Кассационный военный суд в составе:
председательствующего - Богдашова Д.А, судей: Авдонкина В.С. и Яковлева И.А, при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-29/2022 по кассационной жалобе представителя административного истца Степановой Светланы Олеговны на решение Астраханского гарнизонного военного суда от 5 мая 2022 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 22 июля 2022 г. по административному исковому заявлению "звание" Олифиренко Сергея Фёдоровича об оспаривании действий территориального отдела "данные изъяты" федерального государственного автономного учреждения " "данные изъяты")" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отдел), связанных с отказом в принятии на жилищный учёт.
Заслушав доклад председательствующего, изложившего обстоятельства дела, содержание обжалованных судебных актов и доводы кассационной жалобы, объяснения представителя административного истца в обоснование кассационной жалобы, путём использования систем видео-конференцсвязи, суд
установил:
вышеприведённым решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением Южного окружного военного суда, Олифиренко отказано в удовлетворении административного иска, в котором он просил признать незаконным решение жилищного органа от 20 января 2022 г. об отказе в признании нуждающимся в жилье.
В поданной 29 декабря 2022 г. кассационной жалобе его представитель, излагая обстоятельства дела и повторяя содержание апелляционной жалобы, выражает несогласие с состоявшимися судебными актами, просит их отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска, полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, а выводы судебных инстанций не соответствуют обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем их неявка не препятствует её рассмотрению (ч. 2 ст. 326 КАС Российской Федерации).
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд исходит из следующего.
В силу ч. 2 ст. 328 КАС Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений не допущено.
Судами обеих инстанций установлено в качестве юридически значимых обстоятельств по административному делу и подтверждается его материалами, что Олифиренко в 2016 г. решением уполномоченного органа принят на жилищный учёт. В этом же решении указано, что при предоставлении жилья следует учитывать отчуждённую истцом... доли (21, 6 кв.м.) общей площади жилого помещения ранее полученного от государства.
На основании решений ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 11 февраля и 4 марта 2019 г. Олифиренко на состав семьи из... человек выплачена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (далее - жилищная субсидия), исходя из уменьшенного на 21, 6 кв.м. норматива общей площади жилого помещения, и он был снят с жилищного учёта.
После расторжения брака в августе 2019 г. административный истец, будучи несогласным с размером жилищной субсидии, в декабре 2021 г. вновь обратился в отдел с заявлением о признании нуждающимся в жилье, в чём оспоренным решением жилищного органа ему отказано в связи с обеспечением жилым помещением от военного ведомства в форме предоставления жилищной субсидии.
Признавая действия уполномоченного органа правомерными и отказывая в удовлетворении административного иска, суды первой и апелляционной инстанции, вопреки утверждению автора жалобы, верно установили фактические обстоятельства по делу и правильно истолковали применённые нормы материального права.
Право на жилищную субсидию установлено п. 1, 16 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которым государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, в порядке и на условиях, установленных этим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Предоставленная в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащему-гражданину и гражданину, уволенному с военной службы, жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
В силу п. 4, 10 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утверждённого приказом Министра обороны РФ от 21 июля 2014 г, в целях реализации права на жилищное обеспечение в форме получения жилищной субсидии военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей представляют в уполномоченный орган, наряду с другими документами, договор об открытии банковского счета и заявление о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета, подписанное ими и всеми членами их семей.
Реализация права на жилищное обеспечение путём получения жилищной субсидии является основанием для снятия военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, и членов их семей с учёта признанных нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, после получения жилищной субсидии и реализации тем самым своего права на жилищное обеспечение от военного ведомства, Олифиренко утратил основания для нахождения на жилищном учёте, поскольку взятые государством обязательства по обеспечению его с членами семьи жилым помещением в форме предоставления жилищной субсидии, считаются исполненными, а на основании п. 4 ч. 1 ст. 56 ЖК Российской Федерации граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
Приведённые выше решения жилищных органов о принятии на жилищный учёт, предоставлении жилищной субсидии, где имеются сведения о её размере, а также снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях, административным истцом не оспаривались, а в настоящее время, как установлено судом первой инстанции, он является собственником однокомнатной квартиры, общей площадью 39 кв.м, расположенной в "данные изъяты".
При таких данных судами сделан правильный вывод о том, что оспоренным решением уполномоченного органа прав и законных интересов Олифиренко не нарушено, а поэтому обосновано отказано в удовлетворении его административного иска.
Доводы, изложенные представителем административного истца в рассматриваемой кассационной жалобе, по существу повторяют доводы, которыми были обоснованы заявленные в суд требования и апелляционная жалоба, что не может служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку им дана надлежащая оценка судами при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится.
Таким образом, оснований для отмены или изменения принятых по административному делу судебных постановлений, в том числе для их безусловной отмены, предусмотренных ч. 3 ст. 328 КАС Российской Федерации, из материалов дела не усматривается, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 177, 327, 329, 330 КАС Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
решение Астраханского гарнизонного военного суда от 5 мая 2022 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 22 июля 2022 г. по административному исковому заявлению Олифиренко Сергея Фёдоровича оставить без изменения, а кассационную жалобу его представителя - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные гл. 35 КАС Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 марта 2023 г.
Председательствующий Д.А. Богдашов
Судьи В.С. Авдонкин
И.А. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.