Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Чаус И.А, судей
Бурматовой Г.Г, Пашкульской Т.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу к Пономареву Максиму Александровичу, Пономаревой Алевтине Алексеевне о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставлении другого жилого помещения, по кассационной жалобе Пономарева Максима Александровича на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Бурматовой Г.Г, заключение прокурора Главного гражданско-судебного управления Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Голованова А.И, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу обратилось в суд с иском к Пономареву М.А, Пономаревой А.А. о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: "данные изъяты", выселении без предоставления другого жилого помещения.
Указав в обоснование иска, что Пономареву М.А. с учетом членов семьи (матери Пономаревой А.А.), как сотруднику МЧС, по договору найма служебного жилого помещения от 14 января 2021 г. была предоставлена квартира, расположенная по адресу: "данные изъяты". Приказом от 25 октября 2021 г. Пономарев М.А. был уволен со службы. Однако вопреки условиям договора найма служебного жилого помещения ответчики указанную квартиру не освобождают.
Пономарев М.А. обратился в суд со встречным иском о сохранении права пользования жилым помещением до исполнения ответчиком обязательств по предоставлению социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, поскольку с 11 ноября 2016 г. состоит на учете лиц, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты и не имеет другого жилого помещения для проживания.
Решением Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 августа 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 ноября 2022 г, удовлетворены исковые требования Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу, встречные исковые требования Пономарева М.А. оставлены без удовлетворения, постановлено:
Признать Пономарева Максима Александровича и Пономареву Алевтину Алексеевну утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: "данные изъяты" и выселить из данного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Взыскать с Пономарева Максима Александровича и Пономаревой Алевтины Алексеевны в бюджет муниципального образования г.Ноябрьск государственную пошлину по 3000 рублей с каждого.
В кассационной жалобе заявитель просит судебные постановления отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
В своих возражениях ГУ МЧС РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу относительно доводов кассационной жалобы, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании прокурор дал заключение о соответствии судебных актов требованиям закона.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, руководствуясь статьями 113, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Заслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, спорным является жилое помещение, расположенное по адресу: "данные изъяты", которая находится в собственности Российской Федерации и распоряжением ТУ Росимущества в Ямало-Ненецком автономном округе от 9 декабря 2011 г. N 522-р отнесено к специализированному жилищному фонду - служебному жилому помещению (л.д. 16, 28).
Выпиской из ЕГРН от 2 февраля 2022г. подтверждается, что указанная квартира закреплена на праве оперативного управления за Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу на праве оперативного управления (л.д.28).
По договору найма служебного жилого помещения от 14 января 2021 N 178 квартира, в отношении которой возник спор, была предоставлена Пономареву М.А. и его матери Пономаревой А.А, во временное пользование в связи со службой Пономарева М.А. в ГУ МЧС по Ямало-Ненецкому автономному округу (л.д.23).
Ранее Пономарев М.А. занимал спорную квартиру на основании договора найма жилого помещения (коммерческого найма) от 5 марта 2008 г. N 52 и на основании договора найма служебного жилого помещения от 12 декабря 2011 г... На момент заключения указанных договоров найма жилое помещение находилось в оперативном управлении ГУ МЧС по Ямало-Ненецкому автономному округу 9-й отряд государственной противопожарной службы (л.д.10, 44).
Распоряжением МТУ Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе от 20 июля 2020 г. N 72-531-р жилое помещение, расположенное по адресу: "данные изъяты" было изъято из оперативного управления ГУ МЧС по ЯНАО 9-й отряд государственной противопожарной службы и передано в оперативное управление ГУ МЧС по Ямало-Ненецкому автономному округу (л.д.18-19).
В соответствии с пунктом 4.3 договора найма служебного жилого помещения от 14 января 2021 г, договор найма прекращает свое действие в связи с окончанием срока службы, истечением трудового договора (л.д.24).
Приказом ФГБУ СЭУ ФПС "Испытательная пожарная лаборатория" по Ямало-Ненецкому автономному округу МЧС России от 25 октября 2021 г. N 40-НС начальник сектора судебных экспертиз (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы) Пономарев М.А. уволен со службы по выслуге лет на основании пункта 4 части 2 статьи 83 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ. На день увольнения выслуга лет Пономарева М.А. в календарном исчислении составила 21 год 1 месяц 29 дней (л.д. 14).
Письмами начальника ГУ МЧС по Ямало-Ненецкому автономному округу от 22 ноября 2021 г. и от 28 марта 2022 г. Пономарев М.А. уведомлен о прекращении договора найма служебного жилого помещения и необходимости его освобождения (л.д. 29 - 30).
Требование об освобождении жилого помещения ответчиками до настоящего времени не исполнено.
Разрешая заявленные требования истца о выселении ответчиков без предоставления другого жилого помещения, суд первой инстанции, с которым согласился и вышестоящий суд, руководствуясь положениями ст. ст. 92, 93, 102, 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 217, которым утверждены Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что спорное жилое помещение является служебным, было предоставлено в пользование ответчиков для временного проживания на период прохождения Пономаревым М.А. государственной службы, с 31 октября 2021 г. Пономарев М.А. в служебных отношениях с истцом не состоит, нуждающимся в жилых помещениях не признавался, в связи с чем, право пользования служебным жилым помещением утрачено. Поскольку правовых оснований для сохранения права пользования названным жилым помещением не усмотрел, суд первой инстанции отказал в удовлетворении встречных требований Пономарева М.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, мотивированы, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии по доводам кассационной жалобы не усматривается.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду. Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с прохождением службы (статья 93 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 102 ЖК РФ установлено, что договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим кодексом основаниям.
Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
По смыслу приведенных положений закона, служебные жилые помещения предоставляются на период прохождения службы и по общему правилу подлежат освобождению после ее окончания.
Исследование и оценка представленных в материалы дела доказательств в соответствии с предоставленными суду первой и апелляционной инстанции полномочиями в силу положений статей 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации позволили сделать вывод, что спорное жилое помещение было предоставлено для временного проживания Пономареву М.А. на период службы в ГУ МЧС по Ямало-Ненецкому автономному округу, по окончании которой истец должен освободить жилое помещение, а потому оснований для отказа в удовлетворении требований о выселении ответчиков из спорного жилого помещения без предоставления иного жилья у судов не имелось.
Оснований, предусмотренных частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, исключающих возможность выселения из служебного жилого помещения, судами также не установлено.
В связи с этим не могут быть признаны состоятельными доводы жалобы о том, что Пономарев М.А. до настоящего времени не получил единую социальную выплату и до настоящего времени состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилья.
При этом судом принято во внимание, что в связи с изменением структуры органов МЧС, включая органы, осуществляющие учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, 12 января 2022г. учетное дело Пономарева М.А. направлено в адрес созданной в ФБГУ СЭУ ФПС N 93 "Испытательная пожарная лаборатория" МЧС России территориальной комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья. Протоколом заседания территориальной комиссии ГУ МЧС по Ямало-Ненецкому автономному округу N 21 от 3 февраля 2022г, в связи с передачей учетного дела в ФБГУ СЭУ ФПС N 93 "Испытательная пожарная лаборатория" МСЧ России, Пономарев М.А. был исключен из списков сотрудников, постановленных на учет для получения единовременной социальной выплаты в ГУ МЧС по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Вместе с тем факт нуждаемости в предоставлении жилья не свидетельствует о совокупности условий, исключающих возможность выселения без предоставления другого жилого помещения. Так как по смыслу вышеприведенных норм права, помимо нуждаемости, необходимо относится к категории лиц, предусмотренной частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Доводы жалобы о том, что спорная квартира является единственным жильем для ответчиков, подлежат отклонению, поскольку жилищные права ответчиков не могут препятствовать собственнику спорного жилого помещения в реализации предоставленных ему законом прав собственника. Иных оснований для сохранения права пользования ответчиков спорным жилым помещением судами не установлено, в связи с чем заявленные требования обоснованно удовлетворены.
Ссылка в кассационной жалобе на необходимость применения пунктов 27 и 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897, не может быть признана состоятельной.
Установленный данным положением порядок распоряжения жилыми помещения не распространяет свое действие на жилые помещения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий либо федеральной противопожарной службы, о чем правомерно указал суд апелляционной инстанции, что согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации (определение N 15-КГ16-11 от 07 марта 2017 г.).
Таким образом, судами верно разрешен спор при правильном определении характера правоотношений сторон и применении норм закона, подлежащих применению, исследовании обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, в отсутствие нарушений процессуального закона.
Предусмотренных статьей 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 ноября 2022 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Пономарева Максима Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.