Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Богатых О.П.
судей Капункина Ю.Б. и Мальмановой Э.К, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Расшиваловой А.В, действующей в интересах администрации муниципального образования город Краснодар, на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 18 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Солониной Т.Ф. об оспаривании отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Богатых О.П, выслушав объяснения Расшиваловой А.В, действующей в интересах департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Солонина Т.Ф. обратилась в суд с административным исковым заявлением к департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - департамент), администрации муниципального образования г. Краснодар, в котором просила признать незаконным отказ о предоставлении ей земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, обязать муниципальный орган предоставить ей земельный участок в аренду сроком на двадцать лет для индивидуального жилищного строительства.
В обосновании требований Солонина Т.Ф. указала, что в целях реализации своего права на первоочередное получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство она обратилась в администрацию муниципального образования г. Краснодар с просьбой предоставить ей, как инвалиду второй группы, земельный участок для индивидуального жилищного строительства в г. Краснодаре.
Полагает, что согласно ответу департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар от 24 февраля 2022 года N 417-026/22 в предоставлении земельного участка ей фактически отказано, поскольку предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, осуществляется при условии постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 18 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 августа 2022 года, административное исковое заявление удовлетворено.
Судом признан незаконным отказ департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар от 24 февраля 2022 года N 417-026/22 в предоставлении земельного участка Солониной Т.Ф.
Суд обязал администрацию муниципального образования г. Краснодар, департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Солониной Т.Ф.
В кассационной жалобе Расшивалова А.В, действующая в интересах департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, ставит вопрос об отмене судебных актов, как незаконных и необоснованных, вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 16 ноября 2022 года, определением судьи кассационной инстанции от 8 декабря 2022 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения Расшиваловой А.В, действующей в интересах департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, поддержавшую кассационную жалобу в полном объеме, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Как установлено судами, Солонина Т. Ф. является инвалидом второй группы, что подтверждается медицинской справкой серии МСЭ-2011 N 4366209 от 15 февраля 2013 года.
Солонина Т.Ф. обратилась в администрацию муниципального образования г. Краснодар с заявлением о предоставлении ей земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в черте города Краснодар.
Согласно ответу департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципальной образования г. Краснодара от 24 февраля 2022 года N 417-026/22 Солониной Т.Ф. отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на то, что в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, подлежат обеспечению земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства в первоочередном порядке в случае, если они признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
При этом указано, что Солонина Т.Ф. не состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, свои выводы мотивировал тем, что отсутствие в законодательстве дополнительных требований для предоставления земельных участков инвалидам не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований и ущемлении прав заявителя, поскольку обязанность по определению порядка первоочередного предоставления в собственность земельных участков лежит на органах местного самоуправления в силу части 2 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции с такими выводами судов, не может согласиться ввиду следующего.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий в жилищной сфере относятся положения статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью (часть 1); на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (часть 16).
Исходя из толкования во взаимосвязи части 1 статьи 17 указанного закона, согласно которой инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и части 16 статьи 17 этого же закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства с учетом цели использования земельного участка установлено в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов; соответственно, указанное право ставится в зависимость от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий.
При этом предоставление гражданину земельного участка для строительства жилого дома является основанием для снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении (пункт 5 части 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что одной из форм обеспечения инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, жилой площадью является реализация им права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, наличие у Солониной Т.Ф. инвалидности само по себе в отсутствие установленного критерия нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий не может выступать безусловным основанием для предварительного согласования предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в порядке подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления такого земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами.
Обстоятельство того, что постановление Правительства от 27 июля 1996 г. N 901, которым утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утратило свою силу на момент возникновения спорных правоотношений, не имеет правового значения, поскольку установление факта нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий при реализации им права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства вытекает из приведенных положений Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ.
Указанная позиция согласуется с кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 2 декабря 2020 года N 43-КАД20-2-К6.
При таких данных судебные акты подлежат отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 18 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 августа 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Солониной Т.Ф. об оспаривании отказа в предоставлении муниципальной услуги отказать.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 1 февраля 2023 года.
Председательствующий О.П. Богатых
Судьи Ю.Б. Капункин
Э.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.