Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Свердловской области "данные изъяты" "данные изъяты". на решение судьи Свердловского областного суда от 17 ноября 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министра здравоохранения Свердловской области Карлова Андрея Александровича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Свердловской области N62-16-33/4/19-2022 от 31 августа 2022 года должностное лицо Министр здравоохранения Свердловской области Карлов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 28 сентября 2022 года постановление должностного лица изменено, производство по делу прекращено, Карлову А.А. объявлено устное замечание в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Свердловского областного суда от 17 ноября 2022 года постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Свердловской области от 31 августа 2022 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 28 сентября 2022 года отменены, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление - заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Свердловской области "данные изъяты" "данные изъяты", просит отменить решение судьи Свердловского областного суда от 17 ноября 2022 года, оставить в силе постановление должностного лица.
Возражения на жалобу не поступили.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу статьи 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе в форме иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в случае предоставления бюджетных ассигнований, источником финансового обеспечения которых являются резервные фонды Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 N 1125 утверждены Правила предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - Правила предоставления межбюджетных трансфертов).
В силу пункта 3 Правил предоставления межбюджетных трансфертов одним из условий предоставления иных межбюджетных трансфертов является заключение между Министерством здравоохранения Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или администрацией г. Байконура соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов предусмотрено, что результатом предоставления иных межбюджетных трансфертов является количество оплаченных в 2021 году случаев проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц в соответствии с порядком, установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации, по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, а также ее финансового обеспечения.
В соответствии с частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Как следует из материалов дела, Министерство здравоохранения Свердловской области возглавляет Министр здравоохранения Свердловской области, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Свердловской области по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации. Указом Губернатора Свердловской области от 29 июля 2020 года Карлов А.А. назначен на должность Министра здравоохранения Свердловской области.
03 августа 2021 года между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Правительством Свердловской области заключено соглашение N 056-17-2021-404 о предоставлении иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации и бюджету г. Байконура, источником финансового обеспечения которого являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетного трансферта бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - соглашение).
В соответствии с пунктом 4.3.3 соглашения субъект обязан обеспечить достижение значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта, установленных приложением N 2. Согласно указанному приложению N2 к соглашению количество оплаченных в 2021 году случаев проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц установлено в размере 188960 единиц.
Пунктом 6.1.1 соглашения предусмотрено, что уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, осуществляющим взаимодействие с Министерством здравоохранения Российской Федерации, на который возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) соглашения и предоставление отчетности, является Министерство здравоохранения Свердловской области.
Управлением Федерального казначейства по Свердловской области проведена проверка соблюдения Министерством здравоохранения Свердловской области целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что на отчетную дату количество оплаченных в 2021 году случаев проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц составило 37 504 единицы, отклонение от планового значения составило 151 456 единиц (80, 15%). В связи с изложенным сделан вывод, что в нарушение пункта 5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов, пункта 4.3.3 соглашения получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, не исполнено условие предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов в части оплаты в 2021 году случаев проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц в количестве 188 960 единиц.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении уполномоченного должностного лица - Министра здравоохранения Свердловской области Карлова А.А. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дела Карлов А.А. привлечен к административной ответственности.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу Карлова А.А. на постановление, пришел к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, отсутствии вреда и каких-либо последствий, расценил данное деяние как не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем освободил Карлова А.А. от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Отменяя постановление должностного лица, решение судьи районного суда и прекращая производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда исходил из того, что ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о назначении административного наказания не указано, какие именно должностные обязанности были Карловым А.А. не исполнены, либо исполнены ненадлежащим образом; при рассмотрении дела не принято во внимание, что диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья, при этом необходимым предварительным условием проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации является дача информированного добровольного согласия гражданина на медицинское вмешательство, проведение углубленной диспансеризации застрахованных лиц возможно только лишь по факту добровольного обращения граждан, давших согласие на медицинское вмешательство; причиной недостижения значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта явилось отсутствие обращений граждан для прохождения углубленной диспансеризации, что не может свидетельствовать о неисполнении или ненадлежащем исполнении Министром здравоохранения Свердловской области своих должностных обязанностей; значения результатов предоставления иного межбюджетного трансферта не достигнуты по обстоятельствам, не зависящим от воли Министра здравоохранения Свердловской области Карлова А.А, самим Карловым А.А. принимались меры, направленные на достижение значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта, выводы должностных лиц административного органа и судьи районного суда о наличии вины Карлова А.А. в совершении административного правонарушения, являются необоснованными.
Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление. Из положений части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Эта норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
В силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Изложенные в жалобе доводы не свидетельствуют о том, что при вынесении судьей областного суда решения допущены существенные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, повлекшие принятие неправильного процессуального решения по делу.
В настоящем случае доводы жалобы со ссылками на положения и конкретные условия заключенного соглашения, с рассуждениями об отсутствии в соглашении исключений освобождения от ответственности при недостижении планового значения, о праве обратиться в Министерство здравоохранения Российской Федерации за разъяснениями в случае невозможности достижения значения показателя результативности в период действия соглашения, о наличии оснований для такого обращения, по существу сводятся к утверждению подателя жалобы о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вины Карлова А.А. в его совершении, направлены на переоценку установленных судьей областного суда обстоятельств дела и сделанных в связи с этим выводов об отсутствии вины Карлова А.А. в совершении административного правонарушения.
С учетом изложенного доводы жалобы направлены на переоценку правильно установленных обстоятельств, имеющих значение для разрешения настоящего дела, но не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения по причине допущенных судьей нарушений, которым в настоящем случае вынесено законное и обоснованное решение, соответствующее статье 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Свердловского областного суда от 17 ноября 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министра здравоохранения Свердловской области Карлова Андрея Александровича оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Свердловской области "данные изъяты" "данные изъяты". - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.