отражены в оспариваемом судебном акте, кассационная жалоба истца не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Приокского районного суда г. Нижний Новгород от 24 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 13 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Калинина Альберта Валерьевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.