Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Иванова А.Е. и Монмаря Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Боярко В.Н, действующего в интересах Исраелян О.Н, и директора ООО "ГеоЗемЭксперт" Мантул П.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 15 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Исраелян О.Н. об оспаривании решения органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснения представителя Исраеляна О.Н. по доверенности Боярко В.Н. и директора ООО "ГеоЗемЭксперт" Мантул П.Н, настаивавших на удовлетворении кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Исраелян О.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании отказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея от 23 июня 2021 года в согласовании межевого плана по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером N.
Просила суд установить границы земельного участка согласно сведений о характерных точках границы земельного участка в соответствии с данными межевого плана, выполненного ООО "ГеоЗемЭксперт".
Решением Октябрьского районного суда г. Краснодара от 5 мая 2022 года административный иск удовлетворен. Признан незаконным отказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 23 июня 2021 года N 23-СМ- 07/12363 в согласовании межевого плана по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес". На административного ответчика возложена обязанность согласовать границы земельного участка истца с кадастровым номером N в соответствии с данными межевого плана, выполненного кадастровым инженером Мантул П.Н.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 15 сентября 2022 года судебное решение отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационных жалобах, поданных представителем Исраеляна О.Н. по доверенности Боярко В.Н. и директором ООО "ГеоЗемЭксперт" Мантул П.Н. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения районного суда.
Кассационные жалобы, поступившие в суд первой инстанции 28 октября и 31 октября 2022 года, определениями судьи кассационной инстанции от 28 ноября и 13 декабря 2022 года с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснения представителя Исраеляна О.Н. по доверенности Боярко В.Н. и директора ООО "ГеоЗемЭксперт" Мантул П.Н, настаивавших на доводах и требованиях кассационных жалоб, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия считает, что такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции, о чем обоснованно указано в доводах кассационных жалоб.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд второй инстанции указал, что фактически земельные участки лесного фонда с кадастровыми номерами N имеют смежные границы с земельным участком с кадастровым номером N. Основываясь на сведениях из ЕГРН федеральные земельные участки лесного фонда с кадастровыми номерами N и N имеют не установленные в соответствии с требованиями земельного законодательства границы. В результате осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером N на основании межевого плана, выполненного кадастровым инженером Мантул П.Н, площадь и границы федерального земельного участка будут изменены, в связи с чем не представляется возможным согласовать границы земельного участка N. Судом апелляционной инстанции также отмечено на отсутствие документов, позволяющих с достаточной точностью установить местоположение границ спорного участка, принадлежащего административному истцу.
Такой вывод основан на неправильном применении норм материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, с 17 сентября 2013 года Исраелян О.Н. на праве общей долевой собственности владеет 1/4 доли земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: "адрес", с видом разрешенного использования "для ведения крестьянского хозяйства", общей площадью 93 700 кв. м, с кадастровым номером N на основании определения Горячеключевского городского суда Краснодарского края от 14 февраля 2013 года, о чем произведена государственная регистрационная запись 23-23-10/035/2013-428.
Согласно выписке из ЕГРН от 17 ноября 2021 года N КУВИ-002/2021-152079876 граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, описание местоположения земельного участка отсутствуют.
Заинтересованные лица Мишева Е.С, Исраелян Х.С, Исраелян М.С. являются собственниками 1/4 доли (каждый) вышеуказанного земельного участка.
Административный истец, с целью уточнения местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером N, обратился в ООО "ГеоЗемЭксперт".
В ходе выполнения кадастровых работ кадастровым инженером Мантул Г.Н. в адрес административного ответчика направлено обращение от 26 марта 2021 года о согласовании межевого плана по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером N.
Письмом от 23 июня 2021 года N 23-СМ-07/12363 административным ответчиком отказано в согласовании межевого плана.
В обоснование указано, что в результате осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером N, на основании представленного межевого плана, площадь и границы федерального земельного участка будут изменены, а согласование межевого плана по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером N, влекущее за собой последующее изменение местоположения границ, и уменьшение площади федерального земельного участка на основании обращения и приложенных к нему документов, не представляется возможным.
В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков; сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка; новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков, в том числе в целях исправления указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона ошибки в описании местоположения границ земельного участка.
В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу части 2 приведенной статьи предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
Согласно части 1 и 2 статьи 40 Федерального закона "О кадастровой деятельности" результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.
Согласно заключению кадастрового инженера, в ходе проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером N установлено, что документом определяющим местоположение границ на местности 15 и более лет является государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей от 28 сентября 1994 года. Конфигурация и длины границ (в допустимых пределах - 0.5 м) соответствуют документу, определяющему границы за исключением части границ от точки н13 до точки н20, что обусловлено проведенными ранее кадастровыми работами по уточнению границ смежного земельного участка автодороги с кадастровым номером N; части границ от точки н12 до точки н13 и от точки н20 до точки н2, что обусловлено фактическим расположением лесного массива.
В результате уточнения и при соответствии местоположения границ документу, определяющему границы, площадь участка составила 93 131 кв. м. От точки н13 до точки н20 уточняемый земельный участок имеет общую границу с земельным участком с кадастровым номером N, имеющим ранее уточненные и согласованные в установленном законом порядке границы и не изменяемые в результате кадастровых работ, соответственно, необходимость в их повторном согласовании отсутствует; от точки н1 до точки н13, от точки н20 до точки н1 граничит с земельным участком с кадастровым номером N, имеющим декларированные границы и относящимся к землям лесного фонда; от точки н21 до точки н21 граничит с земельным участком с кадастровым номером N, имеющим декларированные границы и относящимся к землям лесного фонда.
Уточняемый земельный участок расположен за пределами населенного пункта, следовательно, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации градостроительные регламенты к нему не применяются и как следствие и предельные минимальные и максимальные параметры не установлены.
Сведения о пунктах опорной межевой сети используемых при производстве работ получены были кадастровым инженером из кадастровых планов территории.
Согласно требований статьи 39 Федерального закона "О кадастровой деятельности" Министерство природных ресурсов Краснодарского края за подписью первого заместителя министра Каинова А.С. письмом от 2 июля 2020 года ответило, что согласно сведений ГКУ КК "Комитет по лесу" границы многоконтурного земельного участка с кадастровым номером N (контур N(1) и контур N(2) пересечений с границами земель лесного фонда не имеют.
Согласно пункту 10 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В государственном акте на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей от 28 сентября 1994 года содержатся сведения о местоположении границ. Согласно Государственному акту площадь земельного участка составляет 9.37 га (93 700 кв. м). В результате уточнения площадь составила 93 131 кв. м. Земельный участок был предоставлен в 1994 году из земель сельскохозяйственного назначения, в которой точность определения поворотной точки 2.5 м, погрешность определения площади считается по формуле ? Р = 3.5*2.5*- Л93700 = 2678 кв. м, то есть на момент предоставления площадь могла отличаться на величину 2 678 кв. м, от указанной в Государственном акте. В подготовленном межевом плане разница площади составляет 93 700 - 93 131= 569 кв. м, что существенно меньше, чем 2 678 кв. м.
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок с кадастровым номером N площадью 16 765 550 кв. м отнесен к категории земель лесного фонда с видом разрешенного использования "участки занятые лесом", расположен по адресу: "адрес".
Земельный участок с кадастровым номером N площадью 29 029 153 кв. м отнесен к категории земель лесного фонда с видом разрешенного использования "участки занятые лесом", расположен по адресу: "адрес".
Указанные земельные участки принадлежат на праве собственности Российской Федерации на основании статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно выписке ЕГРН от 11 марта 2022 года N 99/2022/454331295 федеральные земельные участки лесного фонда с кадастровыми номерами N (фактически являющиеся смежными с принадлежащим истцу земельным участком с кадастровым номером N) имеют не установленные в соответствии с требованиями земельного законодательства границы, т.е. в государственном кадастре недвижимости и ЕГРН их нет, следовательно, пересечений границ истца с кадастровыми границами земельных участков с кадастровыми номерами N не имеется. Данные обстоятельства подтверждаются, в том числе, письмом Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 2 июля 2020 года.
В соответствии с частью 5 статьи 39 Федерального закона "О кадастровой деятельности" согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности.
Принимая во внимание, что в результате принятия не соответствующего решения нарушены права и законные интересы административного истца, а также при отсутствии иных оснований для отказа, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о признании незаконным отказа в согласовании межевого плана по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером N, изложенный в письме от 23 июня 2021 года N 23-СМ-07/12363.
Определяя способ восстановления нарушенного права административного истца, суд обосновано возложил на административного ответчика обязанность согласовать границы земельного участка истца с кадастровым номером N в соответствии с данными межевого плана, выполненного кадастровым инженером Мантул П.Н.
Выводы суда апелляционной инстанции, в свою очередь, не соответствуют обстоятельствам административного дела и основаны на неправильном применении норм материального права.
В силу пункта 4 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает апелляционное определение подлежащим отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 15 сентября 2022 года отменить, решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 5 мая 2022 года оставить в силе.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 12 января 2023 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи А.Е. Иванов
Д.В. Монмарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.