Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лукьяновой Т.Г, судей Евтифеевой О.Э, Черемисина Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОМВД России по Борзинскому району УМВД России по Забайкальскому краю, поданную 30 декабря 2022 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 28 сентября 2022 года
по административному делу N 2а-535/2022 по административному исковому заявлению заместителя Борзинского межрайонного прокурора Дудкиной Ю.А, заявленного в интересах Леонтьевой Ольги Прокопьевны, к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Борзинскому району, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению нарушений, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г, пояснения прокурора Кадошникова С.О, просившего отказать в удовлетворении кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель Борзинского межрайонного прокурора Дудкина Ю.А. (далее-прокурор) обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что Борзинской межрайонной прокуратурой в рамках рассмотрения обращения ФИО1 о непринятии мер сотрудниками полиции к возвращению клада, найденного 05.05.2021 Леонтьевой О.П, проживающей по адресу: "адрес", на земельном участке, находящемся в собственности последней, выявлены в действиях сотрудников ОМВД России по Борзинскому району нарушения. Так, 05.05.2021 Леонтьева О.П. обнаружила на земельном участке, расположенном по адресу: "адрес", принадлежащем ей на праве собственности согласно свидетельству о государственной регистрации права от 06.09.2010 N "данные изъяты", клад в виде золотых и серебряных монет в количестве 110 штук.
В дежурную часть ОМВД России по Борзинскому району поступило телефонное сообщение от Леонтьевой О.П. 06.05.2021 года о найденных ею монетах, данное сообщение зарегистрировано в КУСП N 3154 07.05.2021, монеты сданы по описи в ОМВД России по Борзинскому району.
В ходе проведения процессуальной проверки в порядке ст. ст. 144-145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) сотрудниками полиции заявлено ходатайство о продлении срока проверки по материалу перед межрайонным прокурором до 30 суток. Изучением материалов в межрайонной прокуратуре установлено, что поступившее телефонное сообщение не содержит признаков преступления, проверка в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ проводится необоснованно, в адрес начальника внесено требование.
Материал проверки по телефонному сообщению Леонтьевой О.П. списан в номенклатурное дело N 29, монеты возвращены заявительнице под расписку 11.08.2021. После проверки номенклатурного дела N 29 представителями УМВД России по Забайкальскому краю указано о необходимости проведения экспертизы найденного клада, в связи с чем, монеты у Леонтьевой О.П. были вновь изъяты сотрудниками полиции 06.09.2021.
В рамках проверки по обращению представителя общественного движения "Родное Забайкалье" ФИО2 поступившему 07.04.2022 в межрайонную прокуратуру, установлено, что до настоящего времени экспертиза, определяющая культурную ценность найденных Леонтьевой О.П. монет, не назначена и не проведена. На протяжении восьми месяцев сотрудниками полиции допускаются нарушения на реализацию Леонтьевой О.П. прав на найденный ею клад, реализовать которые она не может, поскольку отсутствует экспертное заключение. Пунктом 6 Порядка обеспечения сохранности найденных и сданных в органы внутренних дел Российской Федерации документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврата законным владельцам либо передачи в соответствующие государственные или муниципальные органы, утвержденного приказом МВД России от 16.11.2012 N 1040 (в редакции от 25.01.2021) установлено, что руководитель (начальник) территориального органа МВД России либо по его поручению заместитель начальника территориального органа МВД России - начальник полиции (в выходные и праздничные дни - ответственный по территориальному органу МВД России) обязан рассмотреть зарегистрированные материалы на найденные вещи и документы и дать письменное поручение об организации установления законного владельца в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также привлечении специалистов для осуществления экспертизы найденных вещей в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям.
При сдаче в территориальный орган МВД России клада его хранение осуществляется в течение периода времени, необходимого для решения вопроса об отнесении его к культурным ценностям и передачи в государственную собственность (п. 28 указанного Порядка). В течение восьми месяцев мер к привлечению специалистов для осуществления экспертизы найденных вещей в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям сотрудниками ОМВД России по Борзинскому району не принималось, разумные сроки для организации и проведения указанного экспертного исследования нарушены, запросы в адрес УМВД России по Забайкальскому краю для выделения денежных средств для проведения указанной экспертизы не направлены. Данные обстоятельства свидетельствуют о грубом бездействии сотрудников ОМВД России по Борзинскому району. УМВД России по Забайкальскому краю известно о нахождении в ОМВД России по Борзинскому району клада, найденного Леонтьевой О.П. в мае 2021 г..однако денежные средства для проведения экспертизы, определяющей культурную ценность предметов, не выделены. В силу п. 3 приказа МВД России от 16.11.2012 N 1040 (в редакции от 25.01.2021) расходы, связанные с приемом, учетом, хранением и передачей в соответствующие государственные и муниципальные органы найденных и сданных в органы внутренних дел Российской Федерации документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, осуществлять в пределах выделенных бюджетных ассигнований на содержание органов внутренних дел Российской Федерации. Согласно п. 153 Регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД РФ от 17.10.2013 N 850 (в редакции от 21.11.2021) территориальные органы МВД России финансируются за счет средств федерального бюджета.
Министерство организует за счет федерального бюджета централизованное обеспечение органов внутренних дел финансовыми средствами на содержание подразделений системы МВД России и реализацию возложенных на них функций, осуществляет полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета через территориальные (окружные, региональные, межрайонные, городские или районные) подразделения органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, являющихся распределителями и получателями средств федерального бюджета, а также контролирует их финансово-хозяйственную деятельность. Таким образом, проведение экспертизы монет в количестве 110 штук, найденных Леонтьевой О.П. во дворе своего дома, в соответствие с требованиями законодательства подлежит финансированию за счет МВД России через УМВД по Забайкальскому краю.
Прокурор просил суд признать бездействие ОМВД России по Борзинскому району, выразившееся в непринятии должных, своевременных и эффективных мер по исполнению требований пункта 6 Порядка обеспечения сохранности найденных и сданных в органы внутренних дел Российской Федерации документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврата законным владельцам либо передачи в соответствующие государственные или муниципальные органы, утвержденного приказом МВД России от 16.11.2012 N 1040, направленных на привлечении специалистов для осуществления экспертизы найденных 110 монет Леонтьевой О.П. в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям, незаконным; обязать ОМВД России по Борзинскому району привлечь специалистов для осуществления экспертизы найденных 110 монет Леонтьевой О.П. в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям, назначив проведение указанной экспертизы в течение 10 суток со дня вступления решения суда в законную силу; обязать ОМВД России по Борзинскому району организовать направление найденных 110 монет Леонтьевой О.П. в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям для проведение экспертного исследования с обеспечением сохранности клада от преступных посягательств в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу; обязать ОМВД России по Борзинскому району организовать возврат направленных в адрес эксперта найденных 110 монет Леонтьевой О.П. и заключения эксперта, обеспечив сохранность клада от преступных посягательств, в течение месяца со дня поступления в ОМВД России по Борзинскому району сведений об изготовлении экспертного заключения; обязать УМВД России по Забайкальскому краю выделить ОМВД России по Борзинскому району денежные средства в размере, необходимом для привлечения специалиста для проведения экспертизы найденных 110 монет Леонтьевой О.П. в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям, а также обеспечения сохранности клада при транспортировке к месту проведения
экспертного исследования, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Решением Борзинского городского суда Забайкальского края от 07 июля 2022 года (далее-решение суда первой инстанции) в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 28 сентября 2022 года (далее-апелляционное определение, апелляционная инстанция) решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 7 июля 2022 года отменено, принято по делу новое решение.
Признано незаконным бездействие ОМВД России по Борзинскому району, выразившееся в непринятии должных, своевременных и эффективных мер по исполнению требований пункта 6 Порядка обеспечения сохранности найденных и сданных в органы внутренних дел Российской Федерации документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврата законным владельцам либо передачи в соответствующие государственные или муниципальные органы, утвержденного Приказом МВД России от 16.11.2012 года N 1040, направленных на привлечение специалистов для осуществления экспертизы найденных 110 монет Леонтьевой О.П. в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям.
Апелляционная инстанция обязала ОМВД России по Борзинскому району организовать возврат заключения эксперта, выполненного в отношении 110 монет, найденных Леонтьевой О.П.
В кассационной жалобе кассатор просит отменить апелляционное определение, указывая на неправильное определение апелляционной инстанцией обстоятельств по делу, выражает несогласие со всеми выводами суда апелляционной инстанции, считает, что им дана неправильная правовая оценка.
Присутствовавший в судебном заседании прокурор просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы, прокуратурой Забайкальского края на кассационную жалобу поданы возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судом первой инстанции установлено, что Борзинской межрайонной прокуратурой проведена проверка в отношении ОМВД России по Борзинскому району по факту предпринятых сотрудниками полиции мер в отношении 110 монет, найденных 05.05.2021 Леонтьевой О.П, проживающей по адресу: "адрес", на земельном участке, находящемся в собственности последней.
По мнению прокурора, в течение восьми месяцев мер к привлечению специалистов для осуществления экспертизы найденных вещей в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям сотрудниками ОМВД России по Борзинскому району не принималось, разумные сроки для организации и проведения указанного экспертного исследования нарушены, запросы в адрес УМВД России по Забайкальскому краю для выделения денежных средств для проведения указанной экспертизы не направлены.
Вместе с тем из материала процессуальной проверки, зарегистрированного в КУСП N 3154 от 07.05.2021, следует, что 06.05.2021 в ОМВД России по Борзинскому району поступило телефонное сообщение от Леонтьевой О.П, проживающей по адресу: "адрес", о том, что она нашла у себя в огороде около ста старинных монет.
07.05.2021 Леонтьева О.П. обратилась в ОМВД России по Борзинскому району с заявлением, согласно которому добровольно сдала сотрудникам полиции монеты, найденные в огороде, в количестве 110 штук, в том числе 21 монету золотого цвета, 89 монет серебряного цвета.
В этот же день начальником ОМВД России по Борзинскому району ФИО3 принято решение о проведении по заявлению Леонтьевой О.П. процессуальной проверки в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ.
В ходе указанной процессуальной проверки сотрудниками полиции 07.05.2021 отобрано объяснение у Леонтьевой О.П. об обстоятельствах обнаружения данных монет, тогда же осуществлен осмотр места происшествия, найденные монеты сданы на хранение в камеру хранения вещественных доказательств ОМВД России по Борзинскому району.
10.05.2022 срок проверки сообщения о преступлении продлен начальником ОМВД России по Борзинскому району ФИО4 до 10 суток; при этом заместителю начальника полиции (по охране общественного порядка) ОМВД России по Борзинскому району ФИО5 дано письменное поручение о назначении по материалам проверки экспертизы найденных вещей в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям.
17.05.2021 заместителем начальника полиции (по охране общественного порядка) ОМВД России по Борзинскому району ФИО6 в рамках материала процессуальной проверки, зарегистрированного в КУСП N 3154 от 07.05.2021, назначена историко-культурная экспертиза в отношении обнаруженных 110 монет, производство которой поручено эксперту Управления Минкультуры России по ДФО.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу, что сотрудниками ОМВД России по Борзинскому району были приняты должные и своевременные меры по исполнению требований п. 6 Порядка, направленные на привлечение специалистов для осуществления экспертизы найденных 110 монет Леонтьевой О.П. в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям.
Судом первой инстанции установлено, что 17.05.2021 заместителем Борзинского межрайонного прокурора ФИО7 было отказано заместителю начальника полиции (по охране общественного порядка) ОМВД России по Борзинскому району ФИО8 в ходатайстве о продлении срока проверки сообщения о преступлении, в связи с необходимостью проведения историко-культурной экспертизы, по причине отсутствия оснований для производства процессуальной проверки, в этот же день заместителем Борзинского межрайонного прокурора ФИО9 внесено требование начальнику ОМВД России по Борзинскому району о признании незаконным и необоснованным проведение в порядке ст. 144 УПК РФ проверки заявления, поступившего от Леонтьевой О.В, зарегистрированного в КУСП N 3154 от 07.05.2021, и прекращении производства процессуальной проверки.
Судом первой инстанции установлено, что указанное требование мотивировано тем, что решение о рассмотрения сообщения в порядке ст. 144 УПК РФ является необоснованным, поскольку материал и заявление не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки совершенного или готовящегося преступления, что требовало бы их проверки в порядке ст. 144 УПК РФ; конкретные сведения о преступлении, либо достаточные данные, указывающие на его признаки, в материалах отсутствуют. Кроме того, отмечено, что заявление Леонтьевой О.П. не отвечает ни признакам сообщения о преступлении, ни признакам сообщения об административном правонарушении, материал, из которого изготовлены найденные Леонтьевой О.П. монеты, в том числе монеты золотого и серебряного цвета, с датой выпуска конца девятнадцатого века, ни сотрудниками полиции, ни прокурором не установлен.
Суд первой инстанции посчитал, что незаконный оборот драгоценных металлов (ст. 191 УК РФ), нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов (ст. 192 УК РФ) являются уголовно-наказуемыми деяниями. Нарушение обязательных требований при обращении драгоценных металлов (ст. 15.46 КоАП РФ) является административным правонарушением.
Несмотря на указанные обстоятельства производство процессуальной проверки в порядке ст. 144 УПК РФ по материалу, зарегистрированному в КУСП N 3154 от 07.05.2021, было прекращено на основания требования заместителя Борзинского межрайонного прокурора ФИО10, материалы приобщены в специальное номенклатурное дело N 29.
11.08.2021 найденные Леонтьевой О.В. монеты возвращены ей под расписку, при этом 06.09.2021 они были вновь сданы Леонтьевой О.В. в камеру хранения вещественных доказательств ОМВД России по Борзинскому району.
Как следует из материалов дела возражая против заявленных требований, представителем административного ответчика представлена копия договора, заключенного между ОМВД России по Борзинскому району и индивидуальным предпринимателем ФИО11, из которого следует, что последняя взяла на себя обязательство за плату провести экспертизу обнаруженных 110 монет на предмет отнесения (неотнесения) их к культурным ценностям со сроком завершения - не позднее 30.07.2022.
Как следует из ответа УМВД России по Забайкальскому краю от 20.06.2022, ОМВД России по Борзинскому району расходным расписанием от 15.06.2022 N 188/47519/001 направлены лимиты бюджетных обязательств в сумме, достаточной для оплаты экспертизы на предмет отнесения имущества к культурным ценностям.
Согласно приказу ОМВД России по Борзинскому району от 01.07.2022 N К-89л/с, начальником территориального органа направлен в командировку сотрудник полиции для доставления и обеспечения сохранности монет, с целью проведения экспертизы по отнесению их к историко-культурной ценности.
Справкой ИП ФИО18 подтверждено, что 05.07.2022 сотрудником полиции эксперту были доставлены 110 монет с целью проведения экспертизы; данные монеты были ею досмотрены, исследованы в присутствии сотрудника полиции и в этот же день переданы обратно в неизменном состоянии.
Оценив указанные обстоятельства суд первой инстанции пришел к выводу о том, что сданные Леонтьевой О.В. 06.09.2021 в ОМВД России по Борзинскому району монеты были представлены эксперту с целью проведения экспертизы по отнесению их к историко-культурной ценности лишь 05.07.2022.
Указав, что своей сути административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных решений, действий (бездействия) государственного органа или должностного лица, судебная защита имеет целью именно восстановление нарушенного права административного истца (ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 3, 4 и 227 КАС РФ) и установив, что в настоящее время ОМВД России по Борзинскому району предприняты достаточные и исчерпывающие меры для проведения экспертизы найденных Леонтьевой О.П. 110 монет в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии каких-либо доказательств правовых последствий для Леонтьевой О.В, указав, что формальное удовлетворение требований, без цели их восстановления и без указания способа их восстановления не соответствует целям судебной защиты.
Апелляционная инстанция отменяя решение суда первой инстанции исходила из того, что что с момента повторного изъятия монет у Леонтьевой О.П. 06.09.2021 и до обращения прокурора в суд с настоящими требованиями со стороны ОМВД России по Борзинскому району не исполнялись вышеприведенные требования пункта 6 Порядка по привлечению специалистов для осуществления экспертизы найденных монет в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям.
Апелляционная инстанция посчитала, что само по себе выполнение требований, несоблюдение которых послужило основанием для обращения прокурора в суд с соответствующими исковыми требованиями, до принятия судом решения, не свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о признании бездействия незаконным, принимая во внимание, что такое бездействие длительное время имело место, нарушало права Ленонтьевой О.П. на реализацию клада и было прекращено в период рассмотрения дела судом.
Удовлетворяя исковые требования апелляционная инстанция учла то, что пункт 4 требований административного искового заявления в настоящее время исполнен не в полном объеме, поскольку ОМВД России по Борзинскому району возврат заключения эксперта не организован.
Судом апелляционной инстанции установлено, что до настоящего времени экспертное заключение не изготовлено, ОМВД России по Борзинскому району мер по факту неисполнения заключенного между отделом органа внутренних дел и экспертом ФИО12 договора не принималось. Запросы в адрес эксперта не направлялись, документов, подтверждающих уважительность непредставления экспертного заключения ФИО13, не представлено. Сроки, установленные договором, заключенным между отделом органа внутренних дел и экспертом ФИО14, не соблюдены. Работа по факту неисполнения условий договора ОМВД России по Борзинскому району не проводится.
Судом апелляционной инстанции установлено, что по состоянию на 28.09.2022 ОМВД России по Борзинскому району требования Порядка не исполнены, поскольку экспертиза отсутствует, вопрос об отнесении монет, найденных Леонтьевой О.П, к культурной ценности не решен.
При указанных обстоятельствах апелляционная инстанция посчитала, что основания для отказа в удовлетворении требований прокурора о признании незаконным бездействия ОМВД России по Борзинскому району, выразившегося в непринятии должных, своевременных и эффективных мер по исполнению требований пункта 6 Порядка, направленных на привлечение специалистов для осуществления экспертизы найденных 110 монет Леонтьевой О.П. в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям, возложении на данный орган обязанности организовать возврат заключения эксперта, выполненного в отношении 110 монет, найденных Леонтьевой О.П, у суда не имелось.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными.
В соответствии с положениями статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов гражданина.
Признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя). В тоже время суд вправе ограничиться признанием оспоренных действий (бездействия) незаконным без возложения на наделенные публичными полномочиями орган или лицо определенных обязанностей в случае, когда путем такого признания достигается защита нарушенного права, свободы, законного интереса (например, при добровольном удовлетворении предъявленных требований).
Правильно применив указанные нормы, установив, что обстоятельства дела свидетельствуют о том, что с момента повторного изъятия монет у Леонтьевой О.П. 06.09.2021 и до обращения прокурора в суд с настоящими требованиями со стороны ОМВД России по Борзинскому району не исполнялись вышеприведенные требования пункта 6 Порядка по привлечению специалистов для осуществления экспертизы найденных монет в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям апелляционная инстанция пришла к обоснованному выводу о том, что само по себе выполнение требований, несоблюдение которых послужило основанием для обращения прокурора в суд с соответствующими исковыми требованиями, до принятия судом решения, не свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о признании бездействия незаконным, принимая во внимание, что такое бездействие длительное время имело место, нарушало права Леонтьевой О.П. на реализацию клада и было прекращено в период рассмотрения дела судом.
Удовлетворяя заявленные требования апелляционная инстанция обоснованно указала, что пункт 4 требований административного искового заявления в настоящее время исполнен не в полном объеме, поскольку ОМВД России по Борзинскому району возврат заключения эксперта не организован. До настоящего времени экспертное заключение не изготовлено, ОМВД России по Борзинскому району мер по факту неисполнения заключенного между отделом органа внутренних дел и экспертом ФИО15 договора не принималось. Запросы в адрес эксперта не направлялись, документов, подтверждающих уважительность непредставления экспертного заключения ФИО16, не представлено. Сроки, установленные договором, заключенным между отделом органа внутренних дел и экспертом ФИО17, не соблюдены. Работа по факту неисполнения условий договора ОМВД России по Борзинскому району не проводится.
Установив, что по состоянию на 28.09.2022 ОМВД России по Борзинскому району требования Порядка не исполнены, поскольку экспертиза отсутствует, вопрос об отнесении монет, найденных Леонтьевой О.П, к культурной ценности не решен суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, поскольку обратный подход не приведет к восстановлению нарушенных прав истца в соответствии с положениями КАС РФ.
Доводы жалобы, по сути, сводятся к переоценке исследованных судом апелляционной инстанции доказательств и оспариванию обоснованности вывода суда апелляционной инстанции об установленных по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделён.
Вопреки доводам кассационной жалобы, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены полно и правильно. Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении апелляционной инстанцией норм права, оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 28 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.