Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.
судей Грудновой А.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 22457/2022 по иску Щипки Любови Николаевны к Муниципальному автономному образовательному учреждению "Гимназия N 83 г. Тюмени" о признании незаконным приказа, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Щипки Любови Николаевны на решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 12 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 10 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, объяснения представителя Муниципального автономного образовательного учреждения "Гимназия N 83 г. Тюмени" Реу В.А, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Щипка Л.Н. обратилась в суд с иском к Муниципальному автономному образовательному учреждению гимназия N 83 г. Тюмени (далее по тексту - Гимназия N 83 г. Тюмени), в котором, уточнив заявленные требования, просила признать приказ от 11 ноября 2021 года N 260-лс "Об отстранении от работы учителя Щипка Л.Н." незаконным, обязать допустить к работе с даты принятия решения судом в соответствии с обусловленной трудовым договором функцией; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 200 000 руб, компенсацию за время вынужденного прогула 258 334 руб. 20 коп.
В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что с 01 октября 1993 года работает в Гимназии N 83 г..Тюмени, с ней заключен трудовой договор N 22 по должности педагог-организатор. 21 октября 2021 года ее ознакомили с приказом N 630 "Об организации проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Гимназии N 83 г..Тюмени". Не согласившись с данным приказом, 08 ноября 2021 года она подала на него возражения, ответ на которые получила 11 ноября 2021 года. 11 ноября 2021 года ответчик издал приказ N 260 л/с об ее отстранении от работы в связи с непредоставлением документа, подтверждающего прохождение вакцинации против новой коронавирусной инфекции. Считает, что данный приказ вынесен незаконно: в отсутствие требования со стороны должностных лиц Роспотребнадзора; с формальными ссылками на Федеральные законы "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ, "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ, приказ Минздрава России от 21 марта 2014 года N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям", статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации; со ссылкой на не несуществующее постановление главного санитарного врача Тюменской области от 18 октября 2021 года N 18 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям".
Указывала, что ответчик представил фальсифицированную копию оспариваемого приказа, где изменил номер указанного постановления с 18 на 8, путем затирания номера и перекопирования; в наименовании приказа указано об отстранении от работ учителя, что не соответствует действительности, поскольку она занимает должность педагога-организатора, указанные должности не тождественны; ей не разъяснены права, в том числе на отказ от предоставления сведений, содержащих в себе врачебную тайну; на предоставление сведений о том, к какому медицинскому учреждению она прикреплена для реализации полномочий Роспотребнадзора о запросе в отношении нее сведений из медицинского учреждения о профилактической прививке, с соблюдением правовых гарантий; на выбор медицинской организации по ее усмотрению; на отказ от медицинского вмешательства; на отказ от профилактических прививок; иные права и обязанности при прохождении вакцинации. Требование работодателя о предоставлении медицинских документов о вакцинации нормами Трудового кодекса Российской Федерации не предусмотрено и является нарушением части 8 статьи 9 Федерального закона N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", частей 1, 3 статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьи 10 Федерального закона N 152-ФЗ "О персональных данных". При издании оспариваемого приказа ответчиком были нарушены процедурные требования: не проведен мониторинг вакцинации коллектива, не определен процент коллективного иммунитета; не учтен факт наличия медицинского отвода от вакцинации против новой коронавирусной инфекции до 17 ноября 2021 года, который был предоставлен ответчику, а также уведомлен специалист по кадрам. Сотрудником медицинского учреждения, с разъяснением ей последствий отказа от профилактической прививки не зафиксирован.
Работодатель не удостоверился в наличии или отсутствии у неё прививки, направления на медицинский осмотр ответчик не выдавал, возможность прохождения медицинского осмотра перед вакцинацией ответчиком предоставлена не была.
Решением Ленинского районного суда г. Тюмени от 12 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 10 октября 2022 года, в удовлетворении исковых требований Щипка Л.Н. отказано.
В кассационной жалобе истец Щипка Л.Н. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
От представителя Гимназии N 83 г. Тюмени поступили возражения на кассационную жалобу, в которых просит жалобу оставить без удовлетворения как необоснованную.
Истец Щипка Л.Н. в судебное заседание суда кассационной инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, выслушав объяснения относительно кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 01 сентября 2016 года между истцом Щипка Л.Н. и МАОУ гимназия N 83 г. Тюмени был заключен трудовой договор N 22, в соответствии с которым истец принята на работу в Гимназию N 83 на должность педагог-организатор.
Основным видом деятельности Гимназии N 83 г. Тюмени является деятельность по предоставлению образовательных услуг.
Постановлением главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 18 октября 2021 года N 8 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям в Тюменской области" в связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, неблагополучной эпидемиологической обстановкой на территории Тюменской области определено обеспечить с 18 октября 2021 года проведение профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям против новой коронавирусной инфекции гражданам в возрасте от 18 лет и старше, подлежащим обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям, гражданам, работающим на основании трудового договора, служебного контракта, гражданско-правового договора в организациях (учреждениях) независимо от форм собственности, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в частности в сфере образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социальной защиты и социального обслуживания, деятельности по отдыху и оздоровлению детей, в том числе частной формы собственности; в сфере обслуживания (на объектах торговли, клиентских подразделений финансовых организаций, объектах общественного питания; транспорта общего пользования, такси; транспортных узлов (аэропорты, автовокзалы и автостанции), в организациях, оказывающих услуги почтовой связи, гостиничные услуги и общежития, бытовые услуги, в том числе услуги парикмахерских, прачечных, химчисток, салонов красоты и иные подобные услуги; в театрах, кинотеатрах, концертных залах, спортивных сооружениях, фитнес-центрах); лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам органов власти и местного самоуправления; работникам клининговых компаний; работникам многофункциональных центров; лицам, работающим вахтовым методом; лицам, подлежащим призыву на военную службу.
Руководителям юридических лиц независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, индивидуальным предпринимателям поручалось организовать проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации, указанным в пункте 1 настоящего Постановления; организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной в срок до 12 ноября 2021 года; вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции - в срок до 03 декабря 2021 года - с охватом в соответствии с планом не менее 80% от общей численности работников, сотрудников; обеспечить отстранение от работы с 12 ноября 2021 года лиц, не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции, с 03 декабря 2021 года - лиц, не имеющих законченного курса вакцинации, за исключением лиц, указанных в пункте 2 настоящего Постановления.
20 октября 2021 года директором Гимназии N 83 г. Тюмени издан приказ N 630 "Об организации проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Гимназии N 83 г. Тюмени согласно которому работникам, за исключением лиц, имеющих медицинские противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции, в соответствии с временными методическими рекомендациями "Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19" пройти вакцинацию в следующие сроки: до 12 ноября 2021 года первым компонентом или однокомпонентной вакциной; до 03 декабря 2021 года вторым компонентом вакцины.
Работникам в сроки, указанные в пункте 1 настоящего приказа, предоставить специалисту по кадрам "данные изъяты" документ, подтверждающий прохождение вакцинации или документ, подтверждающий медицинские противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции в соответствии с временными методическими рекомендациями "Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19".
Специалисту по кадрам "данные изъяты" обеспечить организацию проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции работникам Гимназит N 83 г. Тюмени совместно с ГАУЗ ТО "Городская поликлиника N 5", оказывать содействие в проведении иммунизации против новой коронавирусной инфекции.
Специалисту по кадрам "данные изъяты" обеспечить подготовку приказов об отстранении от работы без начисления заработной платы за период отстранения и представить на подпись директору в отношении следующих работников:
- с 12 ноября 2021 года не привитых первым компонентом прививки и не представивших документ, подтверждающий медицинские противопоказания;
- с 03 декабря 2021 года не привитых вторым компонентом прививки и не представивших документ, подтверждающий медицинские противопоказания.
Установить запрет с 12 ноября 2021 года на прием на работу лиц, не прошедших вакцинацию и не имеющих медицинские противопоказания.
Заместителю директора "данные изъяты" (корпус 1), заместителю директора "данные изъяты" (корпус 2) провести информационно-разъяснительную беседу среди работников по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции, обратив внимание на необходимость проведения профилактических прививок.
21 октября 2021 года Щипка Л.Н. ознакомлена с указанным приказом, что подтверждается личной подписью в листе ознакомления с приказом.
21 октября 2021 года истцу вручено требование о необходимости прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19 в срок до 12 ноября 2021 года пройти вакцинацию первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а также предоставить специалисту по кадрам "данные изъяты" документ, подтверждающий прохождение вакцинации или документ, подтверждающий медицинские противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции в соответствии с временными методическими рекомендациями "Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19"; в срок до 03 декабря 2021 года пройти вакцинацию вторым компонентом прививки и представить соответствующие документы. В требовании также разъяснено о порядке отстранения от работы.
08 ноября 2021 года Щипка Л.Н. направила в адрес ответчика возражения на незаконное требование работодателя, в котором указала, что оно противоречит закону и трудовому кодексу, нарушает ее права, при этом истец не указала, что у нее имеются противопоказания к вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-2019).
11 ноября 2021 года Гимназий N 83 г. Тюмени на возражение истца дан ответ, в котором указано, что требование выдано на основании Постановления главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 18 октября 2021 года N 8 "О проведении профилактических прививок от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям в Тюменской области", данные обстоятельства также закреплены в приказе N 630 Гимназия N 83 г. Тюмени, с которым Щипка Л.Н. ознакомлена. Повторно указано на необходимость пройти вакцинацию и представить подтверждающие документы, разъяснено, что в ином случае с 12 ноября 2021 года истец будет отстранена от работы.
11 ноября 2021 года в 16 часов 05 минут в присутствии работников Гимназии N 83 г. Тюмени: методиста "данные изъяты", секретаря "данные изъяты", специалиста по кадрам "данные изъяты" составлен акт об отказе педагога - организатора Щипка Л.Н. предоставить документ, подтверждающий прохождение вакцинации или документ, подтверждающий медицинские противопоказания к профилактической прививке против коронавирусной инфекции.
11 ноября 2021 года Гимназией N 83 г. Тюмени издан приказ N 260 л/с "Об отстранении от работы учителя Щипка Л.Н.", подписан директором "данные изъяты", согласно которому приказано отстранить (не допускать к работе) педагога-организатора Щипку Любовь Николаевну от работы с 12 ноября 2021 года до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы, без начисления заработной платы.
Согласно листу ознакомления Щипка Л.Н. ознакомлена с приказом 11 ноября 2021 года, где указала, что не согласна, приказ составлен с нарушением требований Трудового кодекса Российской Федерации и законодательства Российской Федерации.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 17, 37, 55 Конституции Российской Федерации, статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", статьями 10, 11, 35, 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям", постановлением главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 18 октября 2021 года N 8 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям в Тюменской области", постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок", исходил из того, что истцу достоверно было известно о необходимости в срок до 12 ноября 2021 года пройти вакцинацию первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до 03 декабря 2021 года пройти вакцинацию вторым компонентом прививки и представить работодателю документ, подтверждающий прохождение вакцинации или документ, подтверждающий медицинские противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции в соответствии с временными методическими рекомендациями "Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19", на момент издания приказа об отстранении Щипка Л.Н. от работы с 12 ноября 2021 года, последняя сведения о наличии у ней медицинского отвода ответчику не предоставила, работая с детьми начальной школы, после окончания периода освобождения от вакцинации,
после 17 ноября 2021 года, как и на момент рассмотрения дела не вакцинировалась, в связи с чем пришел к выводу о том, что принятый ответчиком приказ об отстранении истца от работы является законным.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и их правовым обоснованием.
Изучение материалов дела показало, что выводы судов основаны на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и приведенном правовом регулировании спорных правоотношений и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, в соответствии с которым работодатель обязан отстранить работника от работы, при этом с учетом абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, приведенный перечень исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно пункту 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
В соответствии со статьей 1 Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).
На основании подпунктов "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417, во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противо-эпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия, в том числе давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50), выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).
Из пункта 66 СанПиН 3.3686-21 Санитарно-эпидемиологических требований по профилактике инфекционных болезней, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4 (действуют с 01 сентября 2021 года) следует, что решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации.
Из пункта 1.2 СП 3.1.3597-20 Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 года N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 715).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
На основании статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825 утвержден перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок. Пункт 12 Перечня к таким работам относит работу в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09 декабря 2020 года N 1307н в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Верно применив приведенные нормы права, а также положения статей 76, 212 Трудового кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый истцом приказ работодателя соответствует постановлению главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 18 октября 2021 года N 8, положениям Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", приказу Минздрава России от 21 марта 2014 года.
Нарушений трудовых прав Щипка Л.Н. при издании приказа, отстранении ее от работы не допущено, поскольку она, будучи извещенной о необходимости вакцинации, в отсутствие медицинских противопоказаний от ее проведения отказалась, полностью осознавая последствия принятого ею решения о наличии у работодателя права отстранить ее от исполнения трудовых обязанностей.
Судами первой и апелляционной инстанций правомерно учтено, что отстранение от выполнения трудовых обязанностей работника, не прошедшего вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, в том числе и истца, и не может расцениваться как нарушение его конституционных и трудовых прав. Оно соотносится с характером и степенью общественной опасности новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и является разумным сдерживающим средством временного и защитного характера, необходимым для снижения риска инфицирования, обеспечения коллективного иммунитета.
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (определение от 21 ноября 2013 года N 1867-О).
Таким образом, действия ответчика в данном случае расцениваются как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определенным категориям работников.
В кассационной жалобе истец приводит доводы о нарушении процедуры отстранения от работы, наличии в действиях ответчика факта злоупотребления правом.
Данные доводы были предметом оценки суда апелляционной инстанции и правомерно отклонены.
Как верно отмечено судом апелляционной инстанции, согласно приказу Гимназии N 83 г. Тюмени от 20 октября 2021 года N 630, содержащего аналогичные постановлению главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 18 октября 2021 года N 8 положения, были установлены следующие сроки прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции: до 12 ноября 2021 года - первым компонентом или однокомпонентной вакциной; до 03 декабря 2021 года - вторым компонентом вакцины. Между тем, при рассмотрении дела было установлено, что на 11 ноября 2021 года - на момент издания оспариваемого приказа Щипка Л.Н. не была вакцинирована ни первым компонентом вакцины, ни однокомпонентной вакциной, что свидетельствует о нарушении ею установленных сроков вакцинации и исключает возможность прохождения полного курса вакцинации до 03 декабря 2021 года. При этом отстранение Щипка Л.Н. от работы было осуществлено с 12 ноября 2021 года, несмотря на вынесение соответствующего приказа 11 ноября 2021 года. Кроме того, истцом Щипка Л.Н. на момент вынесения оспариваемого приказа в отношении нее не было представлено документов, с достоверностью подтверждающих наличие у нее медицинских противопоказаний к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с временными Методическими рекомендациями "Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19" (письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 октября 2021 года N 30-4/И/2-17927). Отстранение Щипка Л.Н. от работы связано с ее личным волеизъявлением на основании отказа от обязательной вакцинации, исходя из положений статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что работодатель должен был перевести на дистанционный режим работы были предметом оценки судов обеих инстанций и обоснованно отклонены, поскольку в силу подпункта 7.3 постановления главного государственного санитарного врача по Тюменской области 18 октября 2021 года N 8 такой перевод был возможен для лиц, имеющих медицинские противопоказания, тогда как судом установлено отсутствие на 11 ноября 2021 года каких-либо документов у работодателя, подтверждающих наличие у Щипка Л.Н. медицинских противопоказаний к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с временными Методическими рекомендациями.
Доводы заявителя в кассационной жалобе о несогласии с выводами судов об отсутствии оснований для удовлетворения иска судебной коллегией отклоняются, поскольку они повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов первой и апелляционной инстанций, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Вновь приводя данные доводы, заявитель выражает несогласие с выводами суда в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Согласно положениям статей 379.6, 379.7, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 12 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 10 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Щипки Любови Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.