Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лукьяновой Т.Г, судей Евтифеевой О.Э, Черемисина Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Москалева Олега Тимофеевича, поданную 9 января 2022 года, на решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 17 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 20 октября 2022 года
по административному делу N 2а-857/2022 по административному исковому заявлению Москалева Олега Тимофеевича к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области", Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 38 Федеральной службы исполнения наказаний" о признании условий содержания нарушенными, взыскании денежной компенсации, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г, пояснения Москалева О.Т, просившего удовлетворить кассационную жалобу, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Москалев О.Т. (далее-истец, кассатор) обратился в суд с иском, уточненным в порядке стать 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), указав, что 20.07.2005 он был арестован по обвинению в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ). В период с 2005 года по 2013 год он содержался в Федеральном казенном учреждении "Следственный изолятор N 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области" (далее - ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области). В данный период содержания производились переводы его с одной камеры в другую. С 2005 по 2009 года он содержался с ранее осужденными и отбывшими наказание в камерах старого корпуса NN 125, 131, 153, 145, 165, 02, 09, 08, 80, 82, 77, 46, 53, 66, 62, 21, 33; с 2009 по 2013 год содержался в камерах NN 162, 154, 149, 148, 166, 164, 145 - старого корпуса, NN 661, 663, 606, 610 - нового корпуса, а также в незначительное время в иных камерах ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области. В период с 2005 по 2006 год в камерах, где он содержался, отсутствовали стекла. В зимний период времени окна закрывались матрасами, полиэтиленом. Число арестованных в камерах NN 80, 82 иногда превышалось от 30 до 60 человек на 20-24 спальных места. Размер камеры составлял 6х7 кв.м. В камерах располагались двухъярусные кровати, непередвижные железный стол и две скамьи, санузел, раковина для умывания, бак для воды. Камеры с N 125 и далее имели размер 4, 5х2 кв.м, где были две двухъярусные кровати, санузел, раковина для умывания, не передвижной железный стол. Численность арестованных от 4 до 8 человек. С декабря 2006 по октябрь 2007 года он содержался в карцере, расположенном в старом корпусе на 1 этаже. Содержание в карцере производилось без выхода из него, то есть по истечении суток продлевались другие сутки.
Камеры NN 62, 66 размером 7х6 кв.м. имели 20-22 спальных места, непередвижные железный стол и две скамьи, санузел, раковина для умывания. Численность арестованных была от 20 до 50 человек. Камеры NN 77, 33, 21 размером 5х6 кв.м. имели передвижной стол и две деревянные скамьи, шкаф для продуктов и посуды, раковину для умывания, санузел, 6-7 двухъярусных кроватей. В камерах NN 21, 77 число арестованных было от 10 до 30 человек, в камере N 33 - от 10 до 50 человек. Камеры с N 301 и далее имели от 6 до 10 спальных мест, двухъярусные кровати, отдаленный от жилой зоны санузел, раковину для умывания, непередвижные стол и скамьи, шкаф для посуды и средств гигиены. Иногда численность арестованных превышала количество спальных мест на 2-3 человека. Камеры с N 601 и далее расположены в новом корпусе, имели размер 2х3, 5 кв.м, двухъярусную кровать, непередвижные железный стол и две скамьи, санузел, не разделенный от жилой зоны, шкаф для посуды. Окно на уровне земли, со стороны улицы навес, что ограничивало доступ дневного света. При содержании в камерах старых корпусов (N от 02 до 166) с 2005 по 2008 год были следующие нарушения условий содержания: отсутствовали горячая вода, прачечная, помывка в душе была 3-4 раза в месяц, на 20-30 человек приходилось 6-8 леек, засоренная канализация в душе, разная температура воды; на 2 кв.м. площади камеры приходилось два и более арестованных. Камеры имели скопление клопов, вшей, в некоторых были крысы. Результатом отсутствия индивидуального спального места было заражение инфекционными кожными заболеваниями; медицинское обслуживание фактически отсутствовало; санитарные условия не соответствовали нормам. Санузлы не имели отгородки. В зимнее время температура в камерах была низкая, в связи с чем приходилось находиться в верхней одежде.
Отсутствовала вентиляция; технические условия не соответствовали нормативным актам: камеры старого корпуса имели одну лампу накаливания, одну розетку, непередвижные столы, скамьи, бак, непригодный для питьевой воды, отсутствовали ведра для мытья полов. В период с 2005 по 2006 гг. отсутствовало материальное обеспечение, не выдавалось постельное белье, посуда, средства гигиены. Нарушение условий содержания выражалось в следующем: в связи с переполнением камер ограничен в возможности свободно передвигаться, затруднен доступ к местам общего пользования. Отсутствие индивидуального спального места лишало возможности на восьмичасовой ночной сон. Переполнение камер вынуждало его содержаться в антисанитарных условиях, дышать канализационными испарениями; находиться в помещении с низкой температурой воздуха; спать посменно на одном спальном месте с иными арестованными; содержаться в одной камере с ранее судимыми отбывающими срок наказание. Отсутствие санитарных норм повлекло к заражению чесоткой, наличием вшей. В связи с отсутствием оказания медицинской помощи приобрел гипертонические болезни.
В связи с чем, истец просит признать нахождение его в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области в период с 2005 года по июль 2009 года в условиях, подвергнутым бесчеловечному унижающему достоинство обращению; а период с июля 2009 года по июль 2013 года с отсутствием технических и санитарных условий; в период с 2005 года по 2008 год нарушение права, определенных частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации; взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в размере 2 500 000 руб.
Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 17 июня 2022 года (далее-решение суда первой инстанции), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 20 октября 2022 года (далее-апелляционное определение, апелляционная инстанция) в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе кассатор просит отменить судебные акты, настаивая на неправильном применении судами норм права, указывая, что не дана надлежащая правовая оценка доводам истца, проигнорированы доказательства по делу.
В судебном заседании кассатор настаивал на удовлетворении кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме в судебное заседание не явились, ответчики представили возражения на кассационную жалобу. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Однако если обжалуемая часть судебного акта обусловлена другой его частью или иным судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, которые не обжалуются, то эта необжалованная часть судебного акта или необжалованный судебный акт также подлежат проверке судом кассационной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами не допущены.
Судом первой инстанции установлено, что Москалев О.Т. осужден 10.12.2012 Иркутским областным судом по части 2 статьи 209, части 3 статьи 222, пунктам "а, б, в" части 2 статьи 158, пункту "а" части 3 статьи 161 (2 эпизода), пункту "а" части 3 статьи 162, пункту "а" части 4 статьи 226 (2 эпизода), пункту "а" части 4 статьи 162 (27 эпизодов), части 3 статьи 166 (4 эпизода), части 1 статьи 30 - пункту "а" части 4 статьи 162, пункту "а" части 4 статьи 158, пунктам "а, в" части 4 статьи 162, пунктам "а, б" части 4 статьи 162 (2 эпизода), части 3 статьи 30 - пункту "а" части 4 статьи 158 УК РФ с применением частей 3, 5 статьи 69 УК РФ к 19 годам 1 месяцу лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Размещение лиц, содержащихся в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и статьи 80 УИК РФ.
Установлено, что осужденный Москалев О.Т. содержался в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области с 22.07.2005 по 03.08.2013.
По прибытии в учреждение Москалев О.Т. был размещен в камеру N248, 09.08.2005 переведен в камеру N245; 15.08.2005 переведен в камеру N240; 17.08.2005 переведен в камеру N266; 29.08.2005 переведен в камеру N233; 08.09.2005 переведен в камеру N110; 15.11.2005 переведен в камеру N111; 15.12.2005 переведен в камеру N143; 20.02.2006 переведен в камеру N145; 03.07.2006 переведен в камеру N140; 25.07.2006 переведен в камеру N649; 03.08.2006 переведен в камеру N140; 18.08.2006 переведен в камеру N254; 06.10.2006 переведен в камеру N209; 11.10.2006 переведен в камеру N254; 08.12.2006 переведен в камеру N151; 22.12.2006 переведен в камеру N103; 27.12.2006 переведен в камеру N214; 11.01.2007 переведен в камеру N217; 16.03.2007 переведен в камеру N334; 19.03.2007 переведен в камеру N207; 31.03.2007 переведен в камеру N224; 02.06.2007 переведен в камеру N103; 05.06.2007 переведен в камеру N203; 19.06.2007 переведен в камеру N222; 10.10.2007 переведен в камеру N128; 12.05.2008 переведен в камеру N124; 25.05.2008 переведен в камеру N120; 11.06.2008 переведен в камеру N29; 23.09.2008 переведен в камеру N120; 17.10.2008 переведен в камеру N29; 15.04.2009 переведен в камеру N416; 22.05.2009 переведен в камеру N401; 10.07.2009 переведен в камеру N643; 05.09.2009 переведен в камеру N613; 055.09.2009 переведен в камеру N611; 20.10.2009 переведен в камеру N132; 21.10.2009 переведен в камеру N440; 02.11.2009 переведен в камеру N417; 25.11.2009 переведен в камеру N265; 22.12.2009 переведен в камеру N224; 06.01.2010 переведен в камеру N265; 07.01.2010 переведен в камеру N224; 07.01.2010 переведен в камеру N211; 22.01.2010 переведен в камеру N252; 25.01.2010 переведен в камеру N264; 23.05.2010 переведен в камеру N314; 01.06.2010 переведен в камеру N414; 18.08.2010 переведен в камеру N223; 02.09.2010 переведен в камеру N414; 30.09.2010 переведен в камеру N255; 06.10.2010 переведен в камеру N263; 22.10.2010 переведен в камеру N249; 18.03.2011 переведен в камеру N248; 04.05.2011 переведен в
камеру N429; 08.06.2011 переведен в камеру N602; 11.06.2011 переведен в камеру N611; 22.07.2011 переведен в камеру N217; 25.08.2011 переведен в камеру N403; 15.10.2011 переведен в камеру N209; 02.11.2011 переведен в камеру N210; 29.11.2011 переведен в камеру N263; 06.12.2011 переведен в камеру N260; 09.12.2011 переведен в камеру N263; 17.02.2012 переведен в камеру N222; 03.03.2012 переведен в камеру N263; 08.05.2012 переведен в камеру N218; 23.05.2012 переведен в камеру N262; 22.07.2011 переведен в камеру N212; 25.07.2012 переведен в камеру N262; 10.09.2012 переведен в камеру N245; 27.03.2013 переведен в камеру N601.
Согласно справке начальника отдела режима и надзора ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области от 04.03.2022 сведения о размерах запрашиваемых камер предоставить не имеется возможности, поскольку в 2006-2007 гг. нумерация камерных помещений изменялась.
Реконструкция какого-либо режимного корпуса не производилась, так как такое мероприятие выполняется в рамках федеральных целевых программ, чего в отношении СИЗО-1 не применялось.
В период с 2005 по 2013 производилась перепланировка камерных помещений режимных корпусов, в том числе и NN 4, 2 с изменением нумерации камер. В связи с чем сопоставить существующую в настоящее время нумерацию камер с указанными Москалевым О.Т. достоверно не представляется возможным.
В камерах NN 143, 145, 151 расположены служебные кабинеты для сотрудников учреждения, площади изменены.
Здания режимных корпусов имеют 1963 год ввода объекта в эксплуатацию (перепрофилирования).
На момент содержания Москалева О.Т. оборудование камерных помещений в части освещения, горячего водоснабжения, устройства оконных проемов и полов, санитарных узлов осуществлялось в соответствии с требованиями приказа МВД СССР от 21.01.1971 N 040 "Об утверждении указаний по проектированию и строительству следственных изоляторов Министерства внутренних дел СССР" (далее - Указания по проектированию).
По прибытию в учреждение и в период содержания в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области в соответствии с требованиями статьи 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", пункта 42 приказа Министерства юстиции РФ от 12.05.2000 N 148 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации", пункта 40 приказа Минюста России от 14.10.2005 N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" (далее - Правила внутреннего распорядка) был обеспечен индивидуальным спальным местом, а также ему выдавались во временное пользование, на период содержания под стражей, предметы первой необходимости и инвентарное имущество, в том числе постельные принадлежности (матрац, подушка, одеяло), постельное белье (две простыни, наволочка), полотенце.
На период содержания под стражей Москалев О.Т. обеспечивался средствами личной гигиены в полном объеме согласно требованиям части V Правил внутреннего распорядка.
Согласно пункту 47 Правил внутреннего распорядка (утв. приказом Минюста РФ от 12.05.2000 N 148), пункту 45 Правил внутреннего распорядка (утв. приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189) смена постельных принадлежностей осуществлялась еженедельно, стирка постельных принадлежностей осуществлялась централизованно в прачечной учреждения.
В период содержания под стражей в учреждении Москалев О.Т. не реже одного раза в неделю проходил санитарную обработку, ему предоставлялась возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут в соответствии с пунктом 45 Правил внутреннего распорядка (утв. приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189).
Документы, подтверждающие факты выдачи средств личной гигиены, предметов первой необходимости, в том числе постельных принадлежностей, проведения текущих ремонтов, мероприятий по дезинсекционной и дератизационной обработке камерных помещений, информацию об устройстве дощатых полов, также температурные графики уничтожены по истечению сроков хранения в соответствии с требованиями приказа Министерства внутренних дел РФ от 19.11.1996 N 615 "Об утверждении перечня документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел, учреждений, предприятий и организаций системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, с указанием сроков хранения".
С 2005 года приняты новые Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов и тюрем УИС, утвержденные приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189, согласно которым в соответствии с пунктом 42 камеры СИЗО были оборудованы: одноярусными или двухъярусными кроватями; столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности); вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.
Судом первой инстанции установлено, что Москалев О.Т. содержался в камерных помещениях, оборудованных в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, регламентирующей деятельность следственных изоляторов.
Согласно требованиям пункта 42 Правил внутреннего распорядка (утв. приказом Минюста РФ от 14.10.2005 N 189) камеры следственных изоляторов оборудуются вентиляционным оборудованием (при наличии возможности). Вышеуказанные камерные помещения оборудовались технически исправными вентиляционными узлами УВО-2, 0 мощностью 0, 045 кВт с механическим побуждением, установленными в отдельных каналах.
Отопление камерных помещений режимных корпусов централизованное. Для поддержания заданной температуры помещения оборудовались радиаторами водяного отопления. Температура теплоносителя в системе отопления поддерживалась в соответствии с температурным графиком.
В соответствии с требованиями пункта 33 Указаний по проектированию, камеры должны быть вентилируемыми и обеспечены естественной освещенностью.
Применив указанные положения и оценив доказательства по делу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что освещение камерных помещений учреждения, в том числе камер, в которых содержался Москалев О.Т, смешанное :естественное - через оконные проемы и искусственное - светильники дневного и ночного освещения.
Судом первой инстанции установлено, что оконные проемы камерных помещений оборудовались деревянными переплетами, которые выполнялись створными с форточками, что соответствовало требованиям пункта 41 Указаний по проектированию, при необходимости на оконных проемах устанавливались металлические жалюзи. Вентиляция камерных помещений осуществлялась через вентиляционное отверстие (канал) и форточку, что соответствует требованиям пункта 103 Указаний по проектированию: "... вентиляция камер... - естественная через оконные фрамуги и вытяжная с устройством отдельных каналов из каждого помещения". Санитарные узлы камерных помещений были оборудованы в соответствии с требованиями СНиП 3.05.01-85 "Внутренние санитарно-технические системы". В камерах, предназначенных для содержания двух и более лиц, напольные чаши размещались в кабинах с дверьми открывающимися наружу. В целях обеспечения надлежащих условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, находящихся в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области, соблюдения требований Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в учреждении регулярно проводились мероприятия по дезинфекционной обработке силами администрации учреждения, в том числе дератизация и дезинсекция.
Как следует из материалов дела на момент содержания Москалева О.Т. в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области требования к следственным изоляторам определялись СП 15-01 "Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России", утвержденных приказом Минюста РФ от 28.05.2001 N 161.
Согласно пункту 1 СП 15-01 "Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России" распространяет свое действие в отношении строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения и капитального ремонта зданий, помещений и сооружений, предназначенных для размещения и функционирования следственных изоляторов.
Площади камерных помещений ФКУ СИЗО-1 соответствуют положениям Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений": статья 23 - норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в целях обеспечения надлежащих условий содержания лиц, заключенных под стражу, а также поддержания удовлетворительного санитарного состояния камерных помещений учреждения, в период с 2005 по 2013 год мероприятия, входящие в организацию планово-предупредительного ремонта (проведение текущих ремонтов), согласно требованиям приказа Минюста России от 28.09.2001 N 276 "Об утверждении инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы" следственным изолятором выполнялись в полном объеме.Данные обстоятельства подтверждены представленными суду справками начальника отдела режима и надзора и заместителя начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области.
Как следует из материалов дела в соответствии со справкой старшего инженера группы ИТО, связи и вооружения отдела охраны ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области камерные помещения режимных корпусов учреждения в период с 2005 по 2013 год видеонаблюдением оборудованы не были. Видеонаблюдение за коридорными помещениями велось, но согласно приказу Минюста России от 17.06.2013 N 94 "О внесении изменений в приказ Минюста России от 04.09.2006 N 279 "Об утверждении Наставления по оборудованию ИТСОН объектов УИС"" срок хранения видеоархива со стационарных камер видеонаблюдения составляет 30 дней, после чего происходит перезапись в автоматическом режиме.
По информации начальника канцелярии ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области, изложенной в справке от 03.03.2022, согласно статье 1.16 приказа МВД РФ N 615 от 19.11.1996 срок хранения журналов и переписке по обращениям подозреваемых, обвиняемых и осужденных к администрации учреждения составлял 5 лет, в связи с чем предоставить информацию о жалобах, заявлениях, обращениях Москалева О.Т, направленных в адрес администрации учреждения в период его содержания не представляется возможным.
Согласно сведений из личного дела Москалева О.Т, представленных из ФКУ Тюрьма ГУФСИН России по Красноярскому краю, а также сведений, представленных представителем ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области, в период его нахождения в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области с 22.07.2005 по 03.08.2013 применялись дисциплинарные взыскания в виде водворения в карцер в следующие периоды времени: с 06.10.2006 по 11.10.2006 кам. 209; с 27.12.2006 по 11.01.2007 кам. 217; с 11.01.2007 по 26.01.2007 кам. 217; с 26.01.2007 по 02.02.2007 кам. 217; с 02.02.2007 по 15.02.2007 кам. 217; с 15.02.2007 по 25.02.2007 кам. 217; с 25.02.2007 по 07.03.2007 кам. 217; с 07.03.2007 по 17.03.2007 кам. 217; с 19.03.2007 по 03.04.2007 кам. 222; с 03.04.2007 по 18.04.2007 кам. 222; с 18.04.2007 по 03.05.2007 кам. 222; с 03.05.2007 по 18.05.2007 кам. 222; с 18.05.2007 по 02.06.2007 кам. 222; с 05.06.2007 по 20.06.2007 кам. 203; с 20.06.2007 по 05.07.2007 кам. 222; с 05.07.2007 по 20.07.2007 кам. 222; с 20.07.2007 по 04.08.2007 кам. 222; с 04.08.2007 по 19.08.2007 кам. 221; с 19.08.2007 по 26.08.2007 кам. 222; с 26.08.2007 по 10.09.2007 кам. 222; с 10.09.2007 по 25.09.2007 кам. 222; с 25.09.2007 по 10.10.2007 кам. 222; с 05.09.2009 по 20.09.2009 кам. 611; с 20.09.2009 по 05.10.2009 кам. 611; с 05.10.2009 по 20.10.2009 кам. 611; с 22.12.2009 по 06.01.2010 кам. 224; с 07.01.2010 по 22.01.2010 кам. 211; с 18.08.2010 по 02.09.2010 кам. 223; с 11.06.2011 по 26.06.2011 кам. из представленных документов не установлена; с 26.06.2011 по 11.07.2011 кам. 611; с 11.07.2011 по 26.07.2011 кам. 217; с 26.07.2011 по 10.08.2011 кам. 217; с 10.08.2011 по 25.08.2011 кам. 217; с 15.10.2011 по 30.10.2011 кам. 209; с 30.10.2011 по 14.11.2011 кам. из представленных документов не установлена; с 14.11.2011 по 29.11.2011 кам. 210; с 17.02.2012 по 03.03.2012 кам. 222; с 08.05.2012 по 23.05.2012 кам. из представленных документов не установлена; с 22.07.2012 по 25.07.2012 кам. 212.
Как следует из существа спора, заявляя требования о взыскании компенсации морального вреда административный истец законность принятых постановлений о водворении в карцер не оспаривает, полагает, что ему положена компенсация морально вреда за непрерывное нахождение в карцере.
Исследовав и оценив совокупность доказательств по делу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что содержание Москалева О.Т. в карцере не было непрерывным, к исполнению последовательно назначенных ему дисциплинарных взысканий была применена отсрочка и между периодами нахождения в карцере истец из него выводился, возможность же неоднократного применения данной меры взыскания к истцу за каждое отдельное совершенное им нарушение обусловлена его собственным поведением и направлена на достижение целей недопущения и предупреждения совершения им новых нарушений установленного порядка содержания под стражей и иных правонарушений, действующее законодательство не предусматривает ограничений для наложения на содержащееся под стражей лицо, не исполняющее требования правил внутреннего распорядка при его содержании под стражей, дисциплинарных взысканий последовательно, и не содержит положений, которые бы ограничивали возможность помещения такого лица за разные дисциплинарные проступки в карцер после полного отбытия им аналогичного взыскания по предыдущему постановлению, Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции также исходил из того, что выход из карцера и выдворение в него в один день не противоречат требованиям статей 38, 40 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", поскольку порядок сложения или зачета меры взыскания в виде водворения не предусмотрен.
Оценивая доводы истца относительно состояния его здоровья, суд первой инстанции установилследующие обстоятельства.
Как следует из выписки из медицинской карты Москалева О.Т, в период отбывания наказания у Москалева О.Т. 14.04.2009 была выявлена гипертоническая болезнь. Он был взят на диспансерный учет, назначено лечение (постоянный прием гипотензивных препаратов). Постоянно проводились диспансерные осмотры по данному заболеванию.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что само по себе состояние здоровья лишенного свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи, нарушений положений перечисленных нормативных актов и обстоятельства, о которых указывал административный истец, не нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, в период содержания Москалёва О.Т. в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области условия содержания подозреваемых и соответствовали Федеральному закону от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов и тюрем УИС, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189, каких-либо нарушений действующего в оспариваемый период законодательства Российской Федерации, не установлено, доводы истца об имеющихся нарушениях основаны на субъективном восприятии, являются несостоятельными, надуманными.
Отказывая в удовлетворении иска суд первой инстанции учел, что с настоящими требованиями административный истец обратился в суд 18.01.2022 (штамп исправительного учреждения), то есть фактически по истечении девяти лет, когда ему стало известно о предполагаемом нарушении его прав, свобод и законных интересов, обращение в суд с настоящим иском через 9 лет после окончания срока пребывания в СИЗО-1 г. Иркутска, не только произошло с нарушением срока на обращения в суд, предусмотренного нормами КАС РФ, но и лишило сторону ответчика возможности предоставить доказательства, опровергающие доводы истца, поскольку все документы были уничтожены в связи с истечением сроков хранения всей документации, что явно нарушило принцип равенства сторон в административном процессе.
Суд первой инстанции посчитал, что предполагаемые нарушения прав истца условиями содержания в учреждении ответчика не могут носить длящийся характер, поскольку прекратились с момента убытия его из учреждения в 2013 году.
Апелляционная инстанция, поддержав выводы суда первой инстанции также указала, что факт приобретения как самим Москалёвым О.Т. и его родственниками предметов обихода в период его содержания в ФКУ СИЗО-1 безусловно не свидетельствует об их отсутствии либо необеспечении исправительным учреждением, поскольку лицо, содержащееся в учреждении не лишено возможности приобретать дополнительно указанные предметы, в том числе и постельные принадлежности, которыми мог пользоваться только он.
Выводы судов являются правильными.
Согласно статье 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В силу статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
Согласно статьей 15 данного Закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Во исполнение статьи 16 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" Министерство юстиции Российской Федерации 14.10.2005 приказом N 189 утвердило Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
В силу статьи 9 УИК РФ одним из основных средств исправления осужденных является установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим).
В соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений": размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих. Женщины, имеющие при себе детей в возрасте до трех лет, и беременные женщины содержатся отдельно от остальных подозреваемых и обвиняемых. При размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах обязательно соблюдение следующих требований:
1) раздельно содержатся: мужчины и женщины; несовершеннолетние и взрослые; в исключительных случаях с согласия прокурора в камерах, где содержатся несовершеннолетние, допускается содержание положительно характеризующихся взрослых, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести; лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, и лица, ранее содержавшиеся в местах лишения свободы; подозреваемые и обвиняемые, а также осужденные, приговоры в отношении которых вступили в законную силу; подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу;
2) отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся: подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства и преступлений против мира и безопасности человечества; подозреваемые и обвиняемые в совершении следующих преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации: убийство; убийство матерью новорожденного ребенка; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; заражение ВИЧ-инфекцией; похищение человека; изнасилование; насильственные действия сексуального характера; торговля несовершеннолетними; грабеж; разбой; вымогательство, совершенное при отягчающих обстоятельствах; терроризм; захват заложников; организация незаконного вооруженного формирования; бандитизм; организация преступного сообщества (преступной организации); пиратство; посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа; дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества; подозреваемые и обвиняемые при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к смертной казни; лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, органов принудительного исполнения Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащими внутренних войск федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, военнослужащими и сотрудниками войск национальной гвардии Российской Федерации; по решению администрации места содержания под стражей либо по письменному решению лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, подозреваемые и обвиняемые, жизни и здоровью которых угрожает опасность со стороны других подозреваемых и обвиняемых; больные инфекционными
заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении.
В силу статьи 80 УИК РФ (в редакции, действующей в спорный период) в исправительных учреждениях устанавливается раздельное содержание осужденных к лишению свободы мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых. Лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. В одном исправительном учреждении могут раздельно содержаться женщины, впервые осужденные к лишению свободы и ранее отбывавшие это наказание. Изолированно от других осужденных, а также раздельно содержатся: осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок. В отдельных исправительных учреждениях содержатся осужденные - бывшие работники судов и правоохранительных органов. В эти учреждения могут быть направлены и иные осужденные. Установленные настоящей статьей требования раздельного содержания осужденных не распространяются на лечебные исправительные учреждения, а также на исправительные колонии, при которых имеются дома ребенка. Осужденные, направленные в указанные учреждения, содержатся в условиях, установленных законом для колонии того вида, который назначен судом. Осужденные, больные разными инфекционными заболеваниями, содержатся раздельно и отдельно от здоровых осужденных.
Руководствуясь указанными нормами и правильно их применив, суд первой инстанции, чьи выводы поддержаны судом апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что что в период содержания Москалёва О.Т. в ФКУ СИЗО-1 условия содержания подозреваемых и соответствовали Федеральному закону N 1ОЗ-ФЗ, Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов и тюрем УИС, каких-либо нарушений действующего в оспариваемый период законодательства Российской Федерации, не установлено, содержание истца в карцере не было непрерывным, к исполнению последовательно назначенных ему дисциплинарных взысканий была применена отсрочка и между периодами нахождения в карцере истец из него выводился, что выход из карцера и водворение в него в один день не противоречат требованиям статей 38, 40 Федерального закона N 1ОЗ-ФЗ, поскольку порядок сложения или зачета меры взыскания в виде водворения не предусмотрен, само по себе состояние здоровья лишенного свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи.
Выводы судов о пропуске срока обращения истца в суд правового значения не имеют, поскольку спор рассмотрен по существу.
В тоже время судами помимо иных установленных по делу обстоятельств, обоснованно учтена длительность не обращения истца в суд с точки зрения распределения бремени доказывания по спору, как правильно указала апелляционная инстанция учитывая, что в силу длительности прошедшего времени, который является предметом настоящего спора (по истечении 9 лет), административный ответчик лишен возможности обеспечить исчерпывающие доказательства, представленные административным ответчиком ФКУ СИЗО-1 справки, возражения на исковое заявление являются относимыми и допустимыми доказательствами, имеют отношение к спорному периоду.
Доводы жалобы, по сути, сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Доводы кассационной жалобы фактически повторяют позицию кассатора по существу спора, которой судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка, оснований считать которую неправильной не имеется, выводы судов соответствуют материалам дела и установленным обстоятельствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, основанием для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены полно и правильно.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 17 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 20 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.