Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Руновой Т.Д, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1753/2022 по иску Колодкина Дениса Александровича к обществу с ограниченной ответственностью "Лента" о признании незаконным и отмене приказа об отстранении от работы, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Колодкина Дениса Александровича на решение Калининского районного суда г. Челябинска от 15 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Колодкин Д.А. обратился с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Лента" (далее - ООО "Лента") о признании отстранения от работы незаконным, отмене приказа об отстранении от 16 ноября 2021 года N 0154_100-КМ, возложении обязанности допустить к работе со следующего дня после отмены приказа, взыскании заработной платы за период незаконного отстранения в размере 244 371 руб. 60 коп, компенсации морального вреда в размере 10 000 руб.
В обоснование исковых требований указано, что он состоит в трудовых отношениях с ответчиком ООО "Лента" с 24 ноября 2020 года в должности специалиста видеонаблюдения. 12 октября 2021 года руководством компании в адрес подразделений было направлено распоряжение о необходимости прохождения профилактической вакцинации против новой коронавирусной инфекции. 14 октября 2021 года им получено уведомление о прохождении профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции или предоставлении документов, подтверждающих медицинский отвод, в срок до 10 ноября 2021 года. Приказом от 16 ноября 2021 года он был отстранен от работы с 17 ноября 2021 года. С данным приказом об отстранении от работы он не согласен, полагает его незаконным, противоречащим положениям действующего санитарно-эпидемиологического и трудового законодательства. Также указывает, что вакцинация против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) является правом, а не обязанностью работника, а информация о проведении вакцинации, об отказе проведения вакцинации, относится только к нему.
Решением Калининского районного суда г. Челябинска от 15 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 октября 2022 года, Колодкину Д.А. в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Колодкин Д.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
В письменных возражениях на кассационную жалобу ООО "Лента" просит судебные акты оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений.
Судами установлено и следует из материалов дела, что с 24 ноября 2020 года Колодкин Д.А. состоит в трудовых отношениях с ООО "Лента" в должности специалиста видеонаблюдения.
Согласно трудовому договору N 0154_35-ТД от 24 ноября 2020 года, заключенному с Колодкиным Д.А, он принял на себя обязанность по выполнению текущих функциональных обязанностей в соответствии с рабочей (должностной) инструкцией, утвержденной распоряжением от 28 августа 2020 года N 9001_32-ДИ, являющейся неотъемлемой частью трудового договора (приложение N 1), работает на условиях полной занятости, работнику устанавливаема почасовая система оплаты труда (за фактически отработанное время).
Во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача по Челябинской области от 08 октября 2021 года N 3 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Челябинской области по эпидемическим показаниям" заместителем директора по персоналу издано распоряжение от 12 октября 2021 года N 9001_98-ЛС, в соответствии с которым организовано проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной в срок до 11 ноября 2021 года, в срок до 11 декабря 2021 года - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, с охватом, в соответствии с планом; работникам предписано предоставить в срок до 11 ноября 2021 года в отдел персонала/директору магазина документы, подтверждающие прохождение вакцинации, в случае отказа от вакцинации - медицинский документ, подтверждающий наличие противопоказаний для вакцинирования.
С указанным распоряжением, а также постановлением Главного государственного санитарного врача по Челябинской области от 08 октября 2021 года N 3 Колодкин Д.А. ознакомлен 21 октября 2021 года.
19 октября 2021 года Колодкиным Д.А. получено уведомление о проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и предоставлении документов.
Актом от 17 ноября 2021 года установлено, что Колодкин Д.А. отказался от подписи добровольного информационного отказа работника от вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Приказом от 16 ноября 2021 года N 0154_100-КМ Колодкин Д.А. отстранен от работы с 17 ноября 2021 года до устранения обстоятельств, явившихся основанием отстранения.
С указанным приказом от 16 ноября 2021 года N 0154_100-КМ об отстранении от работы Колодкин Д.А. был ознакомлен, выразил несогласие с ним, что подтверждается его подписью в приказе.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний", постановления Главного государственного санитарного врача по Челябинской области от 08 октября 2021 года N 3 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Челябинской области по эпидемическим показаниям", исходил из того, что требования Главного государственного санитарного врача Челябинской области об обязательной вакцинации носят обязательный характер; ООО "Лента" является организацией, в которой выполнение работ связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями; истец, осуществляя трудовую деятельность, непосредственно взаимодействовал с сотрудниками, в связи с чем подлежал обязательной вакцинации; документов, подтверждающих наличие медицинских противопоказаний для профилактических прививок от новой коронавирусной инфекции COVID-19, истец не представил; отстранение истца от работы носило законный характер в виду его фактического отказа от вакцинации.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Доводы кассационной жалобы Колодкина Д.А. о том, что в постановлении Главного государственного санитарного врача по Челябинской области прямое указание на прохождение гражданами профилактической прививки против коронавирусной инфекции отсутствует, в связи с чем для работников, которые указаны в постановлении, вакцинация не является обязательной; на момент отстранения от работы ни работодатель, ни Управление Роспотребнадзора по Челябинской области какими-либо доказательствами того, что он является носителем возбудителей инфекционных заболеваний и может являться источником распространения инфекционных заболеваний, не располагали; в отношении него постановление Главного государственного санитарного врача по Челябинской области о временном отстранении от работы не выносилось; вывод суда апелляционной инстанции о том, что коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, как следствие, обязательность прививок в этом случае обуславливается нормами Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" неправомерен, поскольку нормами указанного Федерального закона не установлена обязательность прививок против заболеваний, представляющих опасность для окружающих; Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека указывает, что работодатель имеет право требовать осуществление прививки только в случае, если деятельность сотрудника входит в перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825); постановление Главного государственного санитарного врача не может рассматриваться в качестве нормативного правового акта Российской Федерации, не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
В статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, в соответствии с которым работодатель обязан отстранить работника от работы, при этом с учетом абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, приведенный перечень исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно пункту 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
В соответствии со статьей 1 Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).
На основании подпунктов "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417, во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противо-эпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия, в том числе давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50), выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).
Из пункта 66 СанПиН 3.3686-21 Санитарно-эпидемиологических требований по профилактике инфекционных болезней, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4 (действуют с 1 сентября 2021 года) следует, что решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации.
Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности (пункт 1.2 СП 3.1.3597-20 Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 года N 15).
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 715).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года N 125н и действовал до 30 декабря 2021 года, после чего вступил в силу приказ Минздрава России от 06 декабря 2021 года N 1122н.
Приказом Минздрава России от 09 декабря 2020 года N 1307н в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусиой инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Челябинской области от 08 октября 2021 года N 3 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным категориям (группам) граждан в Челябинской области по эпидемическим показаниям", утратившим силу с 06 июня 2022 года в связи с изданием постановления главного государственного санитарного врача по Челябинской области от 06 июня 2022 года N 3, было предписано обеспечить с 11 октября 2021 года проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID-19 гражданам в возрасте от 18 лет и старше, выполняющим работы и (или) оказывающим услуги населению Челябинской области в сфере обслуживания населения, в том числе торговли, клиентских подразделениях финансовых организаций и организаций, осуществляющих расчетно-кассовое обслуживание. На руководителей организаций независимо от организационно-правовой формы, индивидуальных предпринимателей возложена обязанность по организации проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID-19 отдельным категориям граждан, подлежащим обязательной вакцинации, указанным в пункте 1 настоящего постановления, в срок до 11 ноября 2021 года первым компонентом; в срок до 11 декабря 2021 года - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции с охватом в соответствии с планом.
Как указывалось выше, в соответствии с положениями статей 10, 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Из смысла приведенных норм в их системном толковании следует, что вакцинация от новой коронавирусиой инфекции (COVID-19) Министерством здравоохранения Российской Федерации внесена в национальный календарь профилактических прививок, при этом прививки от новой коронавирусиой инфекции (COVID-19) отнесены к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, то есть проводятся гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания; решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают Главный санитарный врач Российской Федерации и главные санитарные врачи регионов; если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, вакцинация является обязательной.
Таким образом, отстранение от выполнения трудовых обязанностей работника, не прошедшего вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение его конституционных и трудовых прав.
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлено необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (определение от 21 ноября 2013 года N 1867-О).
Как установлено судом, ООО "Лента" является организацией, в которой выполнение работ связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, учитывая, что основным видом деятельности является розничная торговля пищевыми продуктами. Соответственно, для истца как работника данной организации требования постановления Главного государственного санитарного врача по Челябинской области от 08 октября 2021 года N 3 о прохождении вакцинации являлись обязательными при отсутствии медицинских противопоказаний к вакцинации. При этом, как установлено судом, истец отказался от прохождения вакцинации и не представил доказательств того, что у него имеются медицинские противопоказания для прохождения вакцинации от новой коронавирусной инфекции, в этой связи ответчик при издании приказа от 16 ноября 2021 года об отстранении истца от работы действовал в соответствии с требованиями трудового законодательства, отстранение истца от работы в связи не прохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции являлось правомерным.
Признав отстранение истца от работы законным и не выявив факта нарушения трудовых прав истца, суд правомерно отказал в удовлетворении производных требований о взыскании заработка за период отстранения от работы, компенсации морального вреда.
Вопреки доводам кассационной жалобы, при рассмотрении данного спора судами нормы материального права применены верно, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено.
Иное понимание и толкование норм материального права не является основанием для отмены судебных постановлений.
Переоценка исследованных судом доказательств и обстоятельств, установленных на основании данной оценки, в силу положений части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калининского районного суда г. Челябинска от 15 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Колодкина Дениса Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.