Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Богатых О.П.
судей Капункина Ю.Б. и Мальмановой Э.К, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Марьясова А.Д. на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 18 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 27 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Марьясова А.Д. об оспаривании отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Богатых О.П, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Марьясов А.Д. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором, уточнив заявленные административные исковые требования, просил признать незаконным распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 25 мая 2020 года N 2922-РДЗ "О предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, п. Андреевка, площадью 1500 кв.м"; признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 11 августа 2021 года N ГУ-исх-7721/21 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь"; обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя согласовать Марьясову А.Д. предоставление земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: г. Севастополь, п. Андреевка, площадью 1499 кв.м, а также утвердить схему расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории.
В обоснование требований Марьясов А.Д. указал, что 5 июня 2021 года он обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: г. Севастополь, с. Андреевка, площадью 1499 кв.м.
По результатам рассмотрения данного заявления решением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 11 августа 2021 года за исх. N ГУ-исх-7721/21 Марьясову А.Д. отказано в предоставлении государственной услуги на основании пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что при рассмотрении материалов, представленных для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории выявлено, что испрашиваемый участок полностью пересекает земельный участок, в отношении которого выдано распоряжение N 2922-РДЗ от 25 мая 2020 года.
Ссылаясь на указанные обстоятельства и полагая свои права нарушенными, Марьясов А.Д. просил об удовлетворении заявленных им административных исковых требований, одновременно заявив ходатайство о восстановлении срока подачи административного искового заявления, мотивированное тем, что в оспариваемом решении Департамента от 11 августа 2021 года не разъяснен порядок и срок его обжалования, а сам Марьясов А.Д. не осведомлен об этом ввиду отсутствия юридического образования и преклонного возраста.
Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 18 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 27 сентября 2022 года, в удовлетворении заявленных административных исковых требований Марьясову А.Д. отказано.
В кассационной жалобе Марьясов А.Д. просит об отмене судебных актов, как постановленных с существенным нарушением норм материального права, ссылаясь на то, что Л.Л.С, которой ранее был предоставлен спорный земельный участок, умерла ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует об отсутствии препятствий для предварительного согласования предоставления Марьясову А.Д. земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: г. Севастополь, с. Андреевка, площадью 1499 кв.м.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), для отмены постановленных по делу судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для удовлетворения судом административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти или должностного лица, суд должен установить совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Установлено, что Марьясов А.Д. является получателем мер социальной поддержки, предусмотренных Законом города Севастополя от 23 января 2015 года N 106-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя".
С целью реализовать свое право на получение в аренду земельного участка без проведения торгов 5 июня 2021 года Марьясов А.Д. через МФЦ обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: г. Севастополь, п. Андреевка, площадью 1499 кв.м.
По результатам рассмотрения данного заявления письмом от 11 августа 2021 года N ГУ-исх-7721/21 Департаментом по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя Марьясову А.Д. отказано в предоставлении государственной услуги на основании пункта 16 статьи 11.10 Земельного Кодекса Российской Федерации, поскольку имеется пересечение испрашиваемого земельного участка с земельным участком площадью 1500 кв.м по адресу: г. Севастополь, п. Андреевка, в отношении которого распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 25 мая 2020 года N 2922-РДЗ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Отказывая в удовлетворении заявленных Марьясовым А.Д. требований, суды исходили из того, что совокупность условий для признания оспариваемого решения Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 11 августа 2021 года N ГУ-исх-7721/21 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь" незаконным, нарушающим права и законные интересы административного истца отсутствует.
Также суды отметили, что Марьясов А.Д, оспаривая также законность распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 25 мая 2020 года N 2922-РДЗ "О предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, п. Андреевка, площадью 1500 кв.м", не привел ссылок на нормативный правовой акт, которому оспариваемое распоряжение не соответствует, а также не конкретизировал свои права и законные интересы, которые нарушены указанным распоряжением.
С указанными выводами судов следует согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п. 1 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 ЗК РФ).
Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу подпункта 2 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.
В силу п. 17 ст. 39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Основанием для отказа Марьясову А.Д. в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь" явился установленный факт пересечения испрашиваемого Марьясовым А.Д. земельного участка с земельным участком площадью 1500 кв.м по адресу: г. Севастополь, п. Андреевка, в отношении которого распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 25 мая 2020 года N 2922-РДЗ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Так, установлено, что распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 25 мая 2020 года N 2922-РДЗ "О предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, п. Андреевка, площадью 1500 кв.м" по результатам рассмотрения заявления Л.Л.С. от 16 марта 2020 года N ГУ-3764/20 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, определен вид разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства".
Согласно пункту 8 данного распоряжения оно вступает в силу со дня его подписания и действует 2 года.
Таким образом, схема расположения земельного участка площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: г. Севастополь, п. Андреевка, утверждена распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 25 мая 2020 года N 2922-РДЗ ранее, чем Марьясов А.Д. обратился в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: г. Севастополь, п. Андреевка, площадью 1499 кв.м, и на момент такого обращения данное распоряжение являлось действующим.
Более того, установлено, что испрашиваемый Марьясовым А.Д. земельный участок по адресу: г. Севастополь, п. Андреевка, площадью 1499 кв.м полностью пересекает земельный участок площадью 1500 кв.м по адресу: г. Севастополь, п. Андреевка, в отношении которого вышеуказанным распоряжением утверждена схема его расположения на кадастровом плане территории.
Исходя из положений ст. 227 КАС РФ, для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В рассматриваемом случае такой совокупности по делу не установлено, отказ административного ответчика в утверждении схемы расположения земельного участка по вышеуказанному основанию является обоснованным.
Тот факт, что Л.Л.С, по заявлению которой распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 25 мая 2020 года N 2922-РДЗ ранее утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, умерла ДД.ММ.ГГГГ, вопреки приведенным в кассационной жалобе утверждениям заявителя, не свидетельствует о незаконности отказа административного ответчика в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Факт предоставления Л.Л.С. в установленном законом порядке спорного земельного участка в последующем может являться основанием для признания за наследником права в порядке наследования на данный земельный участок, предоставляемый в порядке вышеуказанных норм закона.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы были рассмотрены судами и получили оценку с соответствующим правовым обоснованием, направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, не подтверждают существенных нарушений норм права, влекущих применительно к полномочиям суда кассационной инстанции отмену судебных актов.
В этой связи судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 18 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 27 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 27 января 2023 года.
Председательствующий О.П. Богатых
Судьи Ю.Б. Капункин
Э.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.