Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Селиверстовой И.В, судей Ефремовой О.Н, Щербаковой Н.В, при секретаре Сахарове Р.П, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-720/2022 по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества "Лыткаринское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" о признании недействующим отдельных положений Закона Московской области от 12 ноября 2020 года N 221/220-ОЗ "Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2021 год"
по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "Лыткаринское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" на решение Московского областного суда от 31 августа 2022 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В, объяснения представителей административного ответчика Губернатора Московской области по доверенности Г.Ю, заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Московской области Ч.Л, возражавших относительно удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Смирновой М.В, полагавшей решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Законом Московской области от 12 ноября 2020 года N 221/220-ОЗ, принятым постановлением Московской областной Думы от 29 октября 2020 года N 5/129-П, установлен базовый размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2021 год (далее Закон Московской области от 12 ноября 2020 года N 221/220-ОЗ).
Пунктом 51 Приложения Закона от 12 ноября 2020 года N 221/220-ОЗ базовый размер арендной платы за земли населенных пунктов в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных) для городского округа Котельники Московской области установлен в размере 85, 97 руб./кв.м.
Пунктом 71 Приложения Закона от 12 ноября 2020 года N 221/220-ОЗ базовый размер арендной платы за земли населенных пунктов в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных) для городского округа Лыткарино Московской области установлен в размере 65, 98 руб./кв.м.
Закон Московской области от 12 ноября 2020 года N 221/2020-ОЗ опубликован в официальном печатном издании "Ежедневные Новости. Подмосковье" от 23 ноября 2020 года N 220.
Закрытое акционерное общество "Лыткаринское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" (далее - ЗАО "Лыткаринское ППЖТ", административный истец) обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании пункта 51 и пункта 71 Приложения к Закону Московской области от 12 ноября 2020 года N 221/220-ОЗ "Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2021 год" в части его применения к определению базового размера арендной платы за земельные участки, расположенные в полосе отвода железных дорог для организаций железнодорожного транспорта.
В обоснование заявленных требований указывает, что 27 мая 2014 года между ЗАО "Лыткаринское ППЖТ" и администрацией городского округа Котельники заключен договор аренды в отношении земельного участка площадью 21263 кв.м с кадастровым номером N, категории: "земли населенных пунктов", с разрешенным использованием: "для размещения полосы отвода железных дорог".
17 августа 2015 года между ЗАО "Лыткаринское ППЖТ" и Комитетом по управлению имуществом г. Лыткарино заключен договор аренды земельного участка площадью 56 628 кв.м категория земель: земли населенных пунктов, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", разрешенное использование: для размещения станционных строений и сооружений.
Размер арендной платы по указанным договорам в соответствии со статьей 14 Закона Московской области от 7 июня 1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" определяется с учетом базового размера арендной платы, определенного настоящим нормативным правовым актом.
В свою очередь, в Законе Московской области от 12 ноября 2020 года N 221/220-ОЗ отдельная норма, предусматривающая базовый размер арендной платы за земельные участки, расположенные в полосе отвода железных дорог для организаций железнодорожного транспорта, отсутствует.
По мнению административного истца ЗАО "Лыткаринское ППЖТ", применение общих базовых ставок, указанных в Приложении к Закону от 12 ноября 2020 года N 221/220-ОЗ, к земельным участкам, расположенным в полосе отвода железных дорог для организаций железнодорожного транспорта, противоречит федеральному законодательству, поскольку нарушает установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" принцип экономической обоснованности.
Как полагает административный истец, такой фактор, как вид деятельности арендатора, а именно, деятельность организаций железнодорожного транспорта на земельных участках, расположенных в полосе отвода железных дорог, Законом Московской области от 12 ноября 2020 года N 221/220-ОЗ учтен не был.
Решением Московского областного суда от 31 августа 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит судебный акт отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных административных требований, повторяя доводы, приведенные в административном исковом заявлении.
Обращал внимание судебной коллегии, что применение к организации железнодорожного транспорта базовых размеров арендной платы не является экономически обоснованным. Отмечает, что установление законодателем равной ставки для организаций с регулируемыми ценами и организаций, у которых цены не регулируются, нарушает принцип дифференциации.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвовавшим в деле прокурором, представителями Московской областной Думы, Губернатора Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области представлены возражения.
В заседание суда апелляционной инстанции представители административного истца, административного ответчика Московской областной Думы, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явились.
На основании статьей 10, 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей административного ответчика Губернатора Московской области по доверенности Г.Ю, заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Московской области Ч.Л, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Исходя из положений подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На территории Московской области порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Московской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, регламентирован Законом Московской области от 7 июня 1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (далее - Закон N 23/96-ОЗ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14 Закона N 23/96-ОЗ (в редакции, действующей на момент принятия и действия оспариваемого нормативного правового акта) порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется по формуле:
Апл = Аб x Кд x Пкд x Км x S, где Аб - базовый размер арендной платы; Кд - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка; Пкд - корректирующий коэффициент; Км - коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования; S - площадь арендуемого земельного участка.
Согласно части 2 статьи 14 Закона N 23/96-ОЗ, базовый размер арендной платы (Аб), применяемый для определения арендной платы в соответствующем финансовом году, устанавливается законом Московской области.
Законом Московской области от 12 ноября 2020 года N 221/220-ОЗ установлен базовый размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2021 год, в частности, пунктом 51 Приложения базовый размер арендной платы за земли населенных пунктов в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных) для городского округа Котельники Московской области установлен в размере 85, 97 руб./кв.м, пунктом 71 Приложения базовый размер арендной платы за земли населенных пунктов в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных) для городского округа Лыткарино Московской области установлен в размере 65, 98 руб./кв.м.
Закон Московской области от 12 ноября 2020 года N 221/2020-ОЗ опубликован в официальном печатном издании "Ежедневные Новости. Подмосковье" от 23 ноября 2020 года N 220.
Исходя из совокупного анализа положений статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, части 1 статьи 1 Закона Московской области от 2 ноября 2005 года N 230/2005-ОЗ "О Правительстве Московской области", пункта 1 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 29 октября 2007 года N 842/27, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о принятии Закона Московской области от 12 ноября 2020 года N 221/220-ОЗ уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции, с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка принятия и утверждения, а также официального опубликования, и по этим основаниям нормативный правовой акт не обжалуется.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, 27 мая 2014 года между ЗАО "Лыткаринское ППЖТ" и Администрацией городского округа Котельники заключен договор аренды земельного участка N, согласно которому арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок площадью 21263 кв.м с кадастровым номером N, категории: "земли населенных пунктов", с разрешенным использованием: "для размещения полосы отвода железных дорог".
Кроме того, 17 августа 2015 года между ЗАО "Лыткаринское ППЖТ" и Комитетом по управлению имуществом г. Лыткарино был заключен договор аренды земельного участка N, по условиям которого Комитет по управлению имуществом г. Лыткарино передал, а ЗАО "Лыткаринское ППЖТ" приняло в аренду земельный участок, право государственной собственности на который не разграничено, площадью 56 628 кв.м, категория земель: "земли населенных пунктов", с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", разрешенное использование: "для размещения станционных строений и сооружений".
Размер арендной платы по указанным договорам был установлен в соответствии со статьей 14 Закона N 23/96-ОЗ.
Таким образом, суд пришел к верному выводу, что оспариваемые положения нормативного правового акта затрагивают права и интересы ЗАО "Лыткаринское ППЖТ", так как последнее является субъектом правоотношений, по поводу которых возник административный спор.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что Закон Московской области от 12 ноября 2020 года N 221/220-ОЗ в оспариваемой части не противоречит иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", законных интересов административного истца не нарушает.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и основан на правильном толковании норм закона.
Пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Указанные принципы названы в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", в числе которых предусмотрен принцип экономической обоснованности, заключающийся в установлении размера арендной платы, соответствующего доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 года N 424-О, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что установление ставок арендной платы должно обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков. Соблюдение принципа экономической обоснованности должно быть доказано путем предоставления соответствующих расчетов, показывающих доходность земельных участков, а также документов, содержащих анализ оценочных характеристик земельных участков, а также документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции дал надлежащую оценку представленному административным ответчиком финансово-экономическому обоснованию установления значений базовых размеров арендной платы на 2021 год, подготовленному ФГБОУ ВО "Российский государственный социальный университет" во исполнение Государственного контракта от 20 октября 2020 года N 848-07/20, заключенного с Министерством имущественных отношений Московской области, и сделал обоснованный вывод, что названный документ содержит многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков Московской области, в том числе анализ макроэкономической ситуации, рынка земельных участков.
При исследовании использовался метод сопоставления действующей и проектируемой арендной платы относительно действующих рыночных величин арендных ставок в Московской области; применен доходный подход, учитывающий финансово-экономическую составляющую типового бизнеса, который может быть реализован на этих земельных участках; базовые ставки арендной платы дифференцированы по критериям, влияющим на доходность земельного участка; принята во внимание дифференциация видов разрешенного использования земельных участков.
Из представленного анализа рынка следует, что финансово-экономическая ситуация в Московской области стабильна, риск смены курса развития Московской области минимален, социально-экономическая ситуация стабильна, имеет тенденцию к развитию, не оказывает негативного влияния на рынок недвижимости, экологическая обстановка также не оказывает деструктивного влияния на рынок недвижимости.
Базовые ставки арендной платы для городского округа Котельники Московской области в размере 85, 97 руб./кв.м, для городского округа Лыткарино Московской области - 65, 98 руб./кв.м сохранены на уровне базовых ставок, установленных Законом Московской области от 5 ноября 2019 года N 220/2019-ОЗ "Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2020 год".
Закон Московской области от 5 ноября 2019 года N 220/2019-ОЗ "Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2020 год" по иску ЗАО "Лыткаринское ППЖТ" являлся предметом проверки Московского областного суда по административному делу 3а-132/2021 по мотиву применения базовых ставок арендной платы в отношении земельных участков, расположенных в полосе отвода железных дорог для организаций железнодорожного транспорта.
Оценив по правилам статей 82 - 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации финансово-экономическое заключение ФГБОУ ВО "Российский государственный социальный университет", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оно отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о недостоверности заключения являлись предметом оценки суда первой инстанции и признаны судом несостоятельными.
Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы по сути повторяют доводы административного искового заявления и сводятся к несогласию с полученным базовым размером арендной ставки.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемый базовый размер арендной платы не является произвольным, связан с многофакторным анализом доходности земельных участков, что соответствует основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Московского областного суда от 31 августа 2022 года, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского областного суда от 31 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Лыткаринское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.