Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Вдовиченко И.М, Ладейщиковой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Садофьева Алексея Павловича на решение Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 6 июня 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 27 сентября 2022 года, вынесенные по административному делу N 2а-448/2022 по административному иску Садофьева Алексея Павловича к ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, филиалу "Центральный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, заместителю начальника филиала "Центральный" "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконными решений о снятии с учета нуждающихся в получении жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Вдовиченко И.М. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Садофьев А.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам о признании незаконными решения N 5 от 11 февраля 2022 года о снятии с учета членов семьи военнослужащего нуждающихся в получении жилых помещений, решения N 61 от 28 февраля 2022 года о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, возложении обязанности произвести доплату денежных средств в виде жилищной субсидии для приобретения жилого помещения на одного человека.
В обоснование административного искового заявления указано, что административный истец проходил военную службу по контракту в войсковой части 95854, уволен в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе на основании приказа от "данные изъяты" года N 65. С "данные изъяты" года состоит в браке с "данные изъяты", воспитывающей дочь "данные изъяты", "данные изъяты" года рождения. Также у супругов имеется и совместный ребенок "данные изъяты" года рождения. С момента заключения брака дочь супруги находилась на его иждивении и воспитании. 17 августа 2006 года в связи с прохождением военной службы ему предоставлено служебное жилое помещение на состав семьи из трех человек: наниматель Садофьев А.П, жена "данные изъяты" и дочь супруги "данные изъяты", которая была вселена в квартиру в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения. Решением Верхнесалдинского городского суда Свердловской области от 20 марта 2008 года установлен факт нахождения "данные изъяты". на его иждивении. После достижения "данные изъяты". совершеннолетия, она продолжает проживать в семье, и они ведут совместное хозяйство. С 29 августа 2016 года он состоял на учете в Едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, составом семьи из 4 человек: он, супруга "данные изъяты", дочь "данные изъяты", падчерица "данные изъяты". Решением заместителя начальника филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" от 11 февраля 2022 года N 5 "данные изъяты". снята с учета нуждающихся в получении жилых помещений в связи с утратой оснований ввиду достижения совершеннолетия. С данными решениями он не согласен, поскольку "данные изъяты". вселена в служебное жилое помещение в качестве члена семьи военнослужащего в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Достижение совершеннолетия членом семьи нанимателя жилого помещения не может служить основанием для снятия с жилищного учета. "данные изъяты". иного жилого помещения ни в собственности, ни по договору найма не имеет. Поскольку жилищная субсидия предоставлена не в полном размере, а именно не на всех членов семьи, является незаконным решение заместителя начальника филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" от 28 февраля 2022 года N 61, которым он и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в получении жилых помещений в связи с предоставлением субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения.
Решением Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 06 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 27 сентября 2022 года, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Садофьев А.П. просит об отмене судебных актов, вынесении нового решения об удовлетворении административного иска. В обоснование кассационной жалобы указывает о допущении судами существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход административного дела, на незаконность решения о снятии "данные изъяты". с учета нуждающихся в получении жилых помещений в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилищной субсидии для приобретения или строительства помещения, в составе семьи военнослужащего. При постановке на жилищный учет "данные изъяты". фактически была признана членом семьи административного истца, снята с учета по достижении ею совершеннолетия. Между тем такого основания для снятия гражданина с учета статья 56 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержит. Более того, "данные изъяты". продолжает проживать и вести совместное хозяйство с семьей административного истца. Данный факт мог быть подтвержден показаниями свидетелей, однако судом необоснованно отказано в их допросе.
В письменных возражениях на кассационную жалобу административный ответчик ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Росжилкомплекс") указывает на отсутствие оснований для ее удовлетворения, просит состоявшиеся по делу судебные решения оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 указанного Кодекса.
Таких нарушений судами при разрешении данного спора не допущено.
Право на жилищную субсидию установлено пунктами 1, 16 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которым государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, в порядке и на условиях, установленных этим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абзацем 5 пункта 5 статьи 2 названного Федерального закона, к членам семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, установленные данным Законом, если иное не установлено иными федеральными законами, относятся: супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Положение статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в нормативном единстве с абзацами вторым и пятым - десятым пункта 5 статьи 2 того же Федерального закона определяет круг лиц, которым предоставляются социальные гарантии в рамках специальной системы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей.
Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований снятия их с учета (статья 55 ЖК Российской Федерации).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, круг лиц, относящихся к членам семьи военнослужащего, имеющих право на социальные гарантии, в том числе право на обеспечение жильем, определяется п. 5 ст. 2 Закона о статусе военнослужащих, а также нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации в их системной связи, и является исчерпывающим.
По смыслу вышеуказанных положений закона к членам семьи военнослужащего, на которых распространяются социальные гарантии, установленные Законом о статусе военнослужащих, относятся прямо указанные в законе лица, а также лица, находящиеся на иждивении военнослужащего.
Как следует из судебных постановлений и материалов административного дела, Садофьев А.П. проходил военную службу в войсках Министерства обороны Российской Федерации, уволен с военной службы "данные изъяты" года по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с выслугой лет в календарном исчислении 25 лет.
На период прохождения службы в войсковой части 95854 Садофьеву А.П. предоставлено служебное жилое помещение на состав семьи из трех человек: наниматель Садофьев А.П, супруга "данные изъяты", дочь супруги "данные изъяты", которые вселены в жилое помещение как члены семьи нанимателя, что следует из договора найма служебного жилого помещения.
Решением Верхнесалдинского городского суда от 20 марта 2008 года признан установленным факт нахождения "данные изъяты". на иждивении Садофьева А.П.
В личном деле Садофьева А.П. записаны: супруга "данные изъяты", их совместная дочь "данные изъяты" года рождения, дочь жены "данные изъяты", "данные изъяты" года рождения.
Решением ФГКУ "Центррегионжилье" от 18 октября 2016 года N 253 Садофьев А.П. с составом семьи: супруга "данные изъяты", дочь "данные изъяты", иной член семьи - падчерица "данные изъяты". приняты с 29 августа 2016 года на учет нуждающихся в постоянных жилых помещениях.
"данные изъяты" года в связи с достижением "данные изъяты". совершеннолетия ФГАУ "Росжилкомплекс" в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 2 Закона о статусе военнослужащих принято решение N 5 о снятии ее с учета нуждающихся в получении жилых помещений в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, в составе семьи военнослужащего Садофьева А.П.
Решением заместителя начальника филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" от 28 февраля 2022 года N 61, Садофьев А.П. и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в получении жилых помещений в связи с предоставлением субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения в размере 10 285 258 рублей 50 копеек.
Разрешая возникший между сторонами спор, суды обеих инстанций, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 5 ст. 2, ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пришли к выводу об отсутствии необходимой совокупности для признания незаконными оспариваемых решений, поскольку "данные изъяты". не относится к членам семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, предусмотренные статьей 2 Закона о статусе военнослужащих.
Данный вывод обоснован тем, что Садофьев А.П. не является отцом "данные изъяты". Дети супруги военнослужащего не относятся к перечисленным в п. 5 ст. 2 Закона о статусе военнослужащих лицам, являющимися членом семьи военнослужащего. Совместное проживание и ведение общего хозяйства с "данные изъяты". в жилом помещении, предоставленном военнослужащему в связи с прохождением военной службы, само по себе не свидетельствует о наличии предусмотренных специальным законом оснований для признания ее членом семьи военнослужащего. То обстоятельство, что ранее решением суда был установлен факт нахождения "данные изъяты". на иждивении Садофьева А.П, не влечет безусловную обязанность учитывать ее в качестве члена семьи на момент предоставления субсидии в 2022 году, когда ей было 23 года. Доказательств того, что "данные изъяты". в настоящее время находится на иждивении административного истца, не. предоставлено. Свое право на получение жилищной субсидии административный истец реализовал, получив денежную субсидию, в связи с чем был снят с учета лиц, нуждающихся в жилых помещениях. Данное решение принято уполномоченным органом, в соответствии с требованиями жилищного законодательства.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, все юридически значимые обстоятельства определены верно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы об обратном со ссылкой на то, что при постановке на жилищный учет "данные изъяты". фактически была признана членом его семьи, на правильность выводов судов нижестоящих инстанций не влияют, поскольку не опровергают тот факт, что на нее не распространяются вышеприведенные гарантии в связи с достижением возраста 18 лет, а также ввиду того, что она не является членом семьи административного истца и не находится на его иждивении, что было учтено административным ответчиком при принятии оспариваемых решений.
Ввиду изложенного обжалуемые судебные постановления сомнений в законности не вызывают, они мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами при рассмотрении дела не допущено.
Кассационная жалоба каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых судебных актов, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
При таких обстоятельствах, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции и апелляционного определения отсутствуют.
Нарушений процессуального закона влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов судами не допущено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 6 июня 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 27 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Садофьева Алексея Павловича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 16 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.