Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лукьяновой Т.Г, судей Евтифеевой О.Э, Черемисина Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Антусенко Ивана Михайловича на решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 16 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 28 июля 2022 года по административному делу N 2а-1183/2022 по административному исковому заявлению ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области об установлении административного надзора в отношении Антусенко Ивана Михайловича как лица, освобождаемого из мест лишения свободы, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г, пояснения прокурора Козлицкой О.С, просившей отказать в удовлетворении кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец в лице Врио начальника ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области обратился в Куйбышевский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного Антусенко И.М.
Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 16 мая 2022 года (далее-решение суда первой инстанции) установлен в отношении осужденного Антусенко Ивана Михайловича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца "данные изъяты", гражданина РФ, зарегистрированного по адресу: "адрес", освобождаемого из мест лишения свободы 15 августа 2022 года, административный надзор сроком на восемь лет до погашения судимости по приговору Тайгинского городского суда Кемеровской области от 14.02.2020, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установлены Антусенко Ивану Михайловичу следующие ограничения:
Суд обязал Антусенко Ивана Михайловича в течение всего срока административного надзора являться два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Запретил Антусенко Ивану Михайловичу пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в определенное время суток: с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут.
Срок административного надзора суд определилисчислять со дня постановки Антусенко Ивана Михайловича на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Административный надзор поручено осуществлять органу внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения Антусенко Ивана Михайловича.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 28 июля 2022 (далее-апелляционное определение, апелляционная инстанция) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Кассатор просит отменить судебные акты, указывая на недостоверность сведений, представленных административным судом истцу.
Присутствовавший в судебном заседании прокурор просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы, прокуратурой Иркутской области на кассационную жалобу поданы возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
Судом первой инстанции установлено, что Антусенко И.М отбывает наказание по приговору от 14.02.2020 в ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области, откуда подлежит освобождению 15.08.2022 по отбытии срока наказания.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что анализ исследованных по делу доказательств, доводов сторон в их совокупности, с учетом положений ФЗ от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", свидетельствует, что в отношении освобождаемого из мест лишения свободы, имеющего не снятую и не погашенную судимость за совершение тяжкого преступления, при наличии в действиях опасного рецидива, для предупреждения совершения им преступлений, других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия с целью защиты государственных и общественных интересов, необходимо установление административного надзора.
Удовлетворяя иск суд первой инстанции учел, что положения пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ носят императивный характер и не предусматривают возможности установления административного надзора лицам, имеющим непогашенную (неснятую) судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений, на иной срок, чем предусмотрено законодательством Российской Федерации для погашения судимости, в соответствии с ч. 3 ст. 86 УК РФ в редакции, действовавшей на момент совершения Антусенко И.М. преступления, за которое он отбывает наказание, судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Суд первой инстанции посчитал, что имеются основания для установления осужденному административного надзора на срок, не превышающий срок погашения судимости, а именно на срок восемь лет, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору Тайгинского городского суда Кемеровской области от 14.02.2020, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Принимая решение в части установления административных ограничений в отношении осужденного Антусенко И.М, суд первой инстанции учел фактическое поведение осужденного в период отбывания наказания в виде лишения свободы, учитывает характер и тяжесть совершенных осужденным при рецидиве преступлений, признание его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а также представленные характеристики на осужденного за весь период отбывания наказания, согласно которым последний в предыдущие периоды отбывания наказания характеризовался отрицательно, на путь исправления не встал, суд полагает необходимым установить ограничения в виде: обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства или пребывания, в определенное время суток: с 22.00 часов до 06.00 часов.
Оценив доводы административного ответчика о том, что установление административного надзора будет мешать трудоустройству, либо ограничивать его в посменном графике работы суд первой инстанции признал их необоснованными, так как пунктом 6 части 3 статьи 12 Федерального закона N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" предусмотрен механизм исполнения ограничений, связанных с запрещением пребывания вне жилого помещения и запрещением выезда за установленные судом пределы территории, при решении вопросов трудоустройства, в связи с реализацией поднадзорным лицом прав, предоставленных ему пунктами 1, 3 статьи 10 указанного Закона, кроме того он не лишен возможности в течение срока административного надзора обратиться в суд с заявлением об отмене отдельных ограничений, учитывая сведения об образе его жизни и поведении.
Апелляционная инстанция выводы суда первой инстанции поддержала, указав об обоснованности установленных административному ответчику административных ограничений, что обусловлено интересами общественной безопасности, задачами и целями административного надзора (предупреждением совершения Антусенко И.М. иных преступлений и других правонарушений, антиобщественного поведения, оказанием на него индивидуального профилактического и воспитательного воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов), которые произвольными не являются, напротив, отвечают критериям необходимости и соразмерности, соответствуют закону, соответствуют тяжести и обстоятельствам совершенного преступления и индивидуальным особенностям личности административного ответчика.
Выводы судов являются правильными.
Из характеризующего материала, представленного административным истцом следует, что исправительным учреждением Антусенко И.М. характеризуется отрицательно. За весь период отбывания наказания имеет 18 взысканий, которые не сняты и не погашены. На меры воспитательного характера не реагирует. Из индивидуальных воспитательных и индивидуально-профилактических бесед не делает выводов и не принимает соответствующих решений. Имеет специальность: сборщик изделий из древесины, столяр, мастер столярного и мебельного производства. Согласно медицинского заключения практически здоров, трудоспособен. По прибытию в учреждение был распределен в отряд N 8, бригаду N 81. В коллективе осужденных уживчив, контактирует с отрицательно настроенной частью осужденных. Поощрялся 2 раза, за добросовестное отношение к труду. Имеет средне профессиональное образование. За время отбывания наказания в учреждение обучался: с 24 августа 2020 г. по 30 июня 2021 г. в "ФКП образовательное учреждение" по специальности "Мастер столярного и мебельного производства". Правила личной гигиены соблюдает, внешне не всегда опрятен. Имеет социально-полезные связи с родственниками, поддерживает посредством переписки. По характеру: спокойный, хитрый, мстительный, не способен противостоять отрицательному влиянию.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее Федеральный закон N 64-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 234.1 УК РФ.
В соответствии с п. 1 - 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений.
На основании п. 2, 4 ч. 2 ст. 3 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений; совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в ч. 2.1 настоящей статьи).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (п. 3) и ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истёкшего после отбытия наказания.
При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (ст. 3, ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 64-ФЗ).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Руководствуясь указанными нормами и правильно их применив, приняв во внимание фактическое поведение осужденного в период отбывания наказания в виде лишения свободы, характер и тяжесть совершенных осужденным при рецидиве преступлений, признание его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а также представленные характеристики на осужденного за весь период отбывания наказания суд первой инстанции правомерно установилограничения в виде: обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства или пребывания с 22.00 часов до 06.00 часов.
Административный ответчик доказательств несоразмерного ограничения его прав и законных интересов вследствие установления административного надзора и назначения административных ограничений не предоставил, доводам административного ответчика о нарушении его прав на трудоустройство дана надлежащая правовая оценка, основания не согласится с которой у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Вопреки доводам кассационной жалобы, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены полно и правильно, доказательств недостоверности сведений, предоставленных истцом в отношении административного ответчика не представлено. Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 16 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 28 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.