Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Тетюева С.В, Феофиловой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Чеурова Бориса Михайловича на решение Сосновского районного суда Челябинской области от 26 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 29 августа 2022 года по административному делу N 2а-1374/2022 по административному исковому заявлению Чеурова Бориса Михайловича о признании незаконными решения об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую, бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Тетюева С.В, объяснения административного истца Чеурова Б.М. и его представителя Шмидта Е.В, поддержавших кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Чеуров Б.М. обратился в суд административным иском к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о признании незаконными ответа комитета по управлению имущества и земельным отношениям Сосновского муниципального района Челябинской области (далее - Комитет) от 02 сентября 2021 года N 4104, бездействия администрации Сосновского муниципального района Челябинской области (далее - Администрация), выразившегося в непринятии мер по переводу земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "данные изъяты" из одной категории в другую, возложении обязанности на администрацию перевести земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" из категории земель лесного фонда с видом разрешенного использования "для рекреационной деятельности" в категорию земель населенных пунктов с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства".
В обоснование иска указано, что Чеуров Б.М. является арендатором земельного участка лесного фонда площадью 0, 1044 га с кадастровым номером "данные изъяты". На данном участке фактически находится всего 6 плотно посаженных берез, все ближайшие участки относятся к категории земель населенных пунктов, в связи с чем истец считает, что арендуемый им земельный участок ошибочно отнесен к землям лесного фонда, и это не позволяет его выкупить.
Определением суда первой инстанции от 27 апреля 2022 года комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района Челябинской области привлечен к участию в деле в качестве административного соответчика, в качестве заинтересованных лиц привлечены Главное управление лесами Челябинской области, МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях, Департамент лесного хозяйства по УФО.
Решением Сосновского районного суда Челябинской области от 26 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 29 августа 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 13 декабря 2022 года, административный истец Чеуров Б.М. просил судебные акты отменить, административные исковые требования удовлетворить. По его мнению, судами нарушены нормы материального и процессуального права. Судами не принято во внимание, что некоторые из соседних участков, расположенных рядом со спорным земельным участком, ранее были отнесены к землям лесного фонда и в последующем переданы в частную собственность с изменением категории земель на земли населенных пунктов. Земельный участок фактически расположен в границе населенного пункта, поэтому он подлежит отнесению к землям населенных пунктов.
Заинтересованным лицом Главным управлением лесами Челябинской области представлены возражения на кассационную жалобу.
В соответствии с ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся в суд представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц, которые извещены надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав административного истца и его представителя, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по данному делу не имеется.
Как установлено судами и подтверждается собранными доказательствами, с 21 мая 2014 года на кадастровом учете состоит земельный участок площадью 1 044 кв.м с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "данные изъяты"; категория земель - земли лесного фонда; вид разрешенного использования - для рекреационной деятельности.
Участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" на основании распоряжения Главного управления лесами Челябинской области от 07 апреля 2014 года N 142-р.
Лесной участок находится в собственности Российской Федерации, право собственности зарегистрировано 22 октября 2009 года.
18 августа 2014 года между Чеуровым Б.М. (арендатором) и Главным управлением лесами Челябинской области (арендодателем) заключен договор аренды N 846 в отношении лесного участка площадью 0, 1044 га с кадастровым номером "данные изъяты" на срок до 18 августа 2024 года.
Согласно п. 1.2 договора лесной участок относится к землям лесного фонда и имеет следующие характеристики: целевое назначение - защитные леса: леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов - лесопарковые зоны; собственность Российской Федерации. Лесной участок передается арендатору для осуществления рекреационной деятельности.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке 09 сентября 2014 года.
Решением Сосновского районного суда Челябинской области от 21 мая 2021, вступившим в законную силу 06 июля 2021 года, по административному делу N 2а-1274/2021 отказано в удовлетворении административного иска Чеурова Б.М. к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о признании незаконным бездействия по непринятии мер по переводу земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "данные изъяты" из одной категории в другую, возложении обязанности перевести указанный земельный участок из категории земель лесного фонда с видом разрешенного использования "для рекреационной деятельности" в категорию земель населенных пунктов с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства". Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что Чеуров Б.М. не обращался в Администрацию с заявлением о переводе спорного земельного участка из одной категории в другую и что администрация не является органом, уполномоченным на рассмотрение такого заявления.
29 июля 2021 года Чеуров Б.М. обратился в Администрацию с заявлением о переводе земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов.
02 августа 2021 года заявление Чеурова Б.М. передано в Комитет. Письмом Комитета от 02 сентября 2021 N 4104 Чеурову Б.М. отказано в удовлетворении заявления в связи с тем, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, в силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установлено ограничение на перевод участков из состава лесного фонда в земли населенных пунктов.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Администрацией не допущено оспариваемого Чеуровым Б.М. бездействия в период с 20 мая 2021 года; поскольку собственником спорного земельного участка является Российская Федерация, ни Администрация, ни Комитет не являются органами, уполномоченными рассматривать заявление о переводе указанного земельного участка в другую категорию.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, и фактических обстоятельствах дела, подтвержденных собранными доказательствами.
В силу ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации.
В связи с изложенным выводы судов о том, что Администрация и Комитет не являются органами, уполномоченными на принятие решения о переводе земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов, являются правильными. Соответствующими полномочиями органы местного самоуправления Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не наделены.
Вместе с тем перевод земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (п. 1 ст. 8 ЗК РФ).
Из материалов дела усматривается, что согласно генеральному плану Саргазинского сельского поселения, утв. решением Собрания депутатов Сосновского муниципального района от 16 марта 2022 года N 286 (как и в его предыдущей редакции, утв. решением Собрания депутатов Сосновского муниципального района от 16 июня 2021 года N 139), спорный земельный участок расположен за границей населенного пункта поселка станция Смолино; в 2022-2023 гг. внесение изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Саргазинского сельского поселения не планируется ввиду отсутствия в бюджете Сосновского муниципального района средств на эти цели (л.д. 84, 161-162, 166).
Ссылки в жалобе на положения ч. 19 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), согласно которым при подготовке в составе проекта генерального плана поселения или городского округа карты границ населенных пунктов в границы населенного пункта подлежит включению земельный участок из земель лесного фонда в случае, если все его границы являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта, во внимание приняты быть не могут, так как в деле отсутствуют доказательства, указывающие на то, что заинтересованными лицами, перечисленными в ч. 16 ст. 24 ГрК РФ, инициировано внесение изменений в генеральный план сельского поселения и что ведется работа по подготовке соответствующих изменений.
Кроме того, из материалов дела и общедоступных сведений, размещенных на официальном интернет-сайте Росреестра (https://pkk.rosreestr.ru), не следует, что все границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта (в частности земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" относится к землям лесного фонда).
Подлежат отклонению и доводы жалобы о том, что суды при разрешении спора должны были руководствоваться положениями ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Эти положения о незаконности обжалуемых судебных актов не свидетельствуют. Материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и по правоустанавливающему документу (договору аренды) относится к землям лесного фонда, противоречий между сведениями указанного реестра и Государственного лесного реестра в отношении земельного участка не имеется, согласно документам территориального планирования земельный участок в границы населенного пункта не входит, до 08 августа 2008 года истцу на каком-либо праве не предоставлялся, описание местоположения границ земельного участка не уточнялось (ввиду внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах участка в момент его постановки на кадастровый учет). При заключении договора аренды истцу было достоверно известно о том, что земельный участок относится к категории земель лесного фонда.
Ссылаясь на положения ч. 4, 13 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", истец не учел, что в силу положений ч. 15 ст. 14 данного закона в этих случаях принятие акта о переводе земельного участка из одной категории в другую не требуется. При этом Управление Росреестра по Челябинской области в письме от 20 августа 2020 года разъяснило истцу, что оснований для отнесения спорного земельного участка к землям населенных пунктов не имеется.
Доводы жалобы о том, что соседние земельные участки относятся к землям населенных пунктов и находятся в частной собственности, повлечь отмену обжалуемых судебных актов не могут, так как их отнесение к землям населенных пунктов могло быть осуществлено на основании ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", которая на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" не распространяется.
Отказ Администрации от 07 июля 2022 года во внесении изменений в генеральный план Саргазинского сельского поселения в части изменения границ населенного пункта, полученный административным истцом после принятия решения судом первой инстанции, в рамках настоящего дела не оспаривается. Кроме того, истец не лишен права оспорить в установленном законом порядке генеральный план поселения в части границы населенного пункта железнодорожная станция Смолино.
Вопреки доводам жалобы нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Каких-либо доводов, способных поставить под сомнение законность обжалуемых судебных актов и повлечь их отмену, в кассационной жалобе не приведено. Поэтому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сосновского районного суда Челябинской области от 26 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 29 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Чеурова Бориса Михайловича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 февраля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.