Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу Главы Новоселовского района Красноярского края Филимонова Николая Николаевича на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя краевого государственного казенного учреждения (далее - КГКУ) "Лесная охрана" от 30 июня 2022г., решение судьи Новоселовского районного суда Красноярского края от 12 сентября 2022г. и решение судьи Красноярского краевого суда от 2 ноября 2022г., вынесенные в отношении администрации Новоселовского района Красноярского края (далее также администрация) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя КГКУ "Лесная охрана" от 30 июня 2022г, оставленным без изменения решением судьи Новоселовского районного суда Красноярского края от 12 сентября 2022г. и решением судьи Красноярского краевого суда от 2 ноября 2022г, администрация Новоселовского района Красноярского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 50000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель администрации Филимонов Н.Н. настаивает на отмене состоявшихся по делу актов, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 ст. 8.32 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 277-ФЗ) установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно п. 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020г. N 1614, со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1, 4 метра или иным противопожарным барьером.
Как следует из материалов дела, по результатам расследования лесного пожара, произошедшего 27 апреля 2022г. на территории лесного фонда выдела 5 квартала N 62 и выдела 5 квартала N 63 Подтаежного участкового лесничества Новоселовского лесничества Красноярского края, установлено, что причиной пожара послужило возгорание на территории прилегающих к лесной полосе земель.
По результатам административного расследования, возбужденного по настоящему делу, должностное лицо КГКУ "Лесная охрана" пришло к выводу о том, что администрацией Новоселовского района Красноярского края не соблюдаются требования п. 10 Правил, а именно, земли, прилегающие к территории выделов N 5 кварталов N 62, 63 Подтаежного участкового лесничества Новоселовского лесничества Красноярского края, не имеют заградительной минерализованной полосы, шириной не менее 1, 4м, или иного противопожарного барьера, а также не подвергаются очистке от сухой травянистой растительности на полосе не менее 10м от леса.
К выводу о виновности администрации должностное лицо пришло на том основании, что спорные территории находятся в ведении муниципального образования и обязывают муниципальный район к выполнению противопожарных мероприятий.
С выводом должностного лица административного органа согласились судебные инстанции.
Указанные обстоятельства подтверждены полно приведенными в обжалуемых судебных актах доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Требования ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Деяние администрации Новоселовского района Красноярского края квалифицировано по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и противопожарного законодательства.
Судебными инстанциями при рассмотрении дела в порядке ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, соответственно, всем доводам жалобы заявителя дана надлежащая правовая оценка, с которой нет оснований не согласиться.
Доводы жалобы заявителя о том, что земельный участок, на котором произошло возгорание, перешедшее на земли лесного фонда, не находится во владении муниципального органа, несостоятельны, на законность постановления и судебных решений не влияют, поскольку администрации вменено в вину несоблюдение противопожарных мер на землях, прилегающих к лесному фонду в границах муниципального района. Согласно п. 7.1 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ), к вопросам местного значения муниципального района относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.
Доводы жалобы о том, что администрация является исполнительным органом и не может нести ответственность за неисполнение муниципальным образованием возложенных на последнее законом обязанностей по разрешению вопросов местного значения, несостоятельны.
Согласно ч.1 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Устава Новоселовского района Красноярского края, утвержденного решением Новоселовского районного Совета депутатов Красноярского края от 12 сентября 2016г. N 17-85-57, администрация является структурным органом местного самоуправления.
Исходя из смысла и содержания Устава Новоселовского района Красноярского края, в частности, положений ст. 7, 8, 34-36, к компетенции администрации отнесены вопросы местного значения муниципального района, в том числе участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, осуществление муниципального лесного контроля (п.9, 35 ч.1 ст. 7 Устава). Также администрация осуществляет от имени района в соответствии с решениями Совета депутатов правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью района; управляет и распоряжается имуществом, земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Новоселовского района, а также в соответствии с действующим законодательством распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (п. 2, 3 ч.1 ст. 36 Устава).
Несостоятельны доводы жалобы и о том, что постановление по делу вынесено должностным лицом в нарушение своей компетенции; нарушена ст. 72 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ, согласно которой, в частности, ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования.
Основания наступления и меры ответственности, субъекты такой ответственности, а также порядок привлечения к ответственности согласно ст. 72 указанного Закона, предусмотрены ст. 73, 74 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ и не относятся к порядку производства по настоящему делу, применяются, в частности, при нарушении порядка принятия нормативных правовых актов муниципального образования.
Полагать, что порядок привлечения за совершение административного правонарушения, установленный КоАП РФ, не предусматривающим исключений для органов местного самоуправления, неприменим по настоящему делу или подлежит замене на порядок, установленный ст. 72-74 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ, оснований не имеется. Доводы заявителя в указанной части основаны на неверном прочтении закона.
Учитывая изложенное, не имеется оснований полагать постановление должностного лица и судебные акты незаконными, подлежащими отмене.
Порядок и срок привлечения администрации к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено администрации Новоселовского района Красноярского края в пределах санкции ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление заместителя руководителя КГКУ "Лесная охрана" от 30 июня 2022г, решение судьи Новоселовского районного суда Красноярского края от 12 сентября 2022г. и решение судьи Красноярского краевого суда от 2 ноября 2022г. оставить без изменений, жалобу Главы Новоселовского района Красноярского края Филимонова Н.Н. - без удовлетворения.
Судья С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.