Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Чаус И.А, судей Пашкульской Т.Д, Чернецовой С.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1605/2022 по иску Шайхразиева Андрея Маратовича к Администрации г. Березники, Министерству социального развития Пермского края о признании незаконным постановления, восстановлении в очереди, выплате жилищной субсидии
по кассационной жалобе Министерства социального развития Пермского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 16 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Пашкульской Т.Д. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, объяснения истца Шайхразиева А.М, возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шайхразиев А.М. обратился с иском к Администрации города Березники, Министерству социального развития Пермского края, с учетом уточнений, просил о признании за истцом нуждаемости в улучшении жилищных условий и права на получение жилищных субсидий, как члена семьи погибшего ветерана боевых действий, о признании незаконным постановления администрации г. Березники от 10 марта 2022 года "О снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении Шайхразиева А.М.", об обязании Министерства социального развития Пермского края предоставить истцу жилищную субсидию в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных исковых требований указывал, что истец является членом семьи погибшего ветерана боевых действий и с 26 марта 2001 года состоит на жилищном учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрации г. Березники. Ранее решением Березниковского городского суда Пермского края от 06 сентября 2018 года подтверждено право истца на получение мер социальной поддержки в виде жилищной субсидии. В течение 2019-2021 года истец неоднократно обращался в Министерство и администрацию с целью подтверждения своего нахождения на учете, права на получение жилищной субсидии и установления номера в соответствующей очереди. Постановлением администрации г. Березники от 10 марта 2022 года Шайхразиев А.М. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку истец зарегистрирован в жилом помещении по адресу: "данные изъяты", с составом семьи из 7 человек, при этом, общая площадь жилого помещения 70, 9 кв.м, что составляет 10, 13 кв.м. на одного члена семьи, что больше нормы, установленной решением Березниковской городской Думы от 30 мая 2016 года N116 и составляет 10 кв.м. Полагает, что граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года следует понимать достижение гражданином уровня обеспеченности площади жилого помещения не менее 12 кв.м. на каждого члена семьи.
Решением Березниковского городского суда Пермского края от 28 июля 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 16 ноября 2022 года решение суда первой инстанции отменено, принято по делу новое решение.
Признано незаконным постановление администрации города Березники от 10 марта 2022 года N 01-02-384 "О снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении Шайхразиева А.М.".
На Администрацию города Березники возложили обязанность восстановить Шайхразиева А.М. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, в том числе в льготном списке граждан в прежней очереди.
На Министерство социального развития Пермского края возложили обязанность включить Шайхразиева А.М. в сводный список граждан, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья, предоставлении жилищной субсидии на приобретение жилого помещения в собственность в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет нуждающихся 26 марта 2001 года, в пределах имеющегося бюджета.
Шайхразиев А.М. восстановлен в списках граждан из числа инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших инвалидов и ветеранов боевых действий на получение субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения по дате первоначальной постановки на учет 26 марта 2011 года
В остальной части решение суда оставлено без изменения
В кассационной жалобе и дополнениях к кассационной жалобе Министерство социального развития Пермского края просит об отмене апелляционного определения, считая его незаконным.
В письменных возражениях на жалобу Шайхразиев А.М. просит оставить апелляционное определение без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, о причинах неявки не сообщили. При этом информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, "данные изъяты" является отцом Шайхразиева А.М, "данные изъяты" года рождения, Егорова (Леонтьева) Е.Л. - матерью, что подтверждается свидетельством о рождении "данные изъяты" от 28 декабря 2000 года, выданного отделам ЗАГС г. Березники Пермской области.
"данные изъяты" умер 29 марта 2000 года.
Согласно справке Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю от 14 октября 2019 года N 55 "данные изъяты" в период с 24 декабря 1999 года по 29 марта 2000 года проходил службу в ОМОН при УВД г. Березники Пермской области. 29 марта 2000 года погиб при исполнении служебных обязанностей и исключен из списков личного состава (за смертью).
26 марта 2001 года с заявлением о постановке на учет в администрацию города Березники обратилась Леонтьева Е.Л, в том числе с учетом в качестве членов семьи Шайхразиева А.М. (сын) и Егоровой Е.А. (дочь) в связи с отсутствием жилого помещения.
Согласно акту проверки жилищных условий от 23 марта 2001 года Леонтьева Е.Л, Шайхразиев А.М. и Егорова Е.А. проживали по адресу: "данные изъяты" общей площадью 58, 3 кв.м, дом принадлежит МК-24, характеристика дома - щито-сборный вменённого пользования.
Согласно уведомлению администрации г. Березники Леонтьева Е.Л. была поставлена на получение жилой площади с 26 марта 2021 года номер в очереди N 7801, номер в льготном списке N 22.
Шайхразиев А.М. с 26 марта 2001 года состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении при администрации города Березники, в списке ветеранов боевых действий и семей погибших.
Постановлением администрации г. Березники от 12 декабря 2017 года N 3215, жилое помещение по адресу: "данные изъяты" признано непригодным для проживания.
Постановлением администрации г. Березники от 28 февраля 2018 года N 512 Егоровой В.П. (бабушке истца) по договору социального найма предоставлена трёхкомнатная квартира, общей площадью 76, 4 кв.м. по адресу: "данные изъяты", в связи с признанием жилого помещения, общей площадью 76, 4 кв.м, находящегося по адресу: "данные изъяты" непригодным для проживания. Состав семьи 7 человек.
28 февраля 2018 года между Егоровой В.П. и администрацией г. Березники Пермского края заключен договор социального найма жилого помещения N 6, в соответствии с которым Егоровой В.П. и членам ее семьи: Ошмарину Анатолию Павловичу - сожитель, Егорову Геннадию Леонидовичу - сын, Леонтьева Елена Леонидовна - дочь, Шайхразиев Андрей Маратович - внук, Воропаева Екатерина Александровна - внучка, Воропаева Юлия Александровна - внучка, предоставлено в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 3 комнат, по адресу: "данные изъяты"
Постановлением администрации г. Березники от 06 апреля 2018 года Шайхразиев А.М. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с ч.2 ст.6 ФЗ от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в связи с утратой гражданами оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. Истец был включен в льготный список граждан в соответствии с Законом "О ветеранах".
Решением Березниковского городского суда от 06сентября 2018 года по делу N 2-2302/2018 признано незаконным постановление администрации г.Березники N 789 от 06 апреля 2018 года в части снятия с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении Шайхразиева А.М.
Шайхразиев А.М. восстановлен в льготном списке граждан в прежней очереди.
Постановлением администрации г. Березники от 10 марта 2022 года N 01 -02-138 Шайхразиев А.М. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции, пришел к выводу, что, независимо от того, что Шайхразиев А.М. принят на учет до 1 марта 2005 года, то есть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, обеспеченность Шайхразиева А.М. жилой площадью на одного члена семьи составляет более учетной нормы, что в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" является основанием для снятия его с жилищного учета.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные истцом требования о восстановлении его на учет нуждающихся, судебная коллегия суда апелляционной инстанции указала, что поскольку Шайхразиев А.М. был поставлен на учет по улучшению жилищных условий в 2001 году, будучи несовершеннолетним, то есть до 1 марта 2005 года, следовательно, в силу положений ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 01 декабря 2009 года N 1549-О-П, он мог быть снят с соответствующего учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, или в связи с утратой оснований, которые ранее (до 1 марта 2005 года) предоставляли, в связи с чем, его снятие с соответствующего учета является необоснованным.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судебной коллегии, изложенными в обжалуемом судебном постановлении, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным федеральным законом.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона N 189-ФЗ предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений упомянутой части.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01 декабря 2009 года N 1549-О-П "По жалобе гражданина Скороходова Александра Викторовича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
Как обоснованно указано судом апелляционной инстанции, снимая Шайхразиева А.М. с учета нуждающихся в жилых помещениях, администрация города не учла, что поскольку Шайхразиев А.М. был поставлен на учет по улучшению жилищных условий в 2001 году, будучи несовершеннолетним, то есть до 1 марта 2005 года, то согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" он мог быть снят с соответствующего учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, или в связи с утратой оснований, которые ранее (до 1 марта 2005 года) предоставляли право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со статьей 55 Жилищного Кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
По смыслу приведенных выше норм права для граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года, под улучшением ими жилищных условий (основание для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР) следует понимать достижение гражданином уровня обеспеченности площадью жилого помещения по норме предоставления, которая установлена действующим законодательством (применительно к муниципальному образованию город Березники Пермского края).
Постановка на учет граждан в период постановки Шайхразиева А.М. 26 марта 2001 года на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, регламентировалась Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Пермской области, утвержденных решением Пермского областного Совета народных депутатов от 16 августа 1988 года N 102, Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335.
В силу подпункта "а" пункта 20 действовавших до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Советом Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335, граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 42 данных Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Согласно п. 6.1, Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Пермской области, утв. решением Исполкома Пермского областного Совета народных депутатов от 16 августа 1988 года N 102 нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого городскими (районными) Советами народных депутатов.
В соответствии с п. 19.1 Правил граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате чего отпали основания для предоставления жилого помещения (пункт 6.1-6.9 Правил). Однако ранее принятые на жилищный учет граждане в случае обеспечения жилой площадью ниже 12 кв. м на каждого члена семьи не подлежали снятию с учета.
Из материалов дела следует, что после предоставления семье истца жилого помещения по адресу: пр. Ленина, д. 61, кв. 91 г. Березники, на истца приходилось по 10, 91 кв. м. жилой площади, что свидетельствует о том, что требуемая норма обеспечения (12 кв. м) не была соблюдена, следовательно, основания для снятия истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий отсутствовали и после предоставления указанного жилого помещения.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса РСФСР, правовой позицией Конституционного суда, а также с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, пришел к обоснованному выводу о восстановлении нарушенного права истца заявленным в иске способом.
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель не могут повлечь отмену законного судебного постановления в кассационном порядке. В данном случае на основании оценки представленных сторонами в материалы дела доказательств, которая была дана в полном соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями приведенных норм закона, суд апелляционной инстанции установилналичие правовых оснований для удовлетворения иска.
Изложенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют о несогласии с произведенной судом апелляционной инстанции оценкой доказательств и являются переоценкой исследованных доказательств, и обстоятельств, установленных на основании данной оценки.
Вместе с тем, судом соблюдены требования ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предписывающей суду оценивать достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, отражать результаты оценки доказательств в решении с учетом того, что никакие доказательства не имеют заранее установленной силы.
Доводы же о несогласии с выводами суда апелляционной инстанции относятся к оценке доказательств и установлению фактических обстоятельств дела, а следовательно, не могут являться основанием для пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими. При этом другая точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебного акта кассационным судом общей юрисдикции.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 16 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального развития Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.