Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Зеленовой Е.Ф, Руновой Т.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5623/2022 по иску Довжанской Оксаны Владимировны к Государственному учреждению - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Довжанской Оксаны Владимировны на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Довжанская О.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - ОПФР по ХМАО-Югре) с требованиями, в которых просила:
- признать незаконным решение от 24 декабря 2021 года N 394579/21 об отказе в установлении пенсии;
- возложить на ответчика обязанность зачесть в стаж педагогической деятельности периоды:
с 15 июня по 25 июля 1992 года прохождения педагогической практики воспитателем в ясли-сад "Радуга" Управления детских дошкольных учреждений производственного объединения "Сургутнефтегаз";
с 26 июля 1992 года по 16 июня 1993 года обучения в Сургутском государственном педагогическом училище;
с 16 июня 1999 года по 21 мая 2002 года работы воспитателем в муниципальном дошкольном образовательном учреждении N 75 "Лебёдушка" (далее - МДОУ N 75 "Лебёдушка");
с 21 по 25 апреля 2014 года нахождения на курсах повышения квалификации в период работы воспитателем в МДОУ N 75 "Лебёдушка".
В обоснование исковых требований указала, что 16 декабря 2021 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением пенсионного органа N 394579/21 от 24 декабря 2021 года в назначении пенсии ей отказано по причине недостаточности стажа педагогической деятельности. Считает, что спорные периоды необоснованно не включены в стаж её педагогической деятельности.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22 ноября 2022 года, исковые требования Довжанской О.В. удовлетворены частично: решение ГУ-ОПФ РФ по ХМАО-Югре от 24 декабря 2021 года N 394579/21 об отказе в установлении пенсии Довжанской О.В. признано незаконным; на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по ХМАО-Югре возложена обязанность засчитать Довжанской О.В. в стаж педагогической деятельности периоды работы: с 16 июня 1999 года по 21 мая 2002 года в должности воспитателя в МДОУ N75 "Лебёдушка"; с 21 апреля 2014 года по 25 апреля 2014 года нахождения на курсах повышения квалификации; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Довжанская О.В. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции в той части, в которой отказано в удовлетворении её исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" произошла реорганизация Пенсионного фонда РФ в форме присоединения с Фондом социального страхования РФ, в связи с чем наименование ответчика "Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре " изменено на "Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре", о чем внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с частью 3 статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что Довжанская О.В, зарегистрированная в системе государственного пенсионного страхования 02 февраля 2000 года, обратилась 16 декабря 2021 года в ОПФР по ХМАО-Югре с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ).
Решением ОПФ по ХМАО-Югре от 24 декабря 2021 N 394579/21 Довжанской О.В. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в связи с отсутствием необходимого стажа педагогической деятельности.
Как следует из решения пенсионного органа стаж педагогической деятельности Довжанской О.В. на день обращения с заявлением о назначении пенсии (16 декабря 2021 года) составил 22 года 03 месяца 02 дня (требуемый 25 лет).
По результатам оценки пенсионных прав истца в стаж педагогической деятельности Довжанской О.В. не включены периоды:
- с 1989 года по 16 июня 1993 года обучения в Сургутском государственном педагогическом училище;
- с 01 апреля 1999 года по 21 мая 2002 года воспитателем в МДОУ N 75 "Лебёдушка", так как вид учреждения Списком не предусмотрен;
- с 21 по 25 апреля 2014 года курсы повышения квалификации в период работы воспитателем МДОУ N 75 "Лебёдушка".
На основании копии диплома СТ N 152747, судом установлено, что Довжанская О.В. в период с 1989 года по 16 июня 1993 года обучалась в Сургутском педагогическом училище (л.д.16).
Разрешая возникший спор и удовлетворяя требование о включении в стаж педагогической деятельности периода работы с 16 июня 1999 года по 21 мая 2002 года в МДОУ N75 "Лебёдушка", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представленными в материалы дела доказательствами, подтверждается осуществление истцом педагогической деятельности в должности воспитателя полный рабочий день на 1 ставку в учреждении, которое предусмотрено Списком.
Удовлетворяя требование о включении в стаж педагогический деятельности периода нахождения на курсах повышения квалификации с 21 по 25 апреля 2014 года во время работы воспитателем в МБДОУ N 75 "Лебедушка", суд первой инстанции, руководствуясь статьёй 187 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что указанный период является периодом работы по специальности, так как законом предусмотрено сохранение за работником места работы и заработной платы в случае направления работодателем для повышения квалификации с отрывом от работы, в данный период истцу выплачивалась заработная плата и производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В указанной части решение суда первой инстанции в апелляционном порядке не обжаловалось, предметом апелляционной проверки не являлось.
В кассационном порядке судебные постановления в части удовлетворения требований о включении в стаж педагогической деятельности периода работы с 16 июня 1999 года по 21 мая 2002 года и периода нахождения на курсах повышения квалификации не обжалуются, предметом кассационной проверки не являются.
Отказывая в удовлетворении требований о включении в стаж педагогической деятельности периода с 15 июня по 25 июля 1992 года прохождения педагогической практики воспитателем в ясли-сад "Радуга", с 26 июля 1992 года по 16 июня 1993 года периода обучения в Сургутском государственном педагогическом училище, суд первой инстанции, руководствуясь пунктами 2, 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", исходил из того, что в стаж работы по специальности учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (по педагогическим специальностям), засчитывалось время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. При этом время обучения засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с названным Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию. Установив, что на момент признания постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 утратившим силу (01 октября 1993 года) у истца отсутствовал требуемый стаж (2/3) педагогической деятельности в учреждениях и должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет, предусмотренных Перечнем от 17 декабря 1959 года N1397, суд пришел к выводу о том, что отсутствуют необходимые условия для включения вышеуказанных периодов в стаж педагогической деятельности...
Установив, что работа (практика) истца с 15 июня по 25 июля 1992 года в должности воспитателя в детском саду являлась частью непрерывного учебного процесса, до 15 июня 1992 года (до начала прохождения производственной практики) у Довжанской О.В. отсутствовала педагогическая деятельность, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения спорных периодов в стаж педагогической деятельности.
Давая правовую оценку пенсионным правам истца, суд первой инстанции указал, что с учетом периода работы с 16 июня 1999 года по 21 мая 2002 года и периода прохождения курсов повышения квалификации с 21 апреля 2014 года по 25 апреля 2014 года, продолжительность которых составляет 02 года 11 месяцев 11 дней, общая продолжительность стажа педагогической деятельности истца составила 25 лет 02 месяца 13 дней, которая является достаточной для установления права истца на досрочную страховую пенсию в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, отметив, что в стаж на соответствующих видах работ по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не может быть засчитан период практики при обучении в училище с 15 июня 1992 года по 25 июля 1992 года и период обучения в Сургутском педагогическом училище с 26 июля 1992 года по 16 июня 1993 года, поскольку у истца отсутствует период педагогической деятельности, непосредственно предшествующий периоду обучения.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии правовых оснований для включения в стаж педагогической деятельности периода прохождения педагогической практики с 15 июня по 25 июля 1992 года, а также периода обучения в Сургутском государственном педагогическом училище с 26 июля 1992 года по 16 июня 1993 года, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются доказательствами, представленными в материалы дела, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Правовое регулирование назначения пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, закреплено в пункте 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01 января 2015 года и действующего на момент обращения Довжанской О.В. в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действующей с 01 января 2019 года) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Как предусмотрено частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года, применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства").
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утратившим силу с 01 октября 1993 года, было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, которым предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность (пункт 2).
При этом в силу пункта 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397, которым было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утратило силу с 01 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953.
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", применяется для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Таким образом, сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения иных периодов деятельности, в том числе периода обучения в педагогических учебных заведениях, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 01 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
Поскольку временем обучения в учебном заведении является период с даты зачисления до даты отчисления, при применении абзаца 5 пункта 2 вышеуказанного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", необходимо учитывать весь период обучения в заведении, а не отдельную его часть.
Учитывая, что обучение истца, начавшееся в Сургутском педагогическом училище в 1989 года, по состоянию на 01 января 1992 года завершено не было, стаж педагогической деятельности в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 по состоянию на 01 января 1992 года у истца отсутствовал, принимая во внимание, что к периоду обучения, имевшему место после 01 января 1992 года, Положение от 17 декабря 1959 года N 1397 не применимо, а нормативно правовые акты, действовавшие в спорный период и регулирующие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, не предусматривали возможность включения периода обучения в педагогических учебных заведениях в стаж педагогической деятельности для досрочного назначения страховой пенсии по старости, суды пришли к правильному выводу о том, что отсутствовали необходимые условия для включения в специальный стаж периода прохождения педагогической практики с 15 июня по 25 июля 1992 года, а также периода обучения в Сургутском государственном педагогическом училище с 26 июля 1992 года по 16 июня 1993 года.
С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы истца, указывающие на наличие правовых оснований для включения в специальный стаж периода прохождения педагогической практики с 15 июня по 25 июля 1992 года, а также периода обучения в Сургутском государственном педагогическом училище с 26 июля 1992 года по 16 июня 1993 года, не могут служить основанием для отмены состоявшихся судебных постановлений, поскольку основаны на субъективном толковании и неправильном применении норм материального права, регулирующих порядок и условия назначения досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Довжанской Оксаны Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.