Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.
судей Грудновой А.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-741/2022 по иску Братцевой Галины Ивановны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области о признании незаконным решения, включении периодов работы в стаж для назначения пенсии, по кассационной жалобе Братцевой Галины Ивановны на решение Шадринского районного суда Курганской области от 11 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 15 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Братцева Г.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области (далее ? ОПФР по Курганской области) о признании решений от 23 сентября 2021 года и N 221966 от 21 декабря 2021 года об отказе в установлении пенсии незаконными в части, включении в стаж периодов работы с 01 октября 1987 года по 31 марта 1988 года в должности медицинской сестры в хирургическом отделении Государственного бюджетного учреждения "Шадринская центральная районная больница" (далее ? ГБУ "Шадринская центральная районная больница") в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев; с 01 января 2005 года по 24 мая 2005 года в должности медицинской сестры педиатрического приема в календарном исчислении; с 06 марта 2008 года по 01 февраля 2009 года в должности фельдшера Государственного казенного общеобразовательного учреждения "Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат N 16" (далее ? Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат N 16) в календарном исчислении; с 02 февраля 2009 года по 31 мая 2011 года в должности медицинской сестры в Шадринской специальной (коррекционной) школе-интернат N 16 в календарном исчислении, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В обоснование исковых требований указывала, что в сентябре 2021 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 частью 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением от 23 сентября 2021 года в досрочном назначении страховой пенсии ей отказано. 25 октября 2021 года, обратившись повторно, решением от 21 декабря 2021 года N 221966/21, с учетом решения от 23 сентября 2021 года, в досрочном назначении пенсии ей также было отказано, в связи с отсутствием необходимой продолжительности требуемого стажа на соответствующих видах работ (в наличии 27 лет 03 месяца 11 дней при необходимом стаже 30 лет), в специальный стаж не включены периоды работы: с 01 октября 1987 года по 31 марта 1988 года в должности медицинской сестры в хирургическом отделении ГБУ "Шадринская центральная районная больница" в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев; с 01 января 2005 года по 24 февраля 2005 года в детской поликлинике в должности медицинской сестры педиатрического приема; с 06 марта 2008 года по 01 февраля 2009 года - фельдшера и со 02 февраля 2009 года по 31 мая 2011 года ? медицинской сестры в Шадринской специальной (коррекционной) школе-интернат N 16, с чем она не согласна.
Решением Шадринского районного суда Курганской области от 11 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 15 ноября 2022 года, исковые требования Братцевой Г.И. удовлетворены частично. Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фона России в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) (далее по тексту - УПФР в г. Шадринске Курганской области (межрайонное)) от 23 сентября 2021 года, решение ОПФР по Курганской области N 221966/21 от 21 декабря 2021 года отменены в части. На ОПФР по Курганской области возложена обязанность по включению Братцевой Г.И. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов работы: с 01 октября 1987 года по 31 марта 1988 года в должности медицинской сестры в хирургическом отделении ГБУ "Шадринская центральная районная больница" в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев; с 01 января 2005 года по 24 февраля 2005 года в должности медицинской сестры педиатрического приема детской поликлиники ГБУ "Шадринская центральная районная больница" в календарном исчислении. В удовлетворении остальной части исковых требований Братцевой Г.И. отказано.
Определением от 17 января 2023 года судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции произведена замена ответчика с ОПФР по Курганской области на его правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области.
В кассационной жалобе Братцева Г.И. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
От представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области поступили письменные возражения на кассационную жалобу, в которой просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Братцева Г.И. обратилась в УПФР в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) за назначением страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности в порядке, предусмотренном пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ответчика от 23 сентября 2021 года Братцевой Г.И. было отказано в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", следующих периодов работы: в календарном и в льготном исчислении (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) с 1 октября 1987 года по 31 марта 1988 года - (наименование должности отсутствует) в хирургическом отделении ГБУ "Шадринская центральная районная больница", так как архивной справкой не подтвержден факт работы в должности, предусмотренной Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; в календарном исчислении с 6 марта 2008 года по 1 февраля 2009 года - фельдшер, со 2 февраля 2009 года по 31 мая 2011 года - медицинская сестра в Шадринской специальной (коррекционной) школе-интернат N 16, так как наименование учреждения "специальная (коррекционная) школа-интернат" не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населению в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При повторном обращении Братцевой Г.И. к ответчику 25 октября 2021 года, решением ОПФР по Курганской области от 21 декабря 2021 года N 221966/21 Братцевой Г.И. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, а также по причине несоблюдения сроков назначения досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренных Приложением N 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и статьей 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий". Согласно указанному решению не принят к зачету в специальный стаж период работы в календарном исчислении с 1 января 2005 года по 24 февраля 2005 года в должности медицинской сестры поликлиники ГБУ "Шадринская центральная районная больница", так как период работы после даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с трудовой книжкой истца, в спорные периоды с 1 октября 1987 года по 31 марта 1988 года Братцева Г.И. работала в ГБУ "Шадринская центральная районная больница" медицинской сестрой в хирургическом отделении; с 1 января 2005 года по 24 февраля 2005 года в детской поликлинике в должности медицинской сестры педиатрического приема ГБУ "Шадринская центральная районная больница"; с 6 марта 2008 года по 1 февраля 2009 года - фельдшером и со 2 февраля 2009 года по 31 мая 2011 года - медицинской сестрой в Шадринской специальной (коррекционной) школе-интернат N 16 Указанные обстоятельства также подтверждены архивной справки Архивного отдела Администрации Шадринского района Курганской области от 30 июня 2020 года N 1277, приказом N 124 ГБУ "Шадринская центральная районная больница" от 21 октября 1987 года, справками, уточняющими занятость Братцевой Г.И. на соответствующих видах работ.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования истца в части включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в льготном исчислении периода работы истца с 1 октября 1987 года по 31 марта 1988 года в должности медицинской сестры в хирургическом отделении ГБУ "Шадринская центральная районная больница", суд первой инстанции, руководствуясь положением статей 2, 8, пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пунктом "н" статьи 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", с учетом справки ГБУ "Шадринская центральная районная больница" от 14 октября 2020 года N2019, уточняющей занятость Братцевой Г.И. в спорный период времени, показаний свидетелей Задориной В.В, Орловой Н.М, исходил из подтвержденного факта осуществления истцом лечебной трудовой деятельности в должности медицинской сестры, учреждении ГБУ "Шадринская центральная районная больница" и структурном подразделении ? хирургическом отделении, соответствующих Спискам и Перечням должностей, утвержденных нормативными актами Правительства Российской Федерации, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в льготном исчислении (1 год работы за 1 год и 6 месяцев).
Рассматривая требования истца о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с 1 января 2005 года по 24 февраля 2005 года в должности медицинской сестры педиатрического приема поликлиники ГБУ "Шадринская центральная районная больница", суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, исходил из доказанности занятости истца в указанной должности полный рабочий день на 1 полную ставку при полной рабочей неделе, при этом указав, что недобросовестное исполнение работодателем своих обязанностей по своевременному и надлежащему предоставлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета работника не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионного обеспечение, в связи с чем пришел к выводу о включении периода работы истца с 01 января 2005 года по 24 февраля 2005 года в стаж для назначения досрочной пенсии в календарном исчислении.
Отказывая Братцевой Г.И. в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода ее работы в Шадринской специальной (коррекционной) школе-интернат N 16 с 6 марта 2008 года по 1 февраля 2009 года в должности фельдшера и со 2 февраля 2009 года по 31 мая 2011 года - медицинской сестры, суд первой инстанции исходил из того, что учреждение - Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат N 16 относится к образовательным учреждениям, а не к лечебным учреждениям системы здравоохранения, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
При этом, проанализировав постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", Устав и штатное расписание Шадринской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат N 16, лицензии на осуществление отдельных видов медицинской деятельности Шадринской специальной (коррекционной) школы-интернат N 16, суд апелляционной инстанции, отклонив доводы истца о наличии у Шадринской специальной (коррекционной) школы-интернат N 16 лицензии на осуществление медицинской деятельности, собственного медицинского блока, в котором она выполняла функциональные обязанности равные обязанностям медсестры поликлиники в течение полного рабочего дня при большей нагрузке, в связи с чем указанный период работы должен быть включен в специальный стаж, дополнительно указал, что Шадринская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 16 является государственным образовательным учреждением, созданным для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
При этом, получение данным учреждением лицензии на осуществление отдельных видов медицинской деятельности не может являться основанием для зачета спорного периода работы в специальный стаж истца, поскольку это свидетельствует лишь о реализации основных задач образовательного учреждения по обеспечению образовательного процесса, но не об осуществлении лечебной деятельности в качестве основного направления, ввиду отсутствия в Шадринской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернат N 16 структурно выделенного медицинского пункта или блока. Несмотря на то, что истец выполняла функциональные обязанности тождественные обязанностям медицинской сестры и фельдшера учреждений, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, это также не может являться основанием для зачета спорного периода в специальный стаж, поскольку в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения должна осуществляться лицом в должности и в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующим Списком, а Шадринская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 16 не относится к учреждениям здравоохранения.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", пунктом "н" статьи 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев 4 и 5 пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Таким образом, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Предусмотренная нормативными правовыми актами возможность льготного исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, осуществляется при одновременном наличии следующих условий: работа в определенной должности и работа в определенном подразделении, указанных в соответствующем перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы в льготном исчислении.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", предусмотрены должности врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", предусмотрена должность медицинской сестры палатной (или постовой).
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусмотрены должности медицинской сестры, фельдшера.
До 31 декабря 2001 года (с 1 января 2002 года вступил в действие Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, действующим до 31 декабря 2001 года, предусматривалось досрочное пенсионное обеспечение среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности.
Согласно разделам "Наименование учреждений" Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, а также Списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, к учреждениям, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, относятся лечебно-профилактические учреждения различных видов (больницы, поликлиники, диспансеры и др.), учреждения социального обслуживания (социальный приют для детей и подростков с ограниченными возможностями, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, дом-интернат для умственно отсталых детей; реабилитационный центр для лиц с умственной отсталостью и др.).
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, предусмотрено отделение хирургического профиля стационаров учреждений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" предусмотрено право на досрочное пенсионное обеспечение при осуществлении работ в учреждениях социального обслуживания населения, в том числе детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками. Школа-интернат как учреждение социального обслуживания в разделе "Наименование учреждений" в вышеперечисленных Списках не предусмотрено.
Образовательные учреждения любых типов и видов указанными Списками не предусмотрены.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в пункте 6 предусмотрено, что в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в том числе во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", следует, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Так как судебные постановления обжалуются истцом только в части отказа во включении в специальных стаж периодов работы в Шадринской специальной (коррекционной) школе-интернат N 16 с 6 марта 2008 года по 1 февраля 2009 года в должности фельдшера и со 2 февраля 2009 года по 31 мая 2011 года - медицинской сестры, то предметом проверки в кассационном порядке являются указанные постановления только в оспариваемой части.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов обеих инстанций в оспариваемой Братцевой Г.И. части, поскольку они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, приняты в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
В кассационной жалобе Братцева Г.И, настаивая на отмене судебных постановлений в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периодов работы в должности фельдшера и медицинской сестры в Шадринской специальной (коррекционной) школе-интернат N 16, ссылается на получение школой - интернат лицензии на медицинскую деятельность, перед выдачей которой условия работы школы по оказанию медпомощи были проверены и выдано санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии школы требованиям СанПин. Указывает на право суда установить тождественность должностей, занимаемых ею в Шадринской специальной (коррекционной) школе-интернат N 16, должностям учреждений системы здравоохранения, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, ввиду осуществления ею функции предусмотренных должностями медицинских работников.
Вместе с тем вышеуказанные доводы заявителя не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку основаны на неверном толковании истцом норм материального права, регулирующих порядок и условия досрочного пенсионного обеспечения медицинских работников.
Как верно указано судами, досрочная страховая пенсия в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения может быть назначена при одновременном наличии двух условий: лицо должно осуществлять лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в должности, предусмотренной соответствующим Списком, и эта деятельность должна осуществляться в учреждениях здравоохранения, также предусмотренных данным списком.
Суды первой и апелляционной инстанций на основании анализа и оценки представленных в материалы дела доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно пришли к выводу о том, что в спорный период Братцева Г.И. осуществляла трудовую деятельность в образовательном учреждении - Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат N 16, которое не является лечебным учреждением здравоохранения, поименованным в разделе "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Указанные выводы основаны на правильном применении положений пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и иных приведенных норм пенсионного законодательства.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о возложении на ответчика обязанности включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, спорного периода работы в льготном исчислении у суда не имелось.
Доводы кассационной жалобы заявителя, выражающие несогласие с выводами суда, фактически сводятся к правовой аргументации позиции истца, изложенной в суде первой и апелляционной инстанции, надлежащая правовая оценка которой нашла своё отражение в оспариваемых судебных постановлениях, не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судов или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов. Иная точка зрения истца на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены судебных постановлений.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на субъективном толковании истцом норм материального права, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судами норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шадринского районного суда Курганской области от 11 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 15 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Братцевой Галины Ивановны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.