Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Синьковской Л.Г, при помощнике судьи Борковской А.Б, с участием прокурора Драева Т.К, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3954/2022 по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "АВТО-СПА" на решение Московского городского суда от 22 ноября 2022 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "АВТО-СПА" о признании недействующими отдельных положений приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Васильевой Т.И, объяснения представителя административного истца Пахомова С.В, представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы Чуканова М.О, заключение прокурора Драева Т.К, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, размещенным 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и опубликованным 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень), на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (Приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП в пункте 1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП исключены слова "на 2015 и последующие налоговые периоды". Названное постановление размещено 27 ноября 2015 года на официальном сайте Правительства Москвы: http://www.mos.ru, и опубликовано 1 декабря 2015 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67.
Постановлением Правительства Москвы от 23 ноября 2021 N 1833-ПП Перечень объектов излагался в новой редакции, действовавшей с 1 января 2022 года.
Указанное постановление размещено на официальном сайте Правительства Москвы: http://www.mos.ru, 8 декабря 2021 года, и опубликовано 14 декабря 2021 года в издании "Вестник Мэра" N 32.
Под пунктом N в Перечень на 2022 год включено нежилое здание с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, расположенное по адресу: "адрес"
Общество с ограниченной ответственностью "АВТО-СПА" (далее - ООО "АВТО-СПА"), являющееся собственником нежилого здания, обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим названного пункта приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", указав в обоснование своих требований, что спорный объект недвижимости не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" признаками объекта, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций должна исчисляться исходя из кадастровой стоимости. Оспариваемая норма противоречит действующему законодательству и нарушает права общества, поскольку влечет незаконное увеличение размера налога на имущество организации.
Решением Московского городского суда от 22 ноября 2022 года в удовлетворении административных исковых требований ООО "АВТО-СПА" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "АВТО-СПА" просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований в полном объеме. Указывает, что суд пришел к неверному выводу о том, что установленная договором аренды от 12 мая 2021 года N цель использования земельного участка с кадастровым номером N "для целей эксплуатации здания моечного поста", а также вид разрешенного использования земельного участка "автомобильные мойки" в полной мере подпадают под критерий, установленный статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций". Указанная в договоре аренды цель предоставления земельного участка буквально не совпадает с видами разрешенного использования, поименованными в пунктах 1.2.5 и 1.2.7 Методических указаний. На дату принятия Перечня на 2022 год административный истец использовал земельный участок в соответствии с его видом разрешенного использования "4.9.1.3 автомобильные мойки", который предполагает размещение объектов дорожного сервиса и не предусматривает однозначно размещение на нем объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН по состоянию на 1 января 2019 года, 1 января 2020 года земельный участок имел вид разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов бытового обслуживания" (1.2.5), который 25 февраля 2020 года распоряжением Департамента земельных ресурсов от 11 ноября 2019 года N был изменен на "автомобильные мойки" (4.9.1.3). В материалах дела отсутствуют доказательства того, что здание фактически использовалось для размещения в нем объектов бытового обслуживания.
От прокуратуры города Москвы, Правительства Москвы поступили письменные возражения на апелляционную жалобу ООО "АВТО-СПА", согласно которым решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Принимая во внимание положения статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП, которым утвержден Перечень, а также последующие изменяющие его акты приняты в установленных порядке и форме уполномоченным органом и размещены на официальном сайте Правительства Москвы в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом суд установил, что включение здания с кадастровым номером N в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год не противоречит действующему федеральному законодательству.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации). На территории города Москвы налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" с 1 января 2014 года.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 названного кодекса административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункты 2 указанных пунктов).
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка в городе Москве установлен постановлением правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", пунктом 3.2 которого было предусмотрено, что разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка, а с 15 июня 2016 года согласно названному пункту в редакции постановления Правительства Москвы от 15 июня 2016 года N 343-ПП - в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
В свою очередь постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
В соответствии с пунктами 1.2, 3.4, 3.5 названного Порядка вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) с отражением результатов обследования в акте о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения, с приложением соответствующих фотоматериалов. Согласно пункту 1.2 в редакции постановления Правительства Москвы от 26 мая 2020 года N 626-ПП такие мероприятия проводятся с привлечением государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости (ГБУ "МКМЦН").
Из материалов дела следует, что ООО "АВТО-СПА" является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, назначение - нежилое здание, наименование - автомойка, расположенное по адресу: "адрес" (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 30 сентября 2021 года N).
Из объяснений лиц, участвующих в деле, материалов дела усматривается, что объект недвижимости включен в Перечень на 2022 год в соответствии с подпунктом 1 пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", исходя вида разрешенного использования земельного участка, на котором он расположен.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, нежилое здание располагается в пределах земельного участка с кадастровым номером N с видом разрешенного использования - "автомобильные мойки (4.9.1.3)", который предоставлен административному истцу в аренду на основании договора N от 12 мая 2021 года сроком до 11 августа 2060 года для целей эксплуатации здания моечного поста в соответствии с установленным разрешенным использованием земельного участка.
Также установлена связь объекта недвижимости с земельным участком с кадастровым номером N с видом разрешенного использования - "автомобильные мойки (4.9.1.3)", который снят с государственного кадастрового учета 19 июля 2022 года.
Руководствуясь приведенными выше редакциями пункта 3.2 постановления правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", а также приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что установленный вид разрешенного использования земельных участков буквально совпадает с наименованием вида разрешенного использования - "автомобильные мойки (размещение автомобильных моек, а также размещение магазинов сопутствующей торговли) (4.9.1.3)", предусмотренным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540, и, следовательно, допускает использование объекта в целях, предусмотренных положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, под размещение объектов торговли и бытового обслуживания, при том, что налоговое законодательства не требует полного соответствия установленным конкретного вида разрешенного использования.
Также судом приняты во внимание следующие обстоятельства, подтвержденные представленными в материалы дела документами.
Основным видом деятельности ООО "АВТО-СПА" является техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (код 45.20).
Согласно материалам административного дела N 3А-365/2020 по состоянию на даты осмотра здания оценщиком, экспертом 10 июня 2019 года, 25 сентября 2012 года объект недвижимости использовался под размещение автомойки и объекта торговли.
27 июля 2022 года в ходе обследования земельного участка с кадастровым номером N выявлено размещение на нем автомойки и магазина сопутствующей торговли, зафиксированы вывески "шиномонтаж", "мойка", "АвтоСпаСтудия", помещение магазина (решение Госинспекции по недвижимости N).
4 октября 2022 года ГБУ "МКМЦН" составлен акт о фактическом использовании нежилого здания N, согласно выводам которого 100 % площади здания используется для размещения объекта бытового обслуживания. Согласно фототаблице в здании расположены автомойка и объект торговли, на здании расположена вывеска "АвтоСпаСтудия", 24 часа, ежедневно" с указанием номера телефона, сайта организации.
Согласно экспликации на здание в нем расположены помещения двух моек ("данные изъяты" кв. м), раздевалка, два санузла, бойлерная, помещение обслуживания клиентов ("данные изъяты" кв. м), кухня, кабинет.
Названные обстоятельства, по мнению суда первой инстанции, указывают на использование объекта недвижимости под размещение объектов бытового обслуживания и торговли.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, полагая их соответствующими фактическим обстоятельствам дела. Доказательств, свидетельствующих об ином характере использования здания, административным истцом не представлено.
Так, согласно договору аренды нежилого помещения от 1 декабря 2021 года "данные изъяты" кв. м общей площади объекта транспортного хозяйства (автомоечного комплекса) сдано в аренду ООО "АВТОСПАСТУДИЯ-ЦЕНТР" (один из видов деятельности - мойка автотранспортных средств, полирование и предоставление аналогичных услуг, код 45.20.3), который обязан использовать его в целях, соответствующих его назначению, то есть для оказания услуг по мойке автомобилей, не исключая оказание услуг населению.
Судебной коллегией не могут быть приняты во внимание как доказательства неосуществления бытового обслуживания населения на начало налогового периода 2022 года представленные административным истцом договоры на обслуживание транспортных средств, заключенные ООО "АВТОСПАСТУДИЯ-ЦЕНТР" с ИП Березкиным А.В, ООО "С.П.ГЕЛПИК", ООО НПП "Гелиомед", ООО "НИКОХИМ" (один автомобиль), ИП Айрапетовым А.А, в связи с их явной недостаточностью для обеспечения доходности деятельности автомойки, а также наличием частных отзывов на оказанные услуги, размещенных в сервисе "2ГИС" (л. д. 79-83).
К числу доказательств, исключающих оказание бытовых услуг населению, не могут быть отнесены агентский договор, заключенный ООО "АВТО-СПА" и ООО "РН-Карт", на отпуск всех видов моторного топлива юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за безналичный расчет с использованием пластиковой карты, акты сверки между указанными организациями, как не имеющие связи с оказанием ООО "АВТОСПАСТУДИЯ-ЦЕНТР" услуг по мойке автомобилей.
В связи с изложенным, поскольку вид разрешенного использования земельных участков предполагает использование размещенного на них нежилого здания под размещение объектов торговли и бытового обслуживания, то спорный объект недвижимости обоснованно отнесен к числу объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость в 2022 году.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о неверном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, сводятся к несогласию с приведенными в решении выводами суда и направлены на переоценку установленных судом по административному делу обстоятельств.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решениерешение Московского городского суда от 22 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВТО-СПА" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.