Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Шушкевич О.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1991/2022 по иску Бобкова Алексея Сергеевича к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Ханты- Мансийский" о признании подлежащим отмене приказа об установлении стажа работы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания, возложении обязанности установить стаж службы (выслуги лет) с включением периода замещения должности федеральной государственной гражданской службы, по кассационной жалобе Бобкова Алексея Сергеевича на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бобков А.С. обратился в суд с иском к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Ханты-Мансийский" (далее МО МВД России "Ханты-Мансийский" о признании подлежащим отмене приказа об установлении стажа работы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания, возложении обязанности установить стаж службы (выслугу лет) для выплаты ежемесячной надбавки, иных социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел на 01 января 2018 года продолжительностью 15 лет 04 месяца.
В обоснование требований указал на то, что при приеме на службу в МО МВД России "Ханты-Мансийский" в стаж службы для расчета выплаты выслугу лет приказом N 84л/с от 13 февраля 2018 года (15 лет 04 месяца 02 дня) были засчитаны периоды прохождения федеральной государственной службы с 03 сентября 2002 года по 11 июля 2012 года в Каргапольском районном суде на должностях секретаря судебного заседания и помощника судьи, а также стаж работы с 13 июля 2012 года по 02 октября 2013 года в должности начальника территориального пункта УФМС России по Курганской области. 17 марта 2022 года ему стало известно, что приказом врио начальника МО МВД России "Ханты-Мансийский" от 14 марта 2022 года N 114л/с ему установлен стаж службы (выслуги лет) на 01 января 2018 года - 05 лет 05 месяцев 18 дней, из стажа был исключен период прохождения федеральной государственной службы в Каргапольском районном суде Курганской области. С данным приказом не согласен, считает его нарушающим его права и нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Решением Ханты-Мансийского районного суда от 15 июня 2022 года в удовлетворении исковых требований Бобкову А.С. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04 октября 2022 года решение Ханты-Мансийского районного суда от 15 июня 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Бобков А.С. ставит вопрос об отмене судебных постановлений ввиду их незаконности. Ссылаясь на взаимосвязь службы в органах внутренних дел и государственной службы иных видов, а также на то, что должность секретаря судебного заседания и помощника судьи относится к государственной должности Российской Федерации, стаж работы на указанных должностях подлежит включению в стаж работы в должности судьи, в стаж работы в прокуратуре, кроме того, данный стаж работы включен в стаж таможенных органов, соответственно, на основании статьи 2 и частей 1, 2 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы в Российской Федерации", пункта 6 части 2 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подпункта 1 пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, полагает, что стаж замещения федеральной государственной гражданской службы в должностях секретаря судебного заседания и помощника судьи также подлежит включению в стаж службы в органах внутренних дел в календарном исчислении. Применительно к толкованию положений, предусмотренных пунктом 6 части 2 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и подпунктом 1 пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, в выслугу лет для назначения пенсии в том числе лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в календарном исчислении подлежат зачету периоды замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации.
Согласно статье 32 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ (в редакции от 08 декабря 2020 года) "О судебной системе Российской Федерации" аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда, а работники аппарата суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания. При этом финансирование судов обеспечивается из федерального бюджета. Периоды работы в должности секретаря судебного заседания районного суда и в должности помощника судьи засчитываются в стаж судьи. Указом Президента Российской Федерации от 03 сентября 1997 года N 981 в приложении 13 утвержден Перечень государственных должностей федеральной государственной службы категории "В", обеспечивающих деятельность федеральных судов общей юрисдикции. Начиная с редакции Указа Президента Российской Федерации от 27 ноября 2002 года N 1368 должность секретаря судебного заседания и секретаря суда в районном суде отнесена к старшим должностям государственных должностей федеральной государственной службы. В редакции Указа Президента Российской Федерации от 12 апреля 2001 года N 422 и ранее начиная с момента начала действия Указа должности секретаря судебного заседания и секретаря суда относились к младшим должностям. Ранее Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N 33 "О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих" должности секретарей суда и секретарей судебного заседания были отнесены к государственным должностям федеральных государственных служащих только в аппарате Верховного Суда Российской Федерации.
Из указанных норм следует, что должность секретаря судебного заседания и секретаря суда с начала действия Указа Президента Российской Федерации от 03 сентября 1997 года N 981 отнесена к государственной должности федеральной государственной службы, что позволяет рассмотреть вопрос о включении этого периода работы в стаж, дающий право на назначение пенсии прокурорским работникам. Нормативного документа о соотношении должностей органов внутренних дел должностям федеральной государственной гражданской службы, замещаемых в судах общей юрисдикции, не принято, но по общему правилу из указанных норм закона следует, что зачет стажа работы для зачисления в выслугу лет, дающую право на получение пенсии, возможен при соответствии между занимаемыми должностями, то есть исполнение аналогичных функций предполагает отнесение лиц, замещающих соответствующие должности, к одним и тем же по категориям и группам должностям государственной гражданской службы. Федеральный закон от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ (в редакции от 02 июля 2021 года) "О системе государственной службы Российской Федерации" предусматривает, что при переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а также период пребывания в соответствующем классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании учитывается при присвоении классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по новому виду государственной службы в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Перечисленные выше доводы не были учтены судами и им не дана юридическая оценка.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебных актов не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, приказом начальника МО МВД России "Ханты-Мансийский" от 13 февраля 2018 года N 84л/с в соответствии с частью 7 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел и внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации" старшему лейтенанту полиции Бобкову А.С, оперуполномоченному отделения экономической безопасности и противодействия коррупции МО МВД России "Ханты-Мансийский" стаж службы (выслуга лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания на 01 января 2018 года установлен продолжительностью 15 лет 04 месяца 02 дня.
Приказом врио начальника МО МВД России "Ханты-Мансийский" от 14 марта 2022 года N 144л/с майору полиции Бобкову А.С, старшему оперуполномоченному отделения экономической безопасности и противодействия коррупции МО МВД России "Ханты-Мансийский" стаж службы (выслуга лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания на 01 января 2018 года установлен - 05 лет 05 месяцев 18 дней. Постановлено выплачивать БобковуА.С. ежемесячную надбавку к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) в размере 15% с 01 января 2018 года, 20% с 13 июля 2022 года.
Приказом врио начальника МО МВД России "Ханты-Мансийский" 23 мая 2022 года N 315 л/с внесены изменения в приказ 14 марта 2022 года N 144л/с в части установления ежемесячной надбавки, которым приказ от 13 февраля 2018 года N 84л/с в части установления Бобкову А.С. стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания отменен.
Из ответа МО МВД России "Ханты-Мансийский" от 20 апреля 2022 года в адрес истца следует, что приказ от 14 марта 2022 года N 144л/с издан на основании выявленных нарушений по результатам ревизии финансово-хозяйственной деятельности МО МВД России "Ханты-Мансийский" (заключение от 11 марта 2022 года).
Согласно заключению служебной проверки от 22 апреля 2022 года, проведенной по обращению Бобкова А.С, по результатам ревизии финансово-хозяйственной деятельности выявлено нарушение в установлении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки Бобкову А.С, из стажа исключен период прохождения государственной службы в Каргапольском районном суде Курганской области в связи с тем, что Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N 32 не содержит должностей секретаря судебного заседания и помощника судьи.
Из материалов дела следует, что Бобков А.С. в период с 03 сентября 2002 года по 11 июля 2012 года проходил федеральную государственную службу в Каргапольском районном суде Курганской области в должностях секретаря судебного заседания и помощника судьи (09 лет 10 месяцев 9 дней).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел и внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 1158 "О порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции", Сводным перечнем наименований государственных должностей Российской Федерации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Российской Федерации и РСФСР, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N 32 "О государственных должностях Российской Федерации", исходил из того, что должности секретаря судебного заседания и помощника судьи, замещаемые истцом в спорный период, не относятся к государственным должностям Российской Федерации, указав на то, что истец ошибочно полагает, что должности федеральной государственной службы и государственные должности Российской Федерации являются равнозначными понятиями.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном данным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
Согласно части 2 указанной статьи в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются:
1) период замещения сотрудником органов внутренних дел должностей в органах внутренних дел;
2) период нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении федерального органа исполнительной власти, в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения в случаях, предусмотренных данным законом;
3) период прикомандирования сотрудника органов внутренних дел в соответствии со статьей 32 данного закона;
4) период приостановления сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел в соответствии с частью 1 статьи 37 данного закона;
5) период прохождения гражданином военной службы, службы в федеральной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск рациональной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации;
6) период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации;
7) период замещения гражданином должностей в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов;
8) период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий;
9) период работы судьей;
10) время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы;
11) срок испытания при поступлении гражданина на службу в органы внутренних дел.
Статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел и внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено установление ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), размер которой зависит от стажа службы (выслуги): от 2 до 5 лет - 10%; от 5 до 10 лет - 15%; от 10 до 15 лет - 20%; от 15 до 20 лет - 25%; от 20 до 25 лет - 30%; 25 лет и более - 40% (часть 7). Порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки, указанной в части 7 данной статьи, определяется Правительством Российской Федерации (часть 8).
В соответствии с пунктом 2 Правил исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу: месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 1158, в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам включаются периоды: работы в суде в должности судьи и в прокуратуре на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (подпункт "у"); замещения государственных должностей Российской Федерации (подпункт "ш").
Сводный перечень государственных должностей определен Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N 32 "О государственных должностях Российской Федерации", должности секретаря судебного заседания и помощника судьи данным Перечнем не предусмотрены.
Установив, что занимаемые истцом в спорный период должности секретаря судебного заседания и помощника судьи не относятся к государственным должностям Российской Федерации, должности, предусмотренные подпунктом "у" пункта 2 Правил исчисления стажа службы (выслуги лет), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 1158, истец не занимал, суды пришли к верному выводу о необоснованности заявленных истцом требований.
Доводы кассационной жалобы основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений являться не могут, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, были предметом оценки судов нижестоящих инстанций и обоснованно отклонены.
Судами правильно отмечено, что ссылка истца на пункт 6 части 2 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, в соответствии с которым в стаж (выслугу лет) в органах внутренних дел включается период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации, является не состоятельной, поскольку спорные должности секретаря судебного заседания и помощника судьи не входит в Перечень государственных должностей Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N 32, а относятся к должностям федеральной государственной гражданской службы, включение службы в таких должностях в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел для выплаты ежемесячной надбавки и предоставления иных социальных гарантий действующим законодательством не предусмотрено.
Ссылка истца на взаимосвязь службы в органах внутренних дел и государственной службы иных видов, включение периодов работы в должности секретаря судебного заседания и помощника судьи в стаж работы в должности судьи, в стаж работы в прокуратуре, в стаж работы в таможенных органах, подлежит отклонению, поскольку согласно части 8 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел и внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определение порядка исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки, указанной в части 7 данной статьи, отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.
Как было указано выше, Правила исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 1158, указанные Правила не предусматривают включение в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел для выплаты ежемесячной надбавки службы на должностях федеральной государственной гражданской службы.
При этом вопреки ошибочному мнению истца должность федеральной государственной гражданской службы и государственная должность Российской Федерации не являются тождественными должностями, что следует из анализа положений Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Государственные должности Российской Федерации устанавливаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов Российской Федерации; должности государственной гражданской службы создаются для обеспечения исполнения полномочий федеральных государственных органов, лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации.
По существу доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, выражают несогласие с выводами судов, что не свидетельствует о их незаконности.
Состоявшиеся по делу судебные постановления соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона. При рассмотрении дела судами не допущено неправильного применения норм материального или нарушения норм процессуального права, повлекших вынесение незаконных решений. Оснований для отмены оспариваемых судебных актов в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бобкова Алексея Сергеевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.