Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Виноградовой О.В, Черемисина Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кирнаса Анатолия Андреевича, поданную 11 января 2023 г, на решение Ордынского районного суда Новосибирской области от 21 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 27 сентября 2022 г, по административному делу N 2а-736/2022 по административному исковому заявлению Кирнаса Анатолия Андреевича о признании незаконным бездействия администрации Ордынского района Новосибирской области.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э,
УСТАНОВИЛА:
Кирнас А.А. обратился в Ордынский районный суд Новосибирской области с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации Ордынского района Новосибирской области, выразившееся в неподготовке требуемых документов для включения д. Антоново и с. Усть-Алеус Ордынского района в подпрограмму "Чистая вода" для проведения прокладки центрального водопровода; о возложении обязанности на администрацию Ордынского района Новосибирской области подготовить требуемые документы для проведения работ по прокладке центрального водопровода, в том числе: проектно-сметную документацию, техническое задание, заявку на включение в подпрограмму "Чистая вода" и обязанности направить в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области не позднее 1 июля 2022 г, признании дат направления писем администрацией Ордынского района Новосибирской области в адрес Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области с просьбой о включении в указанную программу неподготовленными документами; взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины 300 руб, почтовых затрат 113 руб, затрат на ксерокопирование 300 руб.
В обоснование требований указано, что администрация Ордынского района Новосибирской области ненадлежащим образом исполняет обязанности по организации централизованного водоснабжения в д. Антоново и с. Усть-Алеус Спиринского сельского совета. Не принимается мер к прокладке централизованного водопровода в указанных населенных пунктах путем вступления в программу "Чистая вода". В соответствии с решением Совета депутатов Спиринского сельского совета 18 сессии четвертого созыва от 27 сентября 2012 г. была утверждена программа комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры муниципального образования Спиринского сельского совета на 2013-2021 г.г, которая предусматривала строительство водопровода и скважин. Однако до сих пор отсутствует проект по проведению водопровода в данных населенных пунктах, питьевая вода не соответствует требованиям по качеству. Заявки от администрации на участие в программе "Чистая вода" не поступали. Кроме того, участие возможно только при наличии проектно-сметной документации с положительным заключением государственной экспертизы, технического задания, которые отсутствуют. Также бездействие заключается в непроведении центрального водопровода в указанных населенных пунктах, что нарушает права административного истца, так как он в летнее время проживает в д. Антоново.
Решением Ордынского районного суда Новосибирской области от 21 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 27 сентября 2022 г, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Кирнас А.А. ставит вопрос об отмене судебных актов.
В обоснование жалобы, повторяя изложенную ранее позицию, указывает, на необоснованность судебных актов. Указывает, что судом не дана оценка его доводам о бездействии главы Ордынского района Новосибирской области по необеспечению населения водоснабжением. Полагает судебные акты антинародными. Настаивает, что обращался в суд в защиту права и интересов населения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных Администрацией Ордынского района Новосибирской области, проверив правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судом первой и апелляционной инстанции.
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяющим государственные гарантии его осуществления, установлено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абзац двенадцатый части 1 статьи 2). К вопросам местного значения относятся в том числе и организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения (пункт 4 части 1 статьи 14).
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) водоснабжение это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или децентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или децентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Согласно пункту 13 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ нецентрализованная система холодного водоснабжения представляет собой сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.
На органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения. В случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, (пункт 1 части 1 статьи 6, часть 9 статьи 7 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ).
В силу части 9 статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно пунктам 71 и 74 указанных Правил, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам.
Судами установлено и следует из материалов дела, что решением Совета депутатов Спиринского сельского совета Ордынского района 45 сессии N 45/6 от 15 мая 2020 г. отменено решение 18 сессии Совета депутатов Спиринского сельского совета 4 созыва N 18/7 от 27 сентября 2012 г. "Об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры МО Спиринского сельского совета Ордынского района Новосибирской области на 2013-2021 годы".
Согласно ответу администрации Ордынского района от 25 марта 2021 г. в д. Антоново и с. Усть-Алеус Ордынского района не построены объекты водоснабжения, население пользуется частными колодцами. 4 октября 2019 г. в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области направлено письмо с просьбой включения в программу "Чистая вода" объектов водоснабжения, в том числе вышеуказанных населенных пунктов.
Из ответов Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области от 9 апреля 2021 г, 7 февраля 2020 г, 19 апреля 2022 г. следует, что решение о строительстве объектов водоснабжения в д. Антоново и с. Усть-Алеус Спиринского сельского совета в рамках полномочий принимает администрация Ордынского района. Проектно-сметная документация на строительство водозаборных скважин в указанных населенных пунктах не разработана, заявка не поступала.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь указанными выше нормами материального права, суд первой инстанции, исходя из представленных в материалы дела доводов и доказательств, установив, что в д. Антоново и с. Усть-Алеус, жители пользуются индивидуальными скважинами, централизованное водоснабжение отсутствует, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований в пределах, заявленных административным истцом, поскольку оспариваемое бездействие администрации Ордынского района Новосибирской области, выразившееся в неподготовке документов для включения в подпрограмму "Чистая вода", не допущено.
Проверяя законность решения, судебная коллегия апелляционной инстанции с выводами суда согласилась, отклонив доводы жалобы административного истца о ненадлежащем качестве воды, подтвержденным исследованиями проб, отобранных из индивидуальных скважин, поскольку требований о необеспечении качества питьевой воды административным истцом не было заявлено, права Кирнаса А.А. качеством воды в частных скважинах других домовладений не затрагиваются. Исследования воды по месту жительства Кирнас А.А. не проводились.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов по существу правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку выводов судов не опровергают, нарушение судами норм не подтверждают.
В соответствии с положениями раздела IV "Государственной программы Новосибирской области "Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области", утвержденной Постановлением Правительства Новосибирской области от 16 февраля 2015 г. N 66-п "Об утверждении государственной программы Новосибирской области "Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области", достижение целей и решения задач которой обеспечивается реализацией подпрограмм, в том числе: подпрограмма "Чистая вода", указано, что государственным заказчиком подпрограммы "Чистая вода" является МЖКХиЭ НСО во взаимодействии с ГКУ "Проектная дирекция МЖКХиЭ НСО". МЖКХиЭ НСО заключает соглашения с органами местного самоуправления, которые на конкурсной основе в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" осуществляют отбор организации для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для разработки мероприятий по предупреждению и ограничению негативного воздействия вод подземных источников, выполнения экспериментальных проектов, обеспечивающих выработку современных методик, для выполнения проектов и работ по строительству и реконструкции объектов в рамках программных мероприятий, механизмов нормативно-правового, технического, технологического и информационного обеспечения развития водохозяйственного комплекса.
Из утвержденного в Приложении N 12 к государственной программе Новосибирской области "Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области" Порядка предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции объектов централизованных систем холодного водоснабжения подпрограммы "Чистая вода" государственной программы Новосибирской области "Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области" не следует, что участие в подпрограмме является обязательным для органов местного самоуправления.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии у населения качественной питьевой воды не могут являться основанием для отмены судебных актов, обоснованно были отклонены судами, поскольку права на обеспечение питьевой водой надлежащего качества подлежат защите иными, предусмотренными законом способами. Кроме того, административный истец Кирнас А.А. в соответствии со статьей 40 КАС РФ не является лицом, уполномоченным действовать от имени неопределенного круга лиц (населения).
Доводы заявителя о том, что были предъявлены требования об обеспечении качественной питьевой водой не соответствуют предмету и основаниям требований, изложенным в административном исковом заявлении, не могут повлечь отмену судебных актов.
С учетом изложенного, выводы судов об отсутствии оспариваемого административным истцом бездействия являются правильными, оснований для удовлетворения требований в пределах избранного заявителем способа защиты права не имелось, оснований для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установила, кассационная жалоба Кирнаса А.А. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ордынского районного суда Новосибирской области от 21 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 27 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 23 марта 2023 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.