Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Ладейщиковой М.В, Зариповой Ю.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мартыновой Светланы Васильевны на решение Ленинского районного суда города Магнитогорска Челябинской области от 15 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 15 ноября 2022 года по административному делу N2а-410/2022 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N17 по Челябинской области (далее - Инспекция) к Мартыновой Светлане Васильевне о взыскании пени по страховым взносам.
Заслушав доклад судьи Ладейщиковой М.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Инспекция обратилась в суд с административным исковым заявлением к Мартыновой С.В. о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 3 822, 07 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 764, 46 рублей, указав на неисполнение административным ответчиком обязанности по уплате страховых взносов в установленные сроки, в связи с чем на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) были начислены пени на образовавшуюся задолженность.
Решением Ленинского районного суда города Магнитогорска Челябинской области от 15 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 15 ноября 2022 года, с Мартыновой С.В. взысканы пени за периоды с 17 декабря 2018 года по 14 сентября 2019 года и с 15 октября 2019 года по 19 апреля 2021 года по страховым взносам:
-на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 602, 71 рублей и за 2018 год в сумме 129, 94 рублей;
-на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 3 072, 61 рублей и за 2018 год в сумме 590, 65 рублей.
В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
В поданной 09 января 2023 года кассационной жалобе Мартынова С.В. просит постановленные судебные акты отменить, как незаконные, прекратить производство по делу, ссылаясь на истечение сроков для предъявления налоговым органом настоящих требований.
Все участники извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания суда кассационной инстанции.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении административного дела таких нарушений не допущено.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов.
Согласно статье 75 НК РФ (в редакции, действующей на спорные периоды) пеня начисляется, если иное не предусмотрено этой статьей и главами 25 и 26.1 данного Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункт 3).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов (пункт 9).
Как установлено при рассмотрении дела, Мартынова С.В. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в следующие периоды: с 08 декабря 2015 года по 20 октября 2017 года; с 28 сентября по 30 октября и с 07 по 23 ноября 2018 года.
С Мартыновой С.В. взыскана задолженность по страховым взносам:
-за 2017 год на обязательное пенсионное страхование в размере 18 808, 06 рублей и на обязательное медицинское страхование в размере 3 689, 27 рублей на основании решения Ленинского районного суда города Магнитогорска Челябинской области от 19 сентября 2019 года, вступившего в законную силу 03 декабря 2019 года;
-за 2018 год на обязательное медицинское страхование в размере 795, 41 рублей (519, 63 рублей + 275, 78 рублей) и пени в сумме 1, 02 рубля; обязательное пенсионное страхование в размере 3 615, 44 рублей (2 361, 93 рубль + 1 253, 51 рубля) и пени в сумме 0, 93 рублей на основании решения Ленинского районного суда города Магнитогорска Челябинской области от 07 февраля 2020 года;
-за 2017, 2018 годы пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 156, 40 рублей и обязательное медицинское страхование в сумме 31, 28 рубля на основании решения Ленинского районного суда города Магнитогорска Челябинской области от 14 декабря 2020 года.
В связи с неуплатой Мартыновой С.В. страховых взносов в установленные сроки, Инспекцией направлено требование от 20 апреля 2021 года N9904 об уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 4 847, 50 рублей и обязательное медицинское страхование в размере 992, 96 рублей, в срок до 20 мая 2021 года.
Согласно расчету пени, включенных в требование N9904, налоговым органом начислены пени за период с 17 декабря 2018 года по 19 апреля 2021 год:
-по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в сумме 3 204, 26 рублей; за 2018 год в сумме 402, 39 рублей (задолженность 2 361, 93 рубль); за 2018 год в сумме 215, 42 рублей (задолженность 1 253, 51 рубля);
-по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в сумме 628, 53 рублей; за 2018 год в сумме 88, 52 рублей (задолженность 519, 63 рублей); за 2018 год в сумме 47, 41 рублей (задолженность 275, 78 рублей)
04 июня 2021 года мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с Мартыновой С.В. в пользу налогового органа пени по страховым взносам, который 28 июня 2021 года отменен в связи с поступившими от административного ответчика возражениями.
28 декабря 2021 года в суд поступил административный иск Инспекции.
Суды обеих инстанций, разрешая заявленный спор по существу, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в дело доказательства, пришли к заключению о правомерности заявленных налоговым органом требований, поскольку Мартынова С.В, являясь плательщиком страховых взносов в 2017 и 2018 годах, обязательные платежи в установленный срок не уплатила; задолженность по страховым взносам взыскана на основании судебных актов; процедура принудительного взыскания пени, установленная статьей 48 НК РФ, Инспекцией соблюдена; расчет начисленных пени проверен и скорректирован путем исключения уже взысканных сумм пени за период с 15 сентября до 14 октября 2019 года.
Выводы судов нижестоящих инстанций являются правильными, должным образом аргументированы, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам дела.
Порядок взыскания налоговой задолженности регламентирован положениями НК РФ, механизм которого реализуется налоговым органом в несколько этапов, ограниченных строгими временными периодами.
Реализация каждого последующего этапа принудительного взыскания недоимки и пеней напрямую зависит от предыдущих действий налогового органа.
Первоначальным действием по реализации налоговым органом механизма принудительного взыскания задолженности является направление требования об уплате налога.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункты 1, 2 статьи 69 НК РФ в редакции, действовавшей на спорный период).
Положениями статьи 70 НК РФ (в редакции, действовавшей на спорный период) определено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Указанные правила в силу пункта 3 статьи 70 НК РФ применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.
При этом из разъяснений пункта 51 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" следует, что при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 НК РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).
В рассматриваемом случае, 21 апреля 2021 года налоговым органом направлено в адрес Мартыновой С.В. требование N9904 об уплате пени по страховым взносам, рассчитанных по состоянию на 19 апреля 2021 года, то есть в установленный законом срок.
Последующее обращение Инспекции с заявлением о вынесении судебного приказа регламентировано пунктом 2 статьи 48 НК РФ, при этом соблюдение налоговым органом срока обращения в суд для получения судебного приказа проверяется при рассмотрении соответствующего процессуального вопроса мировым судьей, о чем разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N62, согласно которому истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа.
Мировой судья не усмотрел оснований для отказа в вынесении судебного приказа в отношении административного ответчика, что свидетельствует о соблюдении установленной процедуры.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
28 декабря 2021 года налоговый орган обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, то есть, с соблюдением шестимесячного срока после отмены судебного приказа (28 июня 2021 года + 6 месяцев).
При таких обстоятельствах, вопреки суждениям заявителя кассационной жалобы, порядок и сроки принудительного взыскания пени по страховых взносам не нарушен.
Довод Мартыновой С.В. об отсутствии у налогового органа правовых оснований для начисления и взыскания спорной суммы пеней в связи с пропуском Инспекцией срока на принудительное взыскание сбора подлежит отклонению, как основанный на неправильном толковании статьи 75 НК РФ, пункта 57 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в Определении от 17 февраля 2015 года 422-О.
О том, что право на принудительное взыскание страховых взносов налоговым органом реализовано, свидетельствуют вступившие в законную силу решения Ленинского районного суда города Магнитогорска Челябинской области, срок принудительного исполнения которых на момент взыскания пени не истек.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов об установленных обстоятельствах, иное толкование норм права, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены апелляционного определения, поскольку суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Установленные законом основания для отмены обжалованных судебных актов, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отсутствуют, в связи с чем, кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Магнитогорска Челябинской области от 15 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 15 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мартыновой Светланы Васильевны - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме принято 02 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.