Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Чаус И.А, судей
Бурматовой Г.Г, Пашкульской Т.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камалова Памира Кадировича к администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области о признании незаконным постановление о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении, о возложении обязанности восстановить в очереди со дня принятия на учет, по кассационной жалобе Камалова Памира Кадировича на решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 20 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 25 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Бурматовой Г.Г, объяснения истца Камалова П.К, третьих лиц Камаловой Г.В, Камалова Р.П, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Камалов П.К. обратился в суд с иском к администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области о признании незаконным постановления администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области от 08 сентября 2020 г. N 1219 о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи 3 человека, о возложении обязанности на ответчика восстановить в очереди со дня принятия на учет
Указав в обоснование иска, что заключением межведомственной комиссии N 082 от 15 сентября 2015 г. жилой дом, принадлежащий истцу на праве собственности по адресу: "данные изъяты", признан непригодным для постоянного проживания. Постановлением Главы администрации Кунашакского муниципального района N 2102 от 03 ноября 2015 г. истец и члены его семьи включены список граждан нуждающихся в жилье с составом семьи 3 человека на основании пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. В августе 2020 г. Камалов П.К. предоставил в адрес ответчика пакет документов для проверки имущественного положения его семьи. Однако, 04 сентября 2020 г. вынесено постановление администрации Кунашакского муниципального района N 1211, которым он и члены его семьи были сняты с учета нуждающихся в жилом помещении. С данным постановлением не согласен, считает, что оно принято в нарушение действующего законодательства и подлежит отмене. Считает, что ответчиком произведен неверный расчет дохода семьи истца. Так, доход был рассчитан на 2 человек: Камалова П.К. и сына-инвалида, однако, супругу истца в расчет не включили, так как не представлен документ о ее доходах. Ответчик не учел, что супруга истца не имеет возможности работать, так как осуществляет уход за сыном-инвалидом.
Решением Кунашакского районного суда Челябинской области от 20 июля 2022 г, оставленным без удовлетворения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 25 октября 2022 г, отказано в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе заявитель просит судебные постановления отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
В судебном заседании истец и третьи лица доводы жалобы поддержали.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, руководствуясь статьями 113, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Заслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Камалов П.К. имеет в собственности жилой дом, общей площадью 45, 4 кв.м. и земельный участок площадью 1400 кв.м, расположенные по адресу: "данные изъяты"
В соответствии с постановлением Главы администрации Кунашакского муниципального района от 06 ноября 2015 г. N2127 жилое помещение, расположенное по адресу: "данные изъяты" не соответствует требованиям, предъявленным к жилому помещению, признано непригодным для постоянного проживания (том 1 л.д. 103).
Постановлением исполняющего обязанности главы администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области от 03 ноября 2015 г. N2102 Камалов П.К. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, с составом семьи 4 человека, в том числе Камаловой Г.В, "данные изъяты" 1970 г. рождения; Камалова Р.П, "данные изъяты" 1992 г. рождения; Камалова Р.П, "данные изъяты" 1990 г. рождения (том 1 л.д. 147).
13 июля 2020 г. Камаловым П.К. в администрацию Кунашакского муниципального района Челябинской области подано заявление о признании его семьи в составе трех человек (Камалов П.К. "данные изъяты" 1962 г. рождения, жена Камалова Гульнара Вальшевна, "данные изъяты" 1970 г. рождения, сын Камалов Рустам Памирович, "данные изъяты" 1990 г. рождения) малоимущей в целях признания нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (т.1 л.д.57-60).
Постановлением от 04 сентября 2020 г. за N 12 11 главы администрации Кунашакского муниципального района отказано Камалову П.К. в признании его семьи малоимущей (с учетом имущественного положения доходы превышают установленную величину прожиточного минимума) (т.1 л.д.42).
Постановлением главы администрации Кунашакского муниципального района от 08 сентября 2020 г. N 1219 Камалов П.К. составом семьи три человека снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (том 1 л.д. 8).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился и вышестоящий суд, руководствуясь положениями статей 49, 55, 56 Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом положений Закона Челябинской области N 400-30 от 25 августа 2005 г. "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма помещений муниципального жилищного фонда", оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что у администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области имелись основания для снятия истца (составом семьи три человека) с учета нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, так как семья Камалова П.К. не отвечает критерию малоимущей, что подтверждено соответствующим расчетом, который истцом не опровергнут, в связи с чем основания для признания оспариваемого постановления недействительным и восстановлении на учете нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма Камалова П.К. с составом семьи три человека отсутствуют.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, мотивированы, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ и Жилищным кодексом Российской Федерации вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Пунктом 3 статьи 6 Закона Челябинской области от 25 августа 2005 г. N 400-ЗО "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма" предусматривает, что размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, определяется путем деления среднемесячного дохода семьи на количество членов семьи. Совершеннолетние трудоспособные лица, не имеющие доходов в расчетном периоде, не включаются в состав членов семьи применительно для исчисления размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи.
Исследование и оценка представленных в материалы дела доказательств в соответствии с предоставленными суду первой и апелляционной инстанции полномочиями в силу положений статей 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации позволили сделать вывод, что отсутствие дохода у трудоспособного члена семьи истца Камаловой Г.В, не состоящей на учете в центре занятости и не относящейся к категории лиц, на которую не распространяется действие указанной нормы, свидетельствует о соответствии требованиям закона решения органов местного самоуправления в части определения количество членов семьи, в отношении которых производится расчет имущественного положения.
Поскольку по состоянию на июль 2020 г. уровень доходов истца и членов его семьи (2 человека) превысил установленный в муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма, у органов местного самоуправления имелись оснований для принятие решения о снятии истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Доводам о состоянии жилого дома, находящегося в собственности истца, и определения его стоимости в целях определения имущественного положения истца, судами также была дана оценка, при этом учитывалось, что истцом доказательств иной стоимости жилого дома представлено не было, нарушений правил оценки допущено не было, а суд кассационной инстанции в силу положения части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации права переоценки лишен.
Таким образом, судами верно разрешен спор при правильном определении характера правоотношений сторон и применении норм закона, подлежащих применению, исследовании обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, в отсутствие существенных нарушений процессуального закона.
Решение суда соответствует требованиям части 4 статьи 67, а также положениям части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционное определение постановлено в пределах полномочий суда апелляционной инстанции, предусмотренных статьями 327.1 и 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также соответствует требованиям статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Предусмотренных статьей 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 20 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 25 октября 2022 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Камалова Памира Кадировича - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.