Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Щербаковой Н.В. и Константиновой Ю.П, при секретаре Сахарове Р.П, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а1074/2022 по административному исковому заявлению Бахметьевой Марии Александровны, Габидулина Муслима Хабибуллаевича, Баландиной Марины Николаевны, Зуевой Ирины Николаевны, Шведенко Романа Михайловича, Полковского Леонида Леонидовича, Сидоренко Андрея Юрьевича, Титовой Марины Сергеевны о признании недействующим пункта 1 постановления Правительства Москвы от 7 сентября 2021 года N 1401-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП", по апелляционным жалобам представителей административных истцов Попова А.О. и Медведева П.Н. на решение Московского городского суда от 25 августа 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Константиновой Ю.П, пояснения представителя административных истцов Медведева П.Н, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Правительства Москвы и Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее - Москомархитектура) Савина А.С, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Лазаревой Е.И, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Постановлением Правительства Москвы 28 марта 2017 года N 120-ПП утверждены Правила землепользования и застройки города Москвы (далее - Правила земелепользования и застройки).
Постановлением Правительства Москвы от 7 сентября 2021 года N1401-ПП в Правила землепользования и застройки города Москвы внесены изменения. Данный нормативный правовой акт опубликован 8 сентября 2021 года на официальном сайте Правительства Москвы по адресу http://www.mos.ru, а также в журнале "Вестник Москвы", спецвыпуск N 11 от 14 сентября 2021 года.
Пунктом 1 названного постановления Правительства Москвы от 7 сентября 2021 года N 1401-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП, а именно:
"1.1. Листы G4-3-1-3 и G4-3-1-4 карты градостроительного зонирования "Границы территориальных зон и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Северо-Восточный административный округ города Москвы" раздела 1 книги 4 территориальной части правил землепользования и застройки приложения к постановлению изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению.
1.2. Листы G4-3-1-3 и G4-3-1-4 карты градостроительного зонирования "Границы территориальных зон, подзон территориальных зон и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Северо-Восточный административный округ города Москвы" раздела 1 книги 4 территориальной части правил землепользования и застройки приложения к постановлению изложить в редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению.
1.3. Подразделы "Пункт 378", "Пункт 379", "Пункт 380", "Пункт 381", "Пункт 382", "Пункт 383", "Пункт 384", "Пункт 385", "Пункт 388", "Пункт 389", "Пункт 390", "Пункт 391", "Пункт 392", "Пункт 393", "Пункт 394", "Пункт 395", "Пункт 396", "Пункт 398", "Пункт 399", "Пункт 400", "Пункт 401", "Пункт 402", "Пункт 403", "Пункт 404" раздела 2 книги 4 территориальной части правил землепользования и застройки приложения к постановлению признать утратившими силу".
Бахметьева М.А, Габидулин М.Х, Баландина М.Н, Зуева И.Н, Шведенко Р.М, Полковский Л.Л, Сидоренко А.Ю, Титова М.С. обратились в Московский городской суд с объединенными в одно производство административными исковыми заявлениями о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 7 сентября 2021 года N 1401-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП" в части пункта 1 данного постановления, которым устанавливаются новые границы территориальных зон и градостроительные регламенты на соответствующих листах карт градостроительного зонирования.
Требования мотивированы тем, что административные истцы являются собственниками квартир в многоквартирных домах, расположенных в границах территории внесения изменений в Правила землепользования и застройки, в дмах NN 1, 1А, 3, 5 по Лазоревому проезду в городе Москве.
В результате принятия постановления Правительства Москвы от 7 сентября 2021 года N 1401-ПП образуются территориальные зоны, в том числе зоны с видами разрешенного использования с кодами 12.0.1. (улично-дорожная сеть) и 12.0.2. (благоустройство территории) и предельными параметрами строительства, реконструкции объектов капитального строительства Ф (фактическое землепользование).
По мнению административных истцов, оспариваемое в части постановление относит часть территории, отведенной ранее под строительство жилого комплекса согласно проектной документации, к территории общего пользования, что противоречит положениям статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и статьи 7 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", а также части 3 статьи 12 Закона г. Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве". Административные истцы указывают на нарушение права собственности на земельный участок, предназначенный для эксплуации соответствующих многоквартирных домов.
Решением Московского городского суда от 25 августа 2022 года отказано в удовлетворении административных исковых требований.
В апелляционной жалобе представителя административных истцов Бахметьевой М.А, Габилулина М.Х, Баландиной М.Н. по доверенности Попова А.О. содержится просьба об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований со ссылкой на то, что судом неверно применены нормы материального и процессуального права.
Заявитель считает, что вид разрешенного использования земельного участка "улично-дорожная сеть", предполагающий размещение объектов улично-дорожной сети: автомобильных дорог, трамвайных путей и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, бульваров, площадей, проездов, велодорожек, и объектов вело транспортной и инженерной инфраструктуры; размещение придорожных автостоянок (парковок) транспортных средств в границах городских улиц и дорог, полностью исключает возможность использования данной территории для формирования земельных участков многоквартирных домов.
Отмечает, что административным ответчиком не исполнена процессуальная обязанность по доказыванию того обстоятельства, что в результате измененного территориального зонирования административные истцы смогут сформировать земельные участки многоквартирных домов, которые будут соответствовать требованиям действующего законодательства, в частности по их нормативной площади.
В апелляционной жалобе представитель административных истцов Зуевой И.Н, Шведенко Р.М, Полковского Л.Л, Сидоренко А.Ю, Титовой М.С. по доверенности Медведев П.Н. также просит об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований со ссылкой на то, что судом неверно применены нормы материального и процессуального права, а выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.
Среди основных доводов апелляционной жалобы указывает, что реализация положений оспариваемого нормативного правового акта приведет к уменьшению территории (на 1 900 кв. м), необходимой для эксплуатации многоквартирных домов административных истцов, поскольку они не предполагают включение части территории, изначально определенной схемой планировочной организации земельного участка из проектной документации при строительстве домов. Делает вывод, что положения оспариваемого нормативного правового акта приводят к лишению жителей машиномест и зеленых насаждений, предусмотренных такой проектной документацией. Подчеркивает, что орган государственной власти не вправе распоряжаться земельным участком, на котором возведен многоквартирный дом, за исключением случаев, предусмотренных нормами действующего законодательства. Вместе с тем, оспариваемым нормативным правовым актом незаконно определено иное разрешенное использование части земельных участков из числа тех, которые должны относиться к земельным участкам под многоквартирными домами.
Реализация оспариваемого постановления препятствует формированию соответствующих земельных участков под многоквартирными домами, их постановке на кадастровый учет, чем непосредственно нарушает права и законные интересы административных истцов.
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, участвующим в деле прокурором, представителем Правительства Москвы и Москомархитектуры по поданы возражения об их необоснованности и законности судебного акта.
Административные истцы Бахметьева М.А, Габидулин М.Х, Зуева И.Н, Шведенко Р.М, Полковский Л.Л, Сидоренко А.Ю, Титова М.С, представитель Попов А.О, явка которых по данному делу не является обязательной, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились.
Ходатайство представителя административных истцов Попова А.О. об отложении рассмотрения дела по причине отъезда за пределы г. Москвы оставлено без удовлетворения по мотиву отсутствия доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание.
С учетом положений статей 10, 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции посчитал возможным рассматривать административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на нее, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, согласно статье 72 Конституции Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Градостроительная деятельность в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных статьей 63 названного кодекса.
Так, частью 4.1 указанной статьи предусмотрено, что правила землепользования и застройки субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя утверждаются нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
В соответствии с Уставом города Москвы, утвержденным Законом города Москвы от 28 июня 1995 года, к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится в том числе регулирование градостроительной деятельности (пункт 9 части 1 статьи 13). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации город Москва вправе в соответствии с федеральными законами принимать законы и иные правовые акты города Москвы (статья 12 Устава). Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы (статьи 5, 9, 44 Устава).
Статьей 7 Закона города Москвы от 25 июня 2008 года N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" (далее - Градостроительный кодекс города Москвы) к полномочиям Правительства Москвы в области градостроительной деятельности отнесена организация разработки и утверждение правил землепользования и застройки, изменений правил землепользования и застройки.
В соответствии с частью 3 статьи 36 Градостроительного кодекса города Москвы разработка правил землепользования и застройки может осуществляться единовременно применительно ко всей территории города Москвы или поэтапно применительно к частям территории города Москвы.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Процедуры подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентированы статьями 30 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как правильно установлено судом первой инстанции, в оспариваемой редакции Правила землепользования и застройки приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативного правового акта, порядка его принятия и утверждения, а также официального опубликования, и по этим основаниям решение суда не обжалуется.
Административные истцы, оспаривая нормативный правовой акт, указывали на то, что он противоречит требованиям градостроительного и земельного законодательства и нарушает их права при формировании и использовании земельного участка для эксплуатации многоквартирных домов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые административными истцами в части Правила землепользования и застройки не противоречат нормам законодательства, имеющего большую юридическую силу, приняты высшим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы в пределах компетенции, без нарушения прав и свобод административных истцов.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить обозначенному кодексу (часть 3).
Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направлена в первую очередь на обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Поэтому, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы государственной власти при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности.
Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничении негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечении охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Территориальное планирование - это планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Общие положения о территориальном планировании в городе Москве определены статьей 23 Градостроительного кодекса города Москвы, в части 2 которой указано, что документом территориального планирования города Москвы является Генеральный план города Москвы. Генеральный план города Москвы является основой градостроительного зонирования и планировки территорий в городе Москве, размещения и строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Под градостроительным зонированием в силу пункта 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки, которые утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в которых устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок их применения и порядок внесения в них изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу прямого указания части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции на дату принятия Правил землепользования и застройки) документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти при принятии ими решений и реализации таких решений.
Требование о подготовке проекта правил землепользования и застройки с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, указано в части 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Данные положения корреспондируют к положениям части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 названного кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Градостроительное зонирование территории города Москвы осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом города Москвы. Результатом градостроительного зонирования территории города Москвы является выделение на территории города Москвы территориальных зон и подзон, определение их границ, установление в границах указанных зон и подзон градостроительных регламентов. Документом градостроительного зонирования территории города Москвы являются правила землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях, определенных Градостроительным кодексом Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 34 Градостроительного кодекса города Москвы). Правила землепользования и застройки также предусматривают, что градостроительные регламенты устанавливаются с учетом функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных Генеральным планом города Москвы.
Анализ приведенного законодательства позволяет сделать вывод о том, что документы территориального планирования определяют назначение территорий для достижения целей устойчивого развития территорий, а правила землепользования и застройки разрабатываются для создания условий по ее достижению исходя из назначения территорий. Таким образом, территориальные зоны правил землепользования и застройки, устанавливая правовой режим земельных участков в градостроительных регламентах, должны соответствовать территориальному планированию, закрепленному в функциональных зонах генерального плана.
Суд первой инстанции, проанализировав Генеральный план города Москвы, утвержденный Законом города Москвы от 5 мая 2010 года N 17, пришел к обоснованному выводу, что территория части квартала района Свиблово, ограниченного проездом Серебрякова, Лазоревым проездом, улицей Снежной, 1-м Ботаническим проездом (Северо-Восточный административный округ города Москвы), в которой в результате принятия оспариваемого нормативногоправового акта образуются территориальные зоны с видами разрешенного использования с кодами 12.0.1. (улично-дорожная сеть) и 12.0.2. (благоустройство территории), расположена в границах многофункциональной общественной зоны, а, следовательно, внесенные в Правила землепользования и застройки оспариваемые административными истцами изменения не противоречат градостроительным решениям Генерального плана.
Суд первой инстанции проанализировав, в своей совокупности положения статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, частей 2 и 3 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", статей 8 и 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, ссылки на которые приведены административными истцами в обоснование требований, пришел к верному выводу, что вышеприведенное федеральное законодательство регулирует порядок образования, кадастрового учета, регистрации, владения, пользования, распоряжения земельным участком, в том числе под многоквартирным домом, и оспариваемые Правила землепользования и застройки им не противоречат, приняты с целью создания условий для планировки территорий города и обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Правоотношения по планировке территории урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 4, глава 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
К документации по планировке территории относятся проекты планировки территории, проекты межевания территории, градостроительные планы земельных участков (часть 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки или в виде отдельного документа (часть 9 статьи 42, часть 3 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из частей 1 - 3 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. При этом проекты межевания застроенных территорий устанавливают границы застроенных и незастроенных земельных участков, а проекты межевания подлежащих застройке территорий устанавливают границы незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления в целях строительства и для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
В силу части 4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
В соответствии с частью 9 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил.
Исходя из положений пункта 1 статьи 11.2, пункта 1, подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков путем раздела, объединения, перераспределения осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Порядок подготовки, согласования и утверждения проектов межевания территории земельных участков осуществляется в соответствии с положениями статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Москвы от 26 декабря 2017 года N 1089-ПП "Об утверждении Порядка подготовки, согласования и утверждения проектов межевания территории, подготавливаемых в виде отдельного документа, в городе Москве" (далее - Постановление N1089-ПП).
Подготовка проектов межевания территории осуществляется на основании Генерального плана города Москвы, правил землепользования и застройки города Москвы, проектов планировки территории, в соответствии с нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил, с учетом материалов и результатов инженерных изысканий (пункт 1.13 Постановления N 1089).
Судом установлено, что в отношении рассматриваемой территории распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 14 апреля 2017 года N 10677 "Об утверждении проекта межевания территории квартала" утвержден разработанный по заказу "данные изъяты" проект межевания территории квартала, ограниченного проездом Серебрякова, Лазоревым проездом, улицей Снежной, 1-м Ботаническим проездом, в соответствии с которым предусматривалось формирование земельных участков для размещения жилой застройки.
24 октября 2019 года Департаментом городского имущества города Москвы издано распоряжение N 42624 "О разработке корректировки проекта межевания территории", с учетом которого, в частности, осуществлялась подготовка проекта внесения оспариваемых изменений в Правила землепользования и застройки города Москвы.
Как усматривается из материалов дела, корректировка проекта межевания территории части квартала предполагает выделение в территории общего пользования участки между многоквартирными домами в тех местах, где первоначальный проект межевания предусматривал прохождение границ образуемых земельных участков.
Доводы административных истцов о том, что предполагаемые к формированию земельные участки для эксплуатации многоквартирных домов по своим параметрам не будут соответствовать нормативным показателям, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку законодательство в области градостроительной деятельности не содержит запрета на формирование земельного участка меньше нормативного размера, а доказательств того, что возможные их размеры являются недостаточными для содержания и обслуживания многоквартирных домов материалы дела не содержат.
В целях упорядочения земельных отношений федеральный законодатель закрепил в Земельном кодексе Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, указанный выше принцип земельного законодательства, реализуемый в том числе при приватизации находящихся в публичной собственности земельных участков собственниками расположенных на них зданий и сооружений, подразумевает, что определение границ и площади соответствующего земельного участка должно производиться исходя из необходимости обеспечить функциональное использование расположенного на этом участке здания или сооружения, притом что размер земельного участка, предоставленного для строительства объектов недвижимости, может не совпадать с размером земельного участка, необходимого для эксплуатации этих объектов, поскольку данные цели различны (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2020 года N 935-О).
При этом, связывая нарушение своих прав с ограничением площади земельного участка для обслуживания многоквартирного дома, административные истцы не лишены права оспорить в установленном законом документацию по планировке территории.
Учитывая изложенное, ссылки административных истцов на несоответствие оспариваемыого нормативного правового акта проектной документации (архитектурно-градостроительному решению) по строительству жилого комплекса с подземной автостоянкой и объектами оциальной инфраструктуры территории квартала, ограниченного проездом Серебрякова, Лазоревым проездом, улицей Снежной, так же аргументированно судом первой инстанции отклонены.
По доводам апелляционных жалоб решение суда отменено быть не может, поскольку они направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона.
Суд первой инстанции правильно установилфактические обстоятельства по делу, применил нормы материального права, подлежащие применению при рассмотрении возникшего спора, надлежащим образом оценил представленные доказательства.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы являлись предметом проверки суда первой инстанции, мотивы, по которым суд их отклонил, приведены в оспариваемом судебном постановлении.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке в том числе по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского городского суда от 25 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей административных истцов по доверенности Попова А.О, Медведева П.Н. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.