Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Богатых О.П.
судей Капункина Ю.Б. и Мальмановой Э.К, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шалгина Д.В, действующего в интересах Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 1 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Володарского района Астраханской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Богатых О.П, прокурора Фролову Е.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Володарского района Астраханской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с вышеуказанным административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие администрации МО "Володарский район", выразившееся в непринятии мер, направленных на оформление паспортов защитных сооружений гражданской обороны и обращение в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области в целях включения в реестр федерального имущества 11 защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО); обязать администрацию МО "Володарский район" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области в целях включения в реестр федерального имущества 11 защитных сооружений гражданской обороны; обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области включить в реестр федерального имущества 11 защитных сооружений гражданской обороны; обязать администрацию МО "Володарский район" в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оформить паспорта 11 защитных сооружений гражданской обороны.
В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой Володарского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о муниципальной собственности, по результатам которой установлено, что на территории района расположено 11 защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО):
1) укрытие, инвентаризационный номер - 231-31, принятое в эксплуатацию в 1981 году, расположенное в подвальном помещении 2-х этажного административного здания МБОУ "Цветновская СОШ" по ул. Молодежная, д. 25 в с. Цветное Володарского района Астраханской области, общей площадью 600 кв.м, вместимостью 600 человек, П-V класса;
2) укрытие, инвентаризационный номер - 240-31, принятое в эксплуатацию в 1986 году, расположенное в подвальном помещении 2-х этажного административного здания МБОУ "Тумакская СОШ" по ул. Рабочая, д. 15 в с.Тумак Володарского района Астраханской области, общей площадью 600 кв.м, вместимостью 645, 2 человек, П-V класса;
3) укрытие, инвентаризационный номер - 380-31, принятое в эксплуатацию в 1975 году, расположенное в подвальном помещении 2-х этажного административного здания МБОУ "Сизобугорская СОШ" по ул. Нариманова, д. 172 в с. Сизый Бугор Володарского района Астраханской области, общей площадью 71 кв.м, вместимостью 30 человек, П-V класса;
4) укрытие, инвентаризационный номер - 70/4-31, принятое в эксплуатацию в 1980 году, расположенное в подвальном помещении 2-х этажного административного здания администрации МО "Новинский сельсовет" по ул. Центральная д.21 в с. Новинка Володарского района Астраханской области, общей площадью 3750 кв.м, вместимостью 150 человек, П-V класса;
5) укрытие, инвентаризационный номер - 55/1-31, принятое в эксплуатацию в 1980 году, расположенное в подвальном помещении 2-х этажного административного здания МБОУ "Мултановская СОШ" по ул. Центральная, д. 10 в с. Мултаново Володарского района Астраханской области, общей площадью 1100 кв.м, вместимостью 320 человек, П-V класса;
6) укрытие, инвентаризационный номер - 55/5-31, принятое в эксплуатацию в 1975 году, расположенное в подвальном помещении 2-х этажного административного здания МБОУ "Большемогойская СОШ" по ул. Советская, д. 48 в с. Большой Могой Володарского района Астраханской области, общей площадью 981 кв.м, вместимостью 400 человек, П-V класса;
7) укрытие, инвентаризационный номер - 236-31, принятое в эксплуатацию в 1960 году, расположенное в подвальном помещении 2-х этажного административного здания МБОУ "Володарская СОШ N 1" по ул. Суворова, д. 1 в п. Володарский Володарского района Астраханской области, общей площадью 309 кв.м, вместимостью 309 человек, П-V класса;
8) укрытие, инвентаризационный номер - 70/9-31, принятое в эксплуатацию в 2006 году, расположенное в подвальном помещении 5-ти этажного жилого здания по ул. Мичурина, д. 19А в п. Володарский Володарского района Астраханской области, общей площадью 600 кв.м, вместимостью 600 человек, П-V класса;
9) укрытие, инвентаризационный номер - 256-31, принятое в эксплуатацию в 1980 году, расположенное в подвальном помещении 2-х этажного административного здания МБУК "Центральная библиотека" по пл. Октябрьская, д.2А в п. Володарский Володарского района Астраханской области, общей площадью 25 кв.м, вместимостью 25 человек, П-V класса;
10) укрытие, инвентаризационный номер - 232-31, принятое в эксплуатацию в 1966 году, расположенное в подвальном помещении 2-х этажного административного здания администрации МО "Володарский район" по пл. Октябрьская, д. 2 в п. Володарский Володарского района Астраханской области, общей площадью 180 кв.м, вместимостью 180 человек, П-V класса;
11) укрытие, инвентаризационный номер - 379-31, принятое в эксплуатацию в 1988 году, расположенное в подвальном помещении 2-х этажного административного здания МКОУ "Винноская ООШ" по ул. Лати Каримова, д. 2 в п. Винный Володарского района Астраханской области, общей площадью 72 кв.м, вместимостью 72 человека, П-V класса.
Административный истец ссылался на то, что указанные защитные сооружение гражданской обороны кому-либо в установленном порядке в пользование не передавались, собственника не имеют, в реестре федерального имущества вышеуказанные объекты не значатся и являются бесхозяйными.
При этом, административный истец обращал внимание на то, что учредителем образовательных учреждений, в которых расположены защитные сооружения гражданской обороны, является администрация МО "Володарский район" Астраханской области.
Указанное, по мнению прокурора, свидетельствует о том, что полномочия правообладателя в отношении указанных защитных сооружений, расположенных на территории Володарского района Астраханской области, выполняет администрация МО "Володарский район" Астраханской области.
Согласно ответу руководителя Территориального управления Росимущества в Астраханской области от 24 декабря 2021 года в реестре федерального имущества вышеуказанные объекты не значатся.
Вместе с тем, должностными лицами администрации МО "Володарский район" ежегодно с 2018 года осуществляется инвентаризация защитных сооружений, расположенных на территории района, в том числе вышеуказанных объектов гражданской обороны, что подтверждается актами оценки содержания защитных сооружений.
Таким образом, согласно утверждениям административного истца, администрацией МО "Володарский район" в нарушении п. 20 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 447 допущено длительное бездействие, выразившееся в непринятии мер, направленных на обращение в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области в целях включения в реестр федерального имущества вышеуказанных 11 защитных сооружений гражданской обороны.
Кроме того, как утверждал административный истец, в нарушении абз. 2 п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15 декабря 2002 года N 583, паспорта вышеуказанных 11 защитных сооружений гражданской обороны (укрытия) отсутствуют.
Определением Володарского районного суда Астраханской области от 3 марта 2022 года в связи с отказом административного истца от всех исковых требований к администрации МО "Володарский район" и от части исковых требований к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области прекращено производство по делу в части возложения обязанности включить в реестр федерального имущества следующие защитные сооружения гражданской обороны: 1) укрытие, инвентаризационный номер - 236-31, принятое в эксплуатацию в 1960 году, расположенное в подвальном помещении 2-х этажного административного здания МБОУ "Володарская СОШ N 1" по ул. Суворова, д. 1 в п. Володарский Володарского района Астраханской области, общей площадью 309 кв.м, вместимостью 309 человек, П-V класса; 2) укрытие, инвентаризационный номер - 70/9-31, принятое в эксплуатацию в 2006 году, расположенное в подвальном помещении 5-ти этажного жилого здания по ул. Мичурина, д. 19А в п. Володарский Володарского района Астраханской области, общей площадью 600 кв.м, вместимостью 600 человек, П-V класса.
При этом, с учетом уточнения заявленных административных исковых требований административный истец просил суд обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области обеспечить учет в реестр федерального имущества 9 защитных сооружений гражданской обороны, кроме вышеупомянутых 2 защитных сооружений гражданской обороны.
Решением Володарского районного суда Астраханской области от 3 марта 2022 года в удовлетворении заявленных административных исковых требований прокурору Володарского района Астраханской области отказано.
Указанное решение отменено апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 1 июня 2022 года, и по делу постановлено новое решение, которым на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области возложена обязанность обеспечить учет в реестр федерального имущества следующих защитных сооружений гражданской обороны:
1) укрытие, инвентаризационный номер - 231-31, принятое в эксплуатацию в 1981 году, расположенное в подвальном помещении 2-х этажного административного здания МБОУ "Цветновская СОШ" по ул. Молодежная, д. 25 в с. Цветное Володарского района Астраханской области, общей площадью 600 кв.м, вместимостью 600 человек, П-V класса;
2) укрытие, инвентаризационный номер - 240-31, принятое в эксплуатацию в 1986 году, расположенное в подвальном помещении 2-х этажного административного здания МБОУ "Тумакская СОШ" по ул. Рабочая, д. 15 в с.Тумак Володарского района Астраханской области, общей площадью 600 кв.м, вместимостью 645, 2 человек, П-V класса;
3) укрытие, инвентаризационный номер - 380-31, принятое в эксплуатацию в 1975 году, расположенное в подвальном помещении 2-х этажного административного здания МБОУ "Сизобугорская СОШ" по ул. Нариманова, д. 172 в с. Сизый Бугор Володарского района Астраханской области, общей площадью 71 кв.м, вместимостью 30 человек, П-V класса;
4) укрытие, инвентаризационный номер - 70/4-31, принятое в эксплуатацию в 1980 году, расположенное в подвальном помещении 2-х этажного административного здания администрации МО "Новинский сельсовет" по ул. Центральная д.21 в с. Новинка Володарского района Астраханской области, общей площадью 3750 кв.м, вместимостью 150 человек, П-V класса;
5) укрытие, инвентаризационный номер - 55/1-31, принятое в эксплуатацию в 1980 году, расположенное в подвальном помещении 2-х этажного административного здания МБОУ "Мултановская СОШ" по ул. Центральная, д. 10 в с. Мултаново Володарского района Астраханской области, общей площадью 1100 кв.м, вместимостью 320 человек, П-V класса;
6) укрытие, инвентаризационный номер - 55/5-31, принятое в эксплуатацию в 1975 году, расположенное в подвальном помещении 2-х этажного административного здания МБОУ "Большемогойская СОШ" по ул. Советская, д. 48 в с. Большой Могой Володарского района Астраханской области, общей площадью 981 кв.м, вместимостью 400 человек, П-V класса;
7) укрытие, инвентаризационный номер - 256-31, принятое в эксплуатацию в 1980 году, расположенное в подвальном помещении 2-х этажного административного здания МБУК "Центральная библиотека" по пл. Октябрьская, д.2А в п. Володарский Володарского района Астраханской области, общей площадью 25 кв.м, вместимостью 25 человек, П-V класса;
8) укрытие, инвентаризационный номер - 232-31, принятое в эксплуатацию в 1966 году, расположенное в подвальном помещении 2-х этажного административного здания администрации МО "Володарский район" по пл. Октябрьская, д. 2 в п. Володарский Володарского района Астраханской области, общей площадью 180 кв.м, вместимостью 180 человек, П-V класса;
9) укрытие, инвентаризационный номер - 379-31, принятое в эксплуатацию в 1988 году, расположенное в подвальном помещении 2-х этажного административного здания МКОУ "Винноская ООШ" по ул. Лати Каримова, д. 2 в п. Винный Володарского района Астраханской области, общей площадью 72 кв.м, вместимостью 72 человека, П-V класса.
В кассационной жалобе представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области Шалгин Д.В. просит об отмене определения суда апелляционной инстанции, как постановленного с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов заявитель ссылается на то, что 9 защитных сооружений гражданской обороны подлежат учету в качестве бесхозяйных, однако правом обращаться с заявлением об учете данных объектов в реестре федерального имущества администрация МО "Володарский район" Астраханской области не обладает.
В судебное заседание явился старший прокурор отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Фролова Е.В. полагала апелляционное определение законным, кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, в настоящее судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия полагает, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), для отмены постановленного по делу определения суда апелляционной инстанции.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Положениями ч. 4 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, регламентировано ч. 1 ст. 39 КАС РФ.
На основании частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судами установлено, что на территории Володарского района Астраханской области расположено 9 защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО):
1) укрытие, инвентаризационный номер - 231-31, принятое в эксплуатацию в 1981 году, расположенное в подвальном помещении 2-х этажного административного здания МБОУ "Цветновская СОШ" по ул. Молодежная, д. 25 в с. Цветное Володарского района Астраханской области, общей площадью 600 кв.м, вместимостью 600 человек, П-V класса;
2) укрытие, инвентаризационный номер - 240-31, принятое в эксплуатацию в 1986 году, расположенное в подвальном помещении 2-х этажного административного здания МБОУ "Тумакская СОШ" по ул. Рабочая, д. 15 в с.Тумак Володарского района Астраханской области, общей площадью 600 кв.м, вместимостью 645, 2 человек, П-V класса;
3) укрытие, инвентаризационный номер - 380-31, принятое в эксплуатацию в 1975 году, расположенное в подвальном помещении 2-х этажного административного здания МБОУ "Сизобугорская СОШ" по ул. Нариманова, д. 172 в с. Сизый Бугор Володарского района Астраханской области, общей площадью 71 кв.м, вместимостью 30 человек, П-V класса;
4) укрытие, инвентаризационный номер - 70/4-31, принятое в эксплуатацию в 1980 году, расположенное в подвальном помещении 2-х этажного административного здания администрации МО "Новинский сельсовет" по ул. Центральная д.21 в с. Новинка Володарского района Астраханской области, общей площадью 3750 кв.м, вместимостью 150 человек, П-V класса;
5) укрытие, инвентаризационный номер - 55/1-31, принятое в эксплуатацию в 1980 году, расположенное в подвальном помещении 2-х этажного административного здания МБОУ "Мултановская СОШ" по ул. Центральная, д. 10 в с. Мултаново Володарского района Астраханской области, общей площадью 1100 кв.м, вместимостью 320 человек, П-V класса;
6) укрытие, инвентаризационный номер - 55/5-31, принятое в эксплуатацию в 1975 году, расположенное в подвальном помещении 2-х этажного административного здания МБОУ "Большемогойская СОШ" по ул. Советская, д. 48 в с. Большой Могой Володарского района Астраханской области, общей площадью 981 кв.м, вместимостью 400 человек, П-V класса;
7) укрытие, инвентаризационный номер - 256-31, принятое в эксплуатацию в 1980 году, расположенное в подвальном помещении 2-х этажного административного здания МБУК "Центральная библиотека" по пл. Октябрьская, д.2А в п. Володарский Володарского района Астраханской области, общей площадью 25 кв.м, вместимостью 25 человек, П-V класса;
8) укрытие, инвентаризационный номер - 232-31, принятое в эксплуатацию в 1966 году, расположенное в подвальном помещении 2-х этажного административного здания администрации МО "Володарский район" по пл. Октябрьская, д. 2 в п. Володарский Володарского района Астраханской области, общей площадью 180 кв.м, вместимостью 180 человек, П-V класса;
9) укрытие, инвентаризационный номер - 379-31, принятое в эксплуатацию в 1988 году, расположенное в подвальном помещении 2-х этажного административного здания МКОУ "Винноская ООШ" по ул. Лати Каримова, д. 2 в п. Винный Володарского района Астраханской области, общей площадью 72 кв.м, вместимостью 72 человека, П-V класса.
Из сообщения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области от 24 декабря 2021 года следует, что в реестре федерального имущества, ведение которого обеспечивает территориальное управление, вышеуказанные объекты отсутствуют.
Спорные объекты в надлежащем порядке из федеральной собственности в собственность соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность не передавались, следовательно, из состава федеральной собственности не выбывали.
Принимая во внимание, что объекты гражданской обороны относятся к федеральной собственности, суд первой инстанции указал, что Территориальным управлением Росимущества в Астраханской области в нарушение требований действующего федерального законодательства указанные объекты в реестр федеральной собственности до настоящего времени не включены.
Однако суд первой инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, отметив, что прокурором в административном исковом заявлении не указано какие права и законные интересы неопределенного круга лиц нарушены административным ответчиком.
Более того, согласно аргументации суда первой инстанции, обращение прокурора Володарского района Астраханской области в суд с вышеуказанными требованиями фактически не направлено на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, так как формальное включение указанных прокурором защитных сооружений гражданской обороны в реестр федерального имущества и их учет, при том, что их рекомендовано снять с учета, к восстановлению прав жителей Володарского района Астраханской области не приведет.
Вышеупомянутые защитные сооружения гражданской обороны не предназначены для использования по назначению при возникновении опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а комиссией рекомендовано снять их с учета в связи с непригодностью к использованию по назначению.
С указанными выводами суда не согласился суд апелляционной инстанции, отметив, что право прокурора обратиться в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации предусмотрено положениями ч. 1 ст. 39 КАС РФ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (пункт 1 статьи 4 названного Закона).
В соответствии с п. 13 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309, в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
В силу п. 8 данного Порядка федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Данные требования также закреплены в Порядке содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС РФ от 21 июля 2005 года N 575, согласно п. 2 раздела II которого содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Рассмотренные судом требования заявлены прокурором на основании результатов проверки, в ходе которой было установлено, что сооружения не состоят на учете государственного имущества, в отношении них не осуществляются уполномоченными органами мероприятия, направленные на содержание их в состоянии, обеспечивающем готовность защитного сооружения к приему укрываемых, использованию в соответствии с задачами, для которых осуществлялось создание данных объектов гражданской обороны.
Успешная же реализация задач в области гражданской обороны возможна при условии надлежащего ведения учета объектов гражданской обороны как государственного имущества.
Те действия, которые суд обязал выполнить ответчика, по своей сути, являются мерами, направленными на сохранение объектов гражданской обороны, необходимых для выживания населения в военное время. Эти действия отнесены к компетенции федерального органа исполнительной власти, исполняющего правомочия собственника данного имущества (его территориальных органов).
При указанных обстоятельствах следует согласиться с выводом суда второй инстанции, признавшего неверными аргументы суда первой инстанции о том, что сама по себе непостановка на учет защитных сооружений гражданской обороны не нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
Согласно п. п. 1, 5 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона "О гражданской обороне" предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Согласно п.п. 2, 8 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Из положений пункта 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (противорадиационного укрытия), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитных сооружения гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что спорные объекты находятся в федеральной собственности, в собственность субъекта Российской Федерации не передавались, а также не передавались в оперативное управление либо хозяйственное ведение какой-либо организации, в реестре муниципального имущества не значатся.
Поскольку полномочия собственника в отношении расположенного на территории Астраханской области федерального имущества выполняет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области, на него судом второй инстанции правомерно возложена обязанность обеспечить учет и включить в реестр федерального имущества защитных сооружений гражданской обороны.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда апелляционной инстанции законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам, которые получили соответствующую оценку в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом доказательств.
Поскольку судом второй инстанции не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные судом апелляционной инстанции выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 1 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 1 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Володарского района Астраханской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 6 марта 2023 года
Председательствующий О.П. Богатых
Судьи Ю.Б. Капункин
Э.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.