Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 27 февраля 2023 года гражданское дело по иску Капота Ольги Андреевны к Администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области о признании незаконным решения о назначении субсидии, обязании установить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
по кассационной жалобе Капота Ольги Андреевны
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 3 августа 2022 года по гражданскому делу N 33-22493/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В,
УСТАНОВИЛА:
Капота О.А. обратилась в суд с иском к Администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области о признании незаконным решения о назначении субсидии, обязании установить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Решением Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 6 мая 2022 года исковые требования Капота О.А. удовлетворены: признано незаконным решение Администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области от 21 октября 2021 года N 211882 о назначении Капота О.А. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в части размера предоставленной субсидии; на Администрацию Орехово-Зуевского городского округа Московской области возложена обязанность установить Капота О.А. с 1 октября 2021 года субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 3767 руб. 31 коп. в месяц.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 3 августа 2022 года решение Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 6 мая 2022 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Капота О.А. отказано.
В поданной кассационной жалобе Капота О.А. просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Заслушав доклад судьи, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом, Капота Е.И. на основании договора купли-продажи квартиры от 25 марта 2021 года на праве собственности принадлежит квартира, общей площадью 31.2 кв.м, с кадастровым N, расположенная по адресу: "адрес", что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
14 апреля 2021 года между наймодателем ФИО5 и нанимателем Капота О.А. заключен договор найма жилого помещения.
Согласно п. 1.1 договора найма наймодатель передает нанимателю во владение и пользование за плату изолированное жилое помещение для проживания в нем: квартиру кадастровый N, общей площадью 31.2 кв.м, расположенную по адресу: "адрес".
Срок найма согласно п. 3.1 договора установлен в 11 месяцев с момента подписания передаточного акта.
Из п. 4.1 договора найма следует, что плата за пользование помещением и имуществом составляет 1 рубль в месяц.
В соответствии с п. 4.3 договора найма размер ежемесячных платежей установлен без учета оплаты коммунальных услуг.
Согласно п. 4.4. договора найма наниматель самостоятельно помимо платы, установленной п. 4.1 договора оплачивает коммунальные платежи, электроэнергию, а также иные начисления в квитанции на оплату.
Передаточным актом от 14 апреля 2021 года (оборот) стороны договора подтвердили передачу указанного жилого помещения от наймодателя к нанимателю.
Капота О.А. с 14 апреля 2021 года зарегистрирована и проживает по указному адресу, что подтверждается справкой от 15 октября 2021 года. Совместно зарегистрированных с ней граждан нет.
Капота О.А. производит оплату коммунальных платежей, что подтверждается представленными квитанциями об оплате.
Капота О.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 1 декабря 2014 года является получателем страховой пенсии по старости согласно справки ГУ - ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области от 9 февраля 2022 года.
Размер ежемесячной страховой пенсии по старости за период с 1 апреля 2021 года по 30 сентября 2021 года составил 9664, 73 руб.
Согласно справке Министерства социального развития Московской области от 11 марта 2022 года с июня 2021 года по февраль 2022 года Капота О.А. производились выплаты в виде компенсации гражданам старше 65 лет в размере по 1000 руб, с февраля 2022 г. по март 2022 года - по 2162, 12 руб.
Капота О.А. обратилась с заявлением в Администрацию Орехово-Зуевского городского округа о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Решением Администрации Орехово-Зуевского городского округа по предоставлению государственной услуги по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от 21 октября 2021 года N 211882 л/д 53 Капота О.А. с 1 октября 2021 года до 1 апреля 2022 года предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 1 рубля 00 копеек.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что размер субсидии, установленный Администраций Орехово-Зуевского городского округа в размере 1 рубль, установлен в нарушение положений пунктов 20 - 31 раздела IV Правил.
Отменяя решение суда, и отказывая в удовлетворении исковых требований Капота О.А, суд апелляционной инстанции указал, что согласно Методическим рекомендациям по применению правил предоставления субсидии, которые принимаются за фактические расходы нанимателя, если плата, установленная в договоре найма жилого помещения частного жилищного фонда, ниже фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, то за фактические расходы нанимателя рекомендуется принимать плату, установленную в договоре найма.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО5, поскольку Администрацией законно и обоснованно был установлен размер субсидии, который принимается за фактические расходы нанимателя, в сумме 1 рубля 00 копеек.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции по существу данного спора сделанными с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены такого рода нарушения.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки.
К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).
Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (пункт 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (пункт 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, членов семьи собственника - в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей жилых помещений, собственников помещений в многоквартирном доме и собственников жилых домов.
Согласно части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги.
В силу части 2 названной статьи плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 4 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - Правила, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Исходя из пункта 7 Правил решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением (далее - уполномоченный орган).
Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 66 Правил).
Перечень документов для получения субсидии, которые представляются гражданами в уполномоченный орган по месту жительства, приведен в пункте 8 Правил. Среди них документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Порядок определения размера субсидии установлен пунктами 20 - 31 раздела IV Правил. Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (пункт 20 Правил).
Согласно пункту 34 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи". Во исполнение этого закона постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512 утвержден Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.
Порядок исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии урегулирован разделом V Правил, пункты 32 - 35 которого содержат перечень видов доходов граждан, как учитываемых, так и не учитываемых при исчислении совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина, в целях предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Размер субсидии определяется уполномоченным органом по соответствующим формулам, указанным в пунктах 23, 24 и 25 Правил, в зависимости от среднедушевого дохода семьи по отношению к прожиточному минимуму, установленному органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В случае предоставления получателю субсидии и (или) членам его семьи мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежных выплат и (или) компенсаций размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов, уменьшенных на размер предоставленных мер социальной поддержки (пункт 27 Правил).
Как следует из материалов дела, 14 апреля 2021 года между наймодателем ФИО5 и нанимателем Капота О.А. заключен договор найма жилого помещения.
Согласно п. 1.1 договора найма наймодатель передает нанимателю во владение и пользование за плату квартиру, расположенную по адресу: "адрес".
Из п. 4.1 договора найма следует, что плата за пользование помещением и имуществом составляет 1 рубль в месяц.
В соответствии с п. 4.3 договора найма размер ежемесячных платежей установлен без учета оплаты коммунальных услуг.
Согласно п. 4.4. договора найма наниматель самостоятельно помимо платы, установленной п. 4.1 договора оплачивает коммунальные платежи, электроэнергию, а также иные начисления в квитанции на оплату.
Также п. 2.2.5 договора найма предусмотрено, что наниматель Капота О.А. обязана своевременно и в полном объеме вносить в установленном порядке плату за Помещение и самостоятельно оплачивать жилищные и коммунальные услуги по утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам и тарифам.
Согласно представленному ответчиком расчету, размер субсидии на оплату жилого помещения по состоянию на 1 октября 2021 года должен составлять 3767 руб. 31 коп.
Как установлено судом первой инстанции, Капота О.А. производит оплату коммунальных платежей, что подтверждается представленными квитанциями об оплате.
Между тем, условия заключенного договора найма жилого помещения, возлагающие обязанность на нанимателя производить оплату коммунальных услуг, судом апелляционной инстанции учтены не были, правовой оценки не получили.
При рассмотрении дела суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства с учетом доводов и возражений сторон спора и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы. Иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.
Приведенное выше свидетельствует о формальном подходе к рассмотрению настоящего дела, что привело к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, обжалуемое апелляционное определение нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанного судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 3 августа 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Московский областной суд.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.