Дело N 2а-1259/2021
г. Краснодар 11.10.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Иванова А.Е, Борс Х.З, рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи поданную 20.07.2022 кассационную жалобу ФИО7 на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 24.11.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 23.03.2022 по административному делу по административному иску Крымской таможни к ФИО7 о взыскании утилизационного сбора и пени.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, пояснения ФИО7 и его представителя - ФИО5, поддержавших кассационную жалобу, представителя Крымской таможни по доверенности ФИО6, просившей оставить судебные акты без изменения, ФИО1 кассационный суд общей юрисдикции
установил:
Крымская таможня (таможня, таможенный орган) обратилась в суд с административным иском, в котором просила взыскать с ФИО7 задолженность по утилизационному сбору в сумме 432 000 руб, пени - 56 754 руб.
В обоснование требований таможенный орган указал, что ФИО7 по пассажирской таможенной декларации N/В0186008 от 30.10.2018 на таможенную территорию Евразийского экономического союза ввезен автомобиль марки "Opel Vivaro" 2007 выпуска, VIN N, регистрационный номер Украины N. Данное транспортное средство выпущено в свободное обращение.
Уведомление о необходимости уплатить утилизационный сбор ФИО7 оставил без исполнения.
Судебный приказ мирового судьи от 13.05.2021 о взыскании с ФИО7 утилизационного сбора и пени по заявлению должника определением мирового судьи от 03.06.2021 отменен.
Ссылаясь на изложенное, таможня просила об удовлетворении административного иска.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 24.11.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 23.03.2022, заявленные требования удовлетворены. Суды взыскали с ФИО7 в пользу Крымской таможни утилизационный сбор в размере 432 000 руб, пени - 56 754 руб, в доход местного бюджета - государственную пошлину в размере 8 088 руб.
В кассационной жалобе ФИО7 просит об отмене судебных актов как незаконных, постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права, что привело к вынесению неправильного решения, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Заявитель жалобы указывает на то, что за транспортное средство, которое не эксплуатировалось и было вывезено 30.03.2020 с территории Российской Федерации, утилизационный сбор оплачиваться не должен.
Также ссылается на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.07.2019 N 30-П, которое, по его мнению, подтверждает позицию административного ответчика.
По материалам дела и доводам кассационной жалобы предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) оснований для отмены судебных актов не имеется.
Разрешая спор по существу, суды, руководствуясь положениями статьи 24.1 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Федеральный закон N 89-ФЗ), пунктов 2, 3, 5, 6, 7, 11 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291, признав предоставленный административным истцом расчет суммы, подлежащей к взысканию, правильным, пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суды установили, что 30.10.2018 ФИО7 по пассажирской таможенной декларации N/В0186008 из Украины ввезено упомянутое транспортное средство, которое по пассажирской таможенной декларации N выпущено в свободное обращение 29.10.2019 с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно части 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
В соответствии с Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 (в редакции, действующей на момент декларирования), с целью выпуска в свободное обращение в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, технически допустимой максимальной массой свыше 2, 5 тонны, но не более 3, 5 тонны, подлежит уплате утилизационный сбор, исходя из базовой ставки 150 000 руб, коэффициент расчета размера утилизационного сбора на транспортные средства, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, установлен 2, 88.
29.10.2019 ФИО7 подписано уведомление об обязательстве по уплате пени за неуплату утилизационного сбора.
30.10.2019 таможенный пост МАПП Весело-Вознесенка проинформирован о выпуске упомянутого автомобиля в свободное обращение для принятия решения о признании не находящегося под таможенным контролем транспортного средства, ввезенного по вышеуказанной пассажирской таможенной декларации.
В этой связи суды указали на необходимость уплаты ФИО7 утилизационного сбора, отметив при этом, что выпуск транспортных средств для личного пользования в свободное обращение с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов не освобождает декларанта от уплаты утилизационного сбора в соответствии с частью 6 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ.
С выводами судов надлежит согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, постановлены на основании правильного применения норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и с соблюдением процессуального закона.
Доводы ФИО7 подлежат отклонению, поскольку являются следствием неверного толкования норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, иной оценки исследованных судами доказательств, что не является основанием для отмены постановленных судебных актов в порядке кассационного производства.
При изложенных обстоятельствах, решения судов подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 24.11.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 23.03.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО7 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14.10.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.