Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Богатых О.П, судей Мальмановой Э.К, Монмаря Д.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Посмешной Л.П, действующей в интересах ИФНС России N2 по г. Краснодару, на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 21 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 2 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ИФНС России N 2 по г. Краснодару о взыскании с Каклюгина Н.В. обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Богатых О.П, представителя ИФНС России N2 по г. Краснодару Григорян К.М, Каклюгина Н.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ИФНС России N 2 по г. Краснодару (далее - инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Каклюгина Н.В. налоговую задолженность на общую сумму 109 966, 97 руб, из них: налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 244, 02 руб.; страховые взносы на пенсионное страхование за 2018-2020 годы в размере 88 347 руб, пени в размере 184, 18 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2018-2020 годы в размере 21 148 руб, пени в размере 43, 77 руб.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 21 февраля 2022 года в удовлетворении требований административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 2 июня 2022 года решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 21 февраля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 28 ноября 2022 года, инспекция ставит вопрос об отмене обжалуемых судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела. Обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что обязанность по уплате страховых взносов обусловлена не фактическим осуществлением предпринимательской деятельности, а государственной регистрацией физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, нахождение Каклюгина Н.В. в местах лишения свободы не освобождает его от обязанности по уплате указанных страховых взносов. Кроме того, он не был лишен возможности обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Определением судьи от 21 декабря 2022 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В Четвертый кассационный суд общей юрисдикции поступили дополнения к кассационной жалобе, в которых налоговый орган указывает на то, что по требованию N423 от 17.01.2019 судебным приказом Арбитражного суда Краснодарского края NА32-37676/2019 взыскана задолженность с Каклюгина Н.В. в размере 32 441, 56 руб.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Заслушав доклад, выслушав Каклюгина Н.В, возражавшего против удовлетворения жалобы, представителя инспекции - Григорян К.М, поддержавшую доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Из материалов дела следует, что Каклюгин Н.В. состоит на налоговом учете в ИФНС России N 2 по г. Краснодару в качестве индивидуального предпринимателя и является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование. Также административный ответчик является плательщиком налога на недвижимость ввиду нахождения в его собственности "адрес", расположенной по адресу: "адрес".
Поскольку обязанность по уплате указанных обязательных платежей за 2018-2020 годы Каклюгиным Н.В. не исполнена, инспекцией в отношении него выставлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов:
- N 423 от 17 января 2019 года на общую сумму 32 441, 56 руб, с установленным сроком исполнения до 11 февраля 2019 года;
- N 765 от 15 января 2020 года на общую сумму 36 343, 7 руб, с установленным сроком исполнения до 7 августа 2020 года.
- N 9112 от 5 февраля 2020 года на общую сумму 532, 06 руб, с установленным сроком исполнения до 31 марта 2020 года.
- N 157 от 12 января 2021 года на общую сумму 40 937, 69 руб, с установленным сроком исполнения до 4 февраля 2021 года.
Указанные требования оставлены без исполнения, в связи с этим инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
Вынесенный судебный приказ от 2 апреля 2021 года определением мирового судьи судебного участка N 59 Центрального внутригородского округа г. Краснодара от 25 октября 2021 отменен.
С административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд первой инстанции 21 января 2022 года.
В соответствии со статьей 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 48 НК РФ предусмотрены два срока обращения в суд налогового органа. Первый срок составляет шесть месяцев и начинает течь со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, второй - со дня отмены судебного приказа о взыскании налога и также составляет шесть месяцев. Нарушение каждого из указанных процессуальных сроков влечет отказ в удовлетворении соответствующего иска (заявления).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 8 февраля 2007 года N 381-О-П), установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения инспекцией к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа) предусмотрено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Как указанно выше, инспекцией налогоплательщику направлены требования:
- N 423 от 17 января 2019 года на общую сумму 32 441, 56 руб. (что составляет более 10 000 руб.), с установленным сроком исполнения до 11 февраля 2019 года;
- N 765 от 15 января 2020 года на общую сумму 36 343, 7 руб. (что составляет более 10 000 руб.), с установленным сроком исполнения до 7 августа 2020 года.
- N 9112 от 5 февраля 2020 года на общую сумму 532, 06 руб, с установленным сроком исполнения до 31 марта 2020 года.
- N 157 от 12 января 2021 года на общую сумму 40 937, 69 руб, с установленным сроком исполнения до 4 февраля 2021 года.
С учетом изложенного, сумма задолженности превысила 10 000 руб. после формирования требования N 423 от 17 января 2019 года.
Согласно дополнениям инспекции к кассационной жалобе налоговая задолженность по требованию N 423 от 17 января 2019 года ранее взыскана на основании судебного приказа, выданного Арбитражным судом Краснодарского края по делу N А32-37676/2019, в общем сумме 32 441, 56 руб.
Вместе с тем, данным обстоятельствам нижестоящими судами не дана оценка, выводы о соблюдении инспекцией срока на обращение в суд являются преждевременными, сделанными без учета требований абзаца 2 пункта 2 статьи 48 НК РФ.
Более того, судами достоверно не установлен факт нахождения административного ответчика с 12 ноября 2019 года по 3 августа 2021 года в местах лишения свободы, что является юридическим значимым обстоятельством для разрешения требований административного иска.
Суды ограничились представленной копией справки ФКУ ИК-11 УФСИН России по Краснодарскому краю N 046926 об отбывании наказания Каклюгиным Н.В, при этом оригинал данной справки из указанного учреждения не истребован.
Судами также не истребованы налоговое уведомление, согласно которому Каклюгину Н.В. предложено оплатить налог на имущество в размере 244, 02 руб, обоснованный расчет указанной недоимки, сведения прекращен ли статус индивидуального предпринимателя, когда прекращен и вынесены ли соответствующие решения налоговым органом об удержании задолженности по страховым взносам.
При таком положении принятые по делу судебные акты нельзя признать обоснованными.
Согласно части 3 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 10 КАС РФ), активную роль суда в административном судопроизводстве, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит нужным отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 2 июня 2022 года и направить административное дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше, установить все обстоятельства по делу и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 2 июня 2022 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Краснодарский краевой суд в ином составе судей.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 14 февраля 2023 года.
Председательствующий О.П. Богатых
Судьи Э.К. Мальманова
Д.В. Монмарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.