Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Богатых О.П, судей Капункина Ю.Б, Мальмановой Э.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Русол (Самилык) Т.Ю. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 12 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Русол (Самилык) Т.Ю. о признании действия незаконным.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Богатых О.П, выслушав объяснения с использованием систем видео-конференц-связи представителей Русол (Самилык) Т.Ю. - Медведева В.Н, Синельникова Д.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Русол Т.Ю. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просила: восстановить процессуальный срок для обращения в суд с административным иском; признать незаконными действия по возвращению без рассмотрения заявления Русол (Самилык) Т.Ю. от 8 декабря 2016 года, поданного в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - Минимущество), изложенного в ответе от 3 декабря 2021 года N 62031/01-11/1 в порядке завершения оформления права собственности на указанный земельный участок; возложить на Минимущество обязанность повторно рассмотреть заявление Русол (Самилык) Т.Ю. от 8 декабря 2016 года с учётом норм законодательства, действующего на момент подачи данного заявления.
Решением Черноморского районного суда Республики Крым от 19 мая 2022 года требования административного иска удовлетворены частично. Суд признал незаконными действия Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, связанные с возвратом без рассмотрения заявления Русол Т.Ю. о завершении оформления права собственности на земельный участок от 8 декабря 2016 года, о чём сообщено в письме от 3 декабря 2021 года исх. N 62031/01-11/1. На Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым возложена обязанность рассмотреть в установленном законом порядке заявление Русол Т.Ю. о завершении оформления права собственности на земельный участок, зарегистрированное 20 декабря 2016 года под N 45226/01-09.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 12 сентября 2022 года решение Черноморского районного суда Республики Крым от 19 мая 2022 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении требований административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 15 ноября 2022 года, Русол (Самилык) Т.Ю. ставится вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, принятого с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Заслушав доклад, выслушав представителей Русол (Самилык) Т.Ю. -
Медведева В.Н, Синельникова Д.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения апелляционной инстанции не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для удовлетворения судом административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти или должностного лица, суд должен установить совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса
Как видно из материалов дела, распоряжением Черноморской районной государственной администрации АР Крым от 22 февраля 2008 года N 216-р Самилык Т.Ю. дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка площадью 2, 0 га, для ведения личного крестьянского хозяйства, расположенного в 300 метрах северо-восточнее урочища "Большой Атлеш", за границами населённых пунктов из земель запаса Оленевского сельского совета Черноморского района АР Крым.
6 ноября 2015 года административным истцом получен кадастровый паспорт спорного земельного участка, в котором указано "особые отметки: граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства".
Письмом от 21 сентября 2016 года администрацией Оленевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым на заявление Русол (Самилык) Т.Ю. о передаче бесплатно в собственность спорного земельного участка в порядке завершения оформления права, начатого до 21 марта 2014 года, отказано, с указанием на то, что испрашиваемый земельный участок на данный момент относится к землям государственной формы собственности, рекомендовано обратиться в Совет министров Республики Крым.
8 декабря 2016 года административным истцом в Минимущество направлено заявление о предоставлении ей вышеуказанного земельного участка в собственность на основании распоряжения Черноморской районной государственной администрации АР Крым от 22 февраля 2008 года N 216-р в порядке завершения оформления права, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ ""О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"", в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК ""Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" и Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утверждённым постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года N 313 (далее - Порядок).
К заявлению административным истцом приложены, в том числе, копия распоряжения Черноморской районной государственной администрации АР Крым от 22 февраля 2008 года N 216-р, а также копия кадастрового паспорта земельного участка.
Письмом Минимущества от 22 декабря 2016 года за N 01-09/45226 указанное заявление возвращено административному истцу на основании пункта 8 Порядка.
Данное решение мотивировано тем, что срок действия поданного распоряжения Черноморской районной государственной администрации АР Крым от 22 февраля 2008 года N 216-р истек, следовательно, оно не может быть основанием для завершения оформления прав на земельный участок. Кроме того, согласно пунктам 5, 7 Порядка, к заявлению о предоставлении земельного участка, наряду с прочими документами, прилагается кадастровый паспорт земельного участка или кадастровая выписка о земельном участке, содержащем сведения о его границах. К поданному заявлению приложен кадастровый паспорт земельного участка, строке 15 которого указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
12 ноября 2021 года Русол Т.Ю. обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о предоставлении информации относительно поданного ею заявления о предоставлении земельного участка в собственность, на который она ответ не получила.
Письмом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 3 декабря 2021 года N62031/01-11/1 сообщено, что заявление о предоставлении испрашиваемого земельного участка в порядке завершения оформления права в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым поступило 20 декабря 2016 года. Указано, что основанием для завершения оформления прав на земельный участок являлось распоряжение Черноморской государственной районной администрации в АР Крым от 22 февраля 2008 года N 216-р "О разрешении составления проекта землеустройства по отводу и передаче земельного участка в собственность для ведения личного крестьянского хозяйства гр. Самилык Т.Ю.". Однако основанием для завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым являлись решения соответствующих органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, принятые с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года. Не исполненные решения, принятые до 14 октября 2008 года, утратили действие 14 октября 2010 года, в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу Федерального конституционного закона. Учитывая, что распоряжение Черноморской государственной районной администрации в АР Крым от 22 февраля 2008 года N 216-р утратило силу 14 октября 2010 года, Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым в соответствии с пунктом 8 Порядка письмом от 22 декабря 2016 года N 01-09/45226 по адресу, указанному в заявлении, возвращено заявление и приложенные к нему материалы без рассмотрения.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их в части, суд первой инстанции исходил из того, что разрешение на составление проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка Самилык Т.Ю. принято уполномоченным органом в пределах своей компетенции до 14 октября 2008 года, вместе с тем, по состоянию на 14 октября 2010 года не утратило силы, исполнено в 2009 году, а именно составлен проект землеустройства по отводу земельных участков, подан на утверждение 1 марта 2010 года, в связи с чем, у административного ответчика отсутствовали основания для возвращения заявления истцу без рассмотрения. Также, судом указано, что поскольку административному истцу стало известно о нарушении своих прав после получения письма, датированного 3 декабря 2021 года, при этом, административный истец обратился с иском в суд 28 февраля 2022 года, срок на обращение с настоящим административным исковым заявлением административным истцом не пропущен.
С выводами суда в части признания незаконными действия Минимущества, связанные с возвратом без рассмотрения заявления Русол Т.Ю. от 8 декабря 2016 года о завершении оформления права собственности на земельный участок, не согласился суд апелляционной инстанции, указав на неправильное применение норм материального права и несоответствие их обстоятельствам дела.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Указанный выше Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (пункт 1 Порядка).
В силу пункта 4 Порядка, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации, документация по землеустройству), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
В соответствии с пунктом 5 Порядка, для завершения оформления или переоформления прав на земельные участки заинтересованное лицо подаёт заявление о предоставлении земельного участка в соответствующий уполномоченный орган.
Требования к содержанию заявления, а также к прилагаемым к нему документам указаны в пунктах 6, 7 Порядка.
Согласно подпункту 5 пункта 7 Порядка к заявлению о предоставлении земельного участка, наряду с иными документами, прилагаются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровая выписка о земельном участке, содержащий сведения о его границах.
Пункт 8 Порядка указывает, что в течение трёх рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 6 Порядка, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 7 Порядка. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
При обращении административным истцом в Минимущество 20 декабря 2016 года с заявлением в порядке завершения оформления права приложены копия распоряжения Черноморской районной государственной администрации АР Крым от 22 февраля 2008 года N 216-р и копия кадастрового паспорта земельного участка, в соответствии с которой в графе "особые сведения" указано, что граница земельного участка не установлена.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Минимущество правомерно, с учётом требований пункта 8 Порядка, возвратило заявление административному истцу
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене определения суда апелляционной инстанций, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом доказательств.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в апелляционном определении, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судом не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции,
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 12 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 27 февраля 2023 года.
Председательствующий О.П. Богатых
Судьи Ю.Б. Капункин
Э.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.