Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Черемисина Е.В, Виноградовой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 25 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области (далее - ФКУ ИК - 25 УФСИН России по Иркутской области), поданную 24 января 2023 г, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 10 ноября 2022 г, по административному делу N 2а-871/2022 по административному исковому заявлению ФКУ ИК-25 УФСИН России по Иркутской области об установлении административного надзора в отношении Зубреева Сергея Павловича.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, представителя ФКУ ИК-25 УФСИН России по Иркутской области Овчинниковой И.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Волковой А.Г, полагавшей жалобу не подлежащей удовлетворению,
УСТАНОВИЛА:
ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области обратилось в Братский районный суд Иркутской области с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Зубреева С.П. на период погашения судимости - 8 лет после отбытия наказания и административные ограничения в виде запрета выезда за пределы г. Шелехов Иркутской области; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период времени с 22 часов до 6 часов; обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Требования мотивированы тем, что Зубреев С.П. осужден 11 июня 2014 г. Шелеховским городским судом Иркутской области по ч.3 ст. 30, п. "а" ч. 3 ст. 228.1, ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 3 ст. 228.1, п. "б" ч. 3 ст. 228.1, ч. 1 ст. 228 УК РФ, апелляционным определением Иркутского областного суда от 14 октября 2014 г. исключено осуждение по п. "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, окончательно назначено наказание в виде 9 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии особого режима. Зубреев С.П. совершил особо тяжкое преступление при особо опасном рецидиве, отбывает наказание за умышленные преступления против здоровья населения и общественной нравственности. За время пребывания в учреждении вину в совершенном преступлении признал частично, в учреждении не трудоустроен, подвергался взысканиям 7 раз за нарушения установленного порядка отбывания наказания, поощрений не имеет, на профилактическом учете не состоит.
Решением Братского районного суда Иркутской области от 5 сентября 2022 г, административные требования удовлетворены, в отношении Зубреева С.П. установлен административный надзор на срок погашения судимости - 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения. Установлены в отношении Зубреева С.П. административные ограничения: запретить выезд за пределы г. Шелехова Иркутской области; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период времени с 22 часов до 06 часов; обязать явкой 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 10 ноября 2022 г. решение Братского районного суда Иркутской области от 5 сентября 2022 г. по данному административному делу изменено: абзац второй резолютивной части решения изложен в следующей редакции: "Установить в отношении Зубреева С.П, административный надзор сроком на 3 года, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости".
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области ставят вопрос об отмене апелляционного определения, как постановленного при неправильном применении норм материального права.
В обоснование жалобы указывают, что неправильное толкование судебной коллегией, норм права повлекло установление осужденному Зубрееву С.П. вместо 8 лет административного надзора, всего 3 года, при том, что данный осужденный имеет особо опасный рецидив.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав представителя административного истца, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ) в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Судом установлено и следует из материалов дела, Зубреев С.П. осужден 11 июня 2014 г. Шелеховским городским судом Иркутской области (с учетом апелляционного определения Иркутского областного суда от 14 октября 2014 г.) по ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 3 ст. 228.1, ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 3 ст. 228.1, ч. 1 ст. 228 УК РФ к 9 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии особого режима, то есть за совершение, в том числе, покушение на особо тяжкое преступление. Ранее Зубреев С.П. был осужден приговором Черемховского городского суда Иркутской области от 27 сентября 2006 г, том числе, за совершение особо тяжкого преступления по ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 2 ст. 228.1 УК РФ, т.е. за совершение особо тяжкого преступления, с назначением наказания в виде лишения свободы. Освободился по отбытии наказания 2 ноября 2011 г. Согласно приговору Шелеховского городского суда Иркутской области наказания назначено в соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 58 УК РФ в исправительной колонии особого режима. Следовательно, Зубреев С.П. является лицом, который был осужден за особо тяжкие преступления, в его действия имеется особо опасный рецидив преступлений в соответствии с п. "б" ч. 3 ст. 18 УК РФ.
Из представленных ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области материалов следует, что осужденный Зубреев С.П. содержится в ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области, за период отбывания наказания 7 раз подвергался взысканиям за нарушения установленного порядка отбывания наказания, поощрений не имеет, на профилактическом учете не состоит. Постановлением начальника ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области от 18 февраля 2021 г. Зубреев С.П. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции при определении срока административного надзора исходил из того, что, несмотря на отсутствие в приговоре Шелеховского городского суда Иркутской области от 11 июня 2014 г. вида рецидива, наличие в действиях Зубреева С.П. отягчающего наказание обстоятельства - рецидива преступлений, фактически определен его вид - особо тяжкий, что учтено при назначении вида исправительного учреждения - исправительной колонии особо режима, поскольку в соответствии с положениями п. "г" ч. 1 ст. 58 УК РФ отбывание лишения свободы назначается судом мужчинам в исправительной колонии особого режима только в случае осуждения к пожизненному лишению свободы, а также при особо опасном рецидиве. Следовательно, избрание при назначении Зубрееву С.П. наказания вида исправительного учреждения - исправительной колонии особого режима свидетельствует о наличие в действиях Зубреева С.П. особо опасного рецидива преступлений. Указанное послужило основанием для установления административного надзора на срок 8 лет, установленный для погашения судимости за совершение особо тяжкого преступления.
Изменяя решение суда в части срока административного надзора, судебная коллегия апелляционной инстанции, исходила из того, что уточнение вида рецидива в действиях осужденного Зубреева С.П. не может быть отнесено к сомнениям и неясностям, поскольку затрагивает существо приговора, не может быть установлено в порядке исполнения приговора и не является предметом рассмотрения в порядке ч. 15 ст. 397 УПК РФ, в связи с чем у суда первой инстанции при разрешении настоящего административного дела отсутствовали основания учитывать в действиях Зубреева С.П. по приговору Шелеховского городского суда Иркутской области от 11 июня 2014 г. обстоятельства, отягчающего наказание - особо опасный рецидив преступлений. Судебной коллегией указано, что поскольку преступления, совершенные административным ответчиком, относятся к категориям особо тяжких, данных об отмене постановления начальника ФКУ ИК-25 ГУФСИН Росси по Иркутской области от 18 февраля 2021 г. о признании Зубреева С.П. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания не имеется, имеются основания для установления административного надзора на срок 3 года, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда в связи со следующим.
В пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" указано, что согласно пункту 2 части 2 статьи 3 Закона установление административного надзора за лицом, совершившим преступление при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, является обязательным.
Разъяснено также, что отсутствие в приговоре прямого указания на вид рецидива не влияет на возможность установления административного надзора за таким лицом, поскольку закон связывает назначение такого надзора с фактом наличия у лица неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений. В этом случае суд устанавливает административный надзор, исходя из вида рецидива, с учетом содержания приговора (включая сведения о сроке, о виде наказания, о виде исправительного учреждения) и (или) иных судебных решений по уголовному делу (в том числе судебных актов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций).
Принимая во внимание, что вид рецидива исходя из содержания приговора, судом первой инстанции определен как особо опасный верно, оснований для изменения решения суда, правильно установившего фактические обстоятельства для определения основания установления и срока административного надзора, не имелось. Апелляционное определение в обжалованной части подлежит отмене, с оставлением в силе решения районного суда.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 10 ноября 2022 г. в обжалованной части отменить, оставить в силе решение Братского районного суда Иркутской области от 5 сентября 2022 г.
Кассационной определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренном статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 23 марта 2023 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.