Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу защитника Садыхова Р.Э., действующего в интересах Чжана Циндуна, на вступившие в законную силу постановление судьи Тайшетского городского суда Иркутской области от 25 августа 2022 г. и решение судьи Иркутского областного суда от 06 октября 2022 г., вынесенные в отношении гражданина "данные изъяты" Чжана Циндуна, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Тайшетского городского суда Иркутской области от 25 августа 2022 г, оставленным без изменения решением судьи Иркутского областного суда от 06 октября 2022 г, гражданин "данные изъяты" Чжан Циндун признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей с административным принудительным выдворением за пределы Российской Федерации.
В жалобе защитник Садыхов Р.Э. просит принятые по делу судебные акты отменить, считая их незаконными.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 названной статьи.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 24 августа 2022 г. по "адрес" выявлен гражданин "данные изъяты" Чжан Циндун, который в нарушение п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", уклонился от выезда из Российской Федерации по окончанию срока временного пребывания, истекшего 26 марта 2020 г, и находился на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Факт имевшего место события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ и виновность Чжана Циндуна подтверждаются протоколом об административном правонарушении, объяснением Чжана Циндуна, рапортом должностного лица, копиями паспорта иностранного гражданина и визы, данными из информационной базы ФМС России и иными доказательствами, получившими надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу о виновности Чжана Циндуна в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Действия Чжана Циндуна квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, доказательства, бесспорно свидетельствующие о том, что у Чжана Циндуна на территории Российской Федерации имеются родственники, с которыми у него сложилась устойчивая семейная связь в материалах дела отсутствуют, заявителем не представлены.
Кроме того, наличие у иностранного гражданина родственников, имеющих гражданство Российской Федерации и проживающих на её территории, не освобождает иностранного гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны пребывания и не является основанием к невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за её пределы.
Таким образом, назначение Чжану Циндуну дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности и её соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Доводы заявителя о том, что судом неверно определен срок временного пребывания Чжана Циндуна на территории Российской Федерации, являются необоснованными и отмену обжалуемых актов не влекут.
В соответствии с пп. "б" п. 2 Указа Президента РФ от 18 апреля 2020 г. N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (в редакции от 02 января 2021 г.) в период с 15 марта 2020 г. по 15 июня 2021 г. включительно в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства не принимаются решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
Исходя из пп. "а" ст. 2 Указа Президента РФ от 15 июня 2021 года N 364 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" до 30 сентября 2021 года включительно в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, освобождаемых из мест лишения свободы, или нарушивших законодательство о государственной границе Российской Федерации, или создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации, в том числе выступающих за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, или оказывающих содействие в совершении террористических (экстремистских) актов либо совершающих их, а равно иными действиями поддерживающих террористическую (экстремистскую) деятельность, или посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в том числе участвующих в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании), не принимаются решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что срок временного пребывания Чжан Циндуна на территории Российской Федерации истек 26 марта 2020 г, обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Чжана Циндуна к административной ответственности, были выявлены 25 августа 2022 г.
Таким образом, назначение Чжану Циндуну дополнительного наказания в виде административного принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, не противоречило действовавшим на момент рассмотрения дела требованиям закона.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Чжан Циндун с 26 марта 2020 г. и до рассмотрения дела судом были приняты меры по легализации своего пребывания на территории Российской Федерации в материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены.
Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях Чжана Циндуна объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных решений.
Постановление по дела об административном правонарушении является мотивированным, соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Жалоба на постановление рассмотрена судьей областного суда с соблюдением требований, установленных ст. 30.6 КоАП РФ, доводам жалобы дана надлежащая правовая оценка.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Постановление судьи Тайшетского городского суда Иркутской области от 25 августа 2022 г. и решение судьи Иркутского областного суда от 06 октября 2022 г, вынесенные в отношении гражданина "данные изъяты" Чжана Циндуна, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника Садыхова Р.Э, действующего в интересах Чжана Циндуна, - без удовлетворения.
Судья Д.В. Недорезов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.