Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Богатых О.П, судей Мальмановой Э.К, Русакова А.Е, с участием прокурора Стрелковского С.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Белозеровой К.Д, Белозерова Г.Н. на решение Верховного Суда Республики Крым от 28 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 6 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Белозеровой К.Д, Белозерова Г.Н. об оспаривании нормативного правового акта в части.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Богатых О.П, выслушав объяснения участвовавшей в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи Максимовой В.В, действующей в интересах Государственного Совета Республики Крым, прокурора Стрелковского С.Н, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Белозерова К.Д. и Белозеров Г.Н. обратились в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просили признать недействующими статьи 4 и 7 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 35-ЗРК/2014 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым" в той мере, в которой они не содержат предусмотренных статьями Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" льгот и ежемесячной надбавки к пенсии в размере 30% прожиточного минимума, установленной Законом Украины от 18 ноября 2004 года N 2195-IV "О социальной защите детей войны", а также возложить на административного ответчика обязанность восстановить такие льготы.
В обоснование требований административные истцы указали, что они относятся к льготным категориям лиц: ветераны труда и "дети войны", поскольку на время окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) им было менее 18 лет.
Административные истцы ссылалась на то, что данный статус они приобрели до вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации, в связи с чем, по их мнению, они имеют право на льготы, предусмотренные Федеральным Законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", а также на 30% надбавки к пенсии ежемесячно, установленной Законом Украины от 18 ноября 2004 года N 2195-IV "О социальной защите детей войны".
17 декабря 2014 года Государственным Советом Республики Крым принят Закон Республики Крым N 35-ЗРК/2014 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым".
Однако статьи 4 и 7 данного Закона Республики Крым N 35-ЗРК/2014 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым" вышеприведенных административными истцами льгот не содержат, что, согласно утверждениям административных истцов, противоречит положениям Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ, Федерального Закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и нарушает их права.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 28 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 6 сентября 2022 года, в удовлетворении заявленных административных исковых требований Белозеровой К.Д. и Белозерову Г.Н. отказано.
В кассационной жалобе Белозерова К.Д. и Белозеров Г.Н. просят об отмене судебных актов, как постановленных с существенным нарушением норм материального права, утверждая о нарушении своих прав.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвовавшей в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи Максимовой В.В, действующей в интересах Государственного Совета Республики Крым, прокурора Стрелковского С.Н, судебная коллегия полагает, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), для отмены постановленных по делу судебных актов.
В соответствии с ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта (ч. 6 ст. 208 КАС РФ).
Согласно ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 9 ст. 213 КАС РФ).
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 1 января 2023 года) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов.
Государственным Советом Республики Крым 10 декабря 2014 года принят Закон Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 35-ЗРК/2014 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым", который устанавливает правовые гарантии социальной защиты отдельных категорий граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Крым, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь и активную деятельность.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Республики Крым "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым" гражданам, указанным в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 2 настоящего Закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) ежемесячная денежная выплата в размере 450 рублей; 2) преимущественное право на установку квартирных телефонов; 3) преимущественное право на вступление в жилищно-строительные кооперативы (кооперативы по строительству и эксплуатации коллективных гаражей, в садоводческие товарищества); 4) льготный проезд в автобусах, троллейбусах, трамваях, следующих по маршрутам регулярных перевозок в городском сообщении в пределах Республики Крым; 5) льготный проезд в автобусах, троллейбусах по маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении в пределах Республики Крым.
Согласно ч. 2 ст. 4 данного Закона меры социальной поддержки, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются лицам, получающим пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а получающим пенсии либо пожизненное содержание по другим основаниям - при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Статьей 7 Закона Республики Крым "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым" предусмотрено, что гражданам, указанным в пункте 7 части 1 статьи 2 настоящего Закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) скидка в размере 25 процентов по оплате коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газоснабжение, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации). Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда;
2) получение дополнительного отпуска без сохранения заработной платы сроком до двух недель в год;
3) использование очередного отпуска в удобное для них время;
4) льготный проезд в автобусах, троллейбусах, трамваях, следующих по маршрутам регулярных перевозок в городском сообщении в пределах Республики Крым;
5) льготный проезд в автобусах, троллейбусах по маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении в пределах Республики Крым.
При этом, правовые гарантии социальной поддержки ветеранов установлены Федеральным законом "О ветеранах", в силу пункта 1 статьи 13 которого социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: 1) пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) получение ежемесячной денежной выплаты; 3) предоставление жилых помещений; 4) компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг; 5) оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
Таким образом, в статье 13 Федерального закона "О ветеранах" законодатель определилосновные направления социальной поддержки ветеранов, которые с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда относятся к следующим категориям ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, ветераны труда.
Проанализировав указанные положения закона, суды пришли к выводу об отсутствии противоречия положениям Федерального закона "О ветеранах" статьи 4 Закона Республики Крым "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым", устанавливающей социальные гарантии исключительно для ветеранов труда и военной службы.
Согласно верному выводу судов, нормативный правовой акт в оспариваемой части содержит все сведения, подлежащие отображению, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административных истцов.
Отсутствие в перечне мер социальной поддержки ветеранов труда иных льгот, не предусмотренных для названной категории в законодательстве, имеющим большую силу, не является основанием для удовлетворения административного искового заявления.
Являются верными и выводы судов о соответствии статьи 7 Закона Республики Крым "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым" требованиям законодательства, имеющим большую юридическую силу.
Статьей 6 Закона Украины от 18 ноября 2004 года N 2195-IV "О социальной защите детей войны" предусмотрена государственная социальная поддержка детям войны (лицам, являющимся гражданами Украины, которым на время окончания Второй мировой войны было менее 18 лет) - повышение к пенсии в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины.
Постановлением Кабинета Министров Украины N 1381 от 28 декабря 2011 года размер такой надбавки предусматривался в размере 7% прожиточного минимума.
Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действовал переходный период, в течение которого урегулировались вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации (статья 6 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя").
Согласно ч. 1 ст. 11 данного федерального закона граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Одновременно с этим данная статья в части 3 закрепляет правила о приведении в течение переходного периода ранее установленных размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и о недопустимости снижения размеров таких выплат по сравнению с производившимися по состоянию на 21 февраля 2014 года, а применительно к льготам, предоставлявшимся до указанной календарной даты в натуральной форме, устанавливает для случаев изменения порядка и условий их реализации запрет уменьшения совокупного объема финансирования и ухудшения условий их предоставления.
Следовательно, положения частей 1 и 3 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ направлены на достижение целей интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в Российскую Федерацию в части правового регулирования социальной защиты посредством распространения на вышеназванную категорию граждан предусмотренных законодательством Российской Федерации гарантий обеспечения пенсиями, пособиями и мерами социальной поддержки с предоставлением возможности реализации социальных прав в объеме не ниже приобретенного в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города Севастополя на момент их принятия в состав Российской Федерации (определение Конституционного Суда РФ от 30 января 2020 года N 174-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тыщенко Сергея Леонидовича на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 11 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя").
Субъект Российской Федерации вправе предоставлять меры социальной поддержки исходя из критерия нуждаемости, если они являются дополнительными к установленным федеральным законодательством мерам социальной поддержки, а также в отношении тех категорий граждан, которым необходима государственная социальная помощь и которые субъектом Российской Федерации определены самостоятельно вне зависимости от наличия такой категории граждан в федеральных нормативных правовых актах.
Суды, дав оценку представленным административными истцами доказательствам, пришли к выводу об отсутствии оснований полагать, что соответствующие выплаты были назначены и производились административным истцам по состоянию на 21 февраля 2014 года.
В Республике Крым действует региональная система государственной защиты граждан данной категории, которая направлена на социальную поддержку лиц, которым на время окончания (2 сентября 1945 года) Второй мировой войны было менее 18 лет.
Требования же административных истцов фактически направлены на расширение мер социальной поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Таким образом, оценив характер сложившихся между сторонами правоотношений, факт установления административным истцам мер социальной поддержки не менее тех, которые представлялись им на вышеуказанную дату, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
У суда кассационной инстанции не имеется оснований не согласится с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были рассмотрены судами и получили оценку с соответствующим правовым обоснованием, направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, не подтверждают существенных нарушений норм права, влекущих применительно к полномочиям суда кассационной инстанции отмену судебных актов.
В этой связи судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 28 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 6 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 16 февраля 2023 года.
Председательствующий О.П. Богатых
Судьи Э.К. Мальманова
А.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.