Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.
судей Грудновой А.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2571/2022 по иску Леонтьева Владимира Ильича к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа учесть награждение нагрудными знаками отличия "За работу без аварий" II, III степеней как ведомственных знаков отличия в труде и присвоении звания "Ветеран труда" и взыскании судебных расходов, по кассационной жалобе Леонтьева Владимира Ильича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Леонтьев В.И. обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа учесть награждение нагрудными знаками отличия "За работу без аварий" II, III степеней как ведомственных знаков отличия в труде и присвоении звания "Ветеран труда" и взыскании судебных расходов.
Требования мотивированы тем, что он имеет трудовой стаж более 37 лет. 22 октября 2002 года постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа N 541-п от имени Министерства транспорта Российской Федерации истец награжден нагрудными знаками отличия "За работу без аварий" III степени и "За работу без аварий" II степени. Он обратился с заявлением к ответчику о присвоении звания "Ветеран труда". 25 апреля 2022 года письмом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 15-исх-7093 ему было отказано в присвоении звания "Ветеран труда" по причине не отнесения нагрудных знаков "За работу без аварий" III и II степени к числу ведомственных наград, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2022 года исковые требования Леонтьева В.И. удовлетворены. Признан незаконным отказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в присвоении Леонтьеву В.И. звания "Ветеран труда". На Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры возложена обязанность присвоить Леонтьеву В.И. звание "Ветеран труда". Взысканы с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу Леонтьева В.И. денежные средства в сумме 300 руб. в счет возмещения судебных расходов
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 октября 2022 года указанное решение отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Леонтьева В.И. отказано.
В кассационной жалобе Леонтьев В.И. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 октября 2022 года, ссылаясь на его незаконность.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Леонтьев В.И. на основании постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 541-п от 22 октября 2002 года награжден значком "За работу без аварий" III степени.
Приказом Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 октября 2004 года N 407-п Леонтьев В.И. награжден нагрудным значком "За работу без аварий" II степени.
Согласно справке ПАО "Сургутнефтегаз" Леонтьев В.И. работал в Сургутском УТТ N 1 ПАО "Сургутнефтегаз" с 14 марта 1981 года по 04 июля 2013 года в должности водителя автомобиля. На дату увольнения 04 июля 2013 года суммированный трудовой стаж работы в ПАО "Сургутнефтегаз" составляет 32 года 03 месяца 22 дня.
С 9 февраля 2008 года Леонтьев В.И. является получателем пенсии по старости.
25 апреля 2022 года письмом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 15-исх-7093 истцу было отказано в присвоении звания "Ветеран труда" потому, что нагрудные значки отличия "За работу без аварий" III и II степеней, не относятся к ведомственным знакам отличия за заслуги в труде.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, сославшись на положения Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 7 августа 1998 года N 98 "Об утверждении Примерного положения о нагрудном значке "За работу без аварий", исходил из того, что нагрудный значок "За работу без аварий" III степени является ведомственным знаком отличия в труде, истец имеет необходимый трудовой стаж, включая период службы в рядах Советской Армии с 24 июня 1990 года по 5 мая 1992 года, пришел к выводу о наличии прав истца на присвоение звания "Ветеран труда".
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда, признав их основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", частью 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости", статьей 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 ноября 2006 года N 115-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", Положением "О нагрудном значке "За работу без аварий", утвержденным Министром автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР по согласованию с ВЦСПС 21 апреля 1964 года, Примерным положением о нагрудном значке "За работу без аварий" II и III степени для работников городского электрического транспорта, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24 декабря 2001 года N 181 "О совершенствовании порядка награждения ведомственными нагрудными знаками (значками) отличия, почетными грамотами и объявления благодарности министра транспорта Российской Федерации", исходил из того, что нагрудные значки "За работу без аварий" II, III степеней, которыми награжден истец, не являются ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и не являются основанием для присвоения ему звания "Ветеран труда", награждение Леонтьева В.И. нагрудными значками "За работу без аварий" II, III степени Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры производило от своего имени, каких-либо ведомственных актов Минтранса России, предоставлявших Правительству Ханты-Мансийского автономного округа - Югры производить награждение этими нагрудными значками от имени Министерства, не имеется, в связи с чем отказ Департамента социального
развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в присвоении истцу звания "Ветеран труда" в связи с тем, что не подтвержден федеральный уровень награждения нагрудными значками от имени Министерства, являлся обоснованным.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с постановленным судом апелляционной инстанции судебным актом, поскольку он основан на надлежащей оценке доказательств по делу, принят в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей до 1 июля 2016 года) ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ) в Федеральный закон "О ветеранах" внесены изменения, подпункт 2 пункта 1 статьи 7 данного закона изложен в новой редакции, в соответствии с которой ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Кроме этого Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ установлены переходные положения о сохранении прав на присвоение звания "Ветеран труда" в отношении граждан, награжденных по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде.
Так, частью 3 статьи 8 названного закона, вступившей в силу с 1 июля 2016 года, установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 ноября 2006 года N 115-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" в редакции, действовавшей до 30 июня 2016 года, перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", утверждается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Звание "Ветеран труда" присваивается и выдается соответствующее удостоверение лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет.
Перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", утвержден постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июня 2005 года N 103-п.
Данным перечнем нагрудные значки "За работу без аварий" II, III степени не были предусмотрены.
Согласно пункту 1.1, которым статья 7 Федерального закона "О ветеранах" дополнена с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ, порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Из приведенных положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации - Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, с учетом переходных положений в связи с изменением оснований для присвоения звания "Ветеран труда", следует, что при решении вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" требуется соблюдение определенных условий: наличие трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, и награждение ведомственными знаками отличия в труде. При этом право учреждать ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания "Ветеран труда", вправе только федеральные государственные органы власти и государственные корпорации.
Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, уполномоченным учреждать ведомственные награды и знаки отличия в труде, на основании которых награжденные лица приобретают право на присвоение им звания "Ветеран труда", в соответствии с положением о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 395 (далее - Положение о Министерстве транспорта России), является Министерство транспорта Российской Федерации.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Из системного толкования Примерного положения о нагрудном значке "За работу без аварий", утвержденного Министерством транспорта Российской Федерации от 7 августа 1998 года N 98, постановления Президиума Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 1 марта 2000 года N 5-пп "Об утверждении Положения о нагрудном значке "За работу без аварий", приказа Министерства транспорта России от 24 декабря 2001 года N 181, действовавших на момент награждения 22 октября 2002 года и 21 октября 2004 года Леонтьева В.И. нагрудными знаками "За работу без аварий" II, III степени, следует, что его награждение указанными нагрудными знаками производилось постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от своего имени и в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации, каких-либо ведомственных актов Министерства транспорта России, предоставлявших субъекту Российской Федерации производить награждение этим нагрудным знаком от имени Министерства, не имеется.
Нагрудные знаки отличия "За работу без аварий" II, III степени, которыми Леонтьев В.И. награжден 22 октября 2002 года и 21 октября 2004 года, в перечень ведомственных наград, утвержденных Министерства транспорта Российской Федерации, как на день награждения, так и на день принятия Департаментом оспариваемого решения не входили.
Министерством транспорта России в качестве ведомственного знака отличия за заслуги в труде, дающего право на присвоение звания "Ветеран труда" и отвечающего условиям статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", установлен только нагрудный знак "Почетный работник транспорта России".
Вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии со стороны ответчика нарушений законодательства при рассмотрении заявления Леонтьева В.И. о присвоении звания "Ветеран труда" является верным.
Доводы кассационной жалобы истца о незаконности апелляционного определения со ссылкой на то, что нагрудные значки истца являются ведомственной наградой и предоставляют право на присвоение звания "Ветеран труда" согласно приказу Министерства транспорта России от 24 декабря 2001 года N 181, не опровергают выводов суда апелляционной инстанции и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела были допущены такие нарушения норм материального или процессуального права, которые позволяют отменить вступившее в законную силу судебное постановление, по существу направлены на оспаривание правильности выводов суда апелляционной инстанции об установленных им обстоятельствах, являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и доказательств.
Между тем решение вопроса исследования и оценки доказательств отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 67 и 3271Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), поэтому связанные с ним доводы заявителя не могут служить основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену судебного акта в кассационном порядке, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Леонтьева Владимира Ильича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.