Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В, судей Никулиной И.А, Лукьяновой Т.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, обеспечиваемой Иркутским районным судом Иркутской области, кассационную жалобу администрации Марковского муниципального образования на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 26 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 27 июля 2022 года по административному делу N 2-447/2022 по административному исковому заявлению прокурора Иркутского района к администрации Марковского муниципального образования о возложении обязанности по обустройству автомобильной дороги.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, пояснения представителя администрации Марковского муниципального образования Ким Д.Д, поддержавшей доводы кассационной жалобы, а также возражения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трифоновой М.К, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Иркутского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о возложении на администрацию Марковского муниципального образования обязанности обустроить автомобильную дорогу общего пользования местного значения Марковского муниципального образования, наделенного статусом городского поселения, ул. Гвардейская р.п. Маркова Иркутского района средствами улучшения условий видимости (стационарным электрическим освещением) в соответствии с требованиями пункта 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года N 270-ст, мотивируя тем, что по результатам проведенной проверки прокуратурой установлено отсутствие на указанной дороге, включенной в Перечень автомобильных дорог общего пользования Марковского муниципального образования Иркутского района Иркутской области, стационарного электрического освещения в темное время суток. Непринятие мер по обустройству автомобильной дороги ул. Гвардейская средствами улучшения видимости (стационарным уличным освещением) является ненадлежащей реализацией полномочий администрацией Марковского муниципального образования в сфере дорожной деятельности, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на жизнь и здоровье.
Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 26 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 27 июля 2022 года, заявленные прокурором требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 26 января 2023 года, администрацией Марковского муниципального образования ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска со ссылкой на нарушение и неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Ссылаясь на компетенцию Думы Марковского муниципального образования в части утверждения объема бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда, считает, что судами надлежащим образом не исследован вопрос распределения бюджетных денежных средств администрации Марковского муниципального образования. Указывает, что постановление администрации Марковского муниципального образования от 27 марта 2015 года N228 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения Марковского муниципального образования", на которое в подтверждение включения в данный перечень дороги по ул. Гвардейская сослались суды в обжалуемых судебных актах, в соответствии с постановлением администрации Марковского муниципального образования от 13 апреля 2021 года утратило силу.
Прокурором Иркутской области принесены возражения на кассационную жалобу.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы административного ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда исходит из следующего.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Разрешая заявленные по существу требования, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения статей 3, 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статей 6, 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 6 Устава Марковского муниципального образования, наделенного статусом городского поселения, статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года N 270-ст, пунктов 2.5, 9.1 СНиП 2.05.02-85, утвержденных постановлением Госстроя СССР от 17 декабря 1985 года N 233, основываясь на установленных по делу обстоятельствах и представленных сторонами доказательствах, исследованных в судебном заседании и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, верно исходили из того, что поскольку автомобильная дорога ул. Гвардейская р.п.
Маркова включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования Марковского муниципального образования Иркутского района Иркутской области, земельный участок, на котором расположена данная дорога, находится в собственности Марковского муниципального образования, однако надлежащим образом данная дорога не обустроена, стационарное электрическое освещение в темное время суток отсутствует, меры по обустройству автомобильной дороги средствами улучшения видимости (стационарным уличным освещением), администрацией Марковского муниципального образования не принимаются, что свидетельствует о ненадлежащей реализации полномочий администрации в сфере дорожной деятельности и обеспечения безопасного движения, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью выводов судов двух инстанций не имеется. Основания и мотивы, по которым суды пришли к поставленным под сомнение в жалобе выводам, доказательства, принятые судами во внимание, примененные нормы материального и процессуального права подробно приведены в обжалуемых судебных актах, судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований считать их неправильными.
Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам соответствуют.
Ошибочное указание судами на то, что спорная дорога включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Марковского муниципального образования постановлением администрации Марковского муниципального образования от 27 марта 2015 года N 228, которое утратило законную силу в связи с изданием постановления от 13 апреля 2021 года N 451, правильных по существу выводов судов не опровергает и о наличии оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не свидетельствует. Постановлением администрации Марковского муниципального образования от 13 апреля 2021 года N 451 также утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Марковского муниципального образования и их идентификационных номеров и в соответствии с приложением к данному постановлению дорога по ул. Гвардейской р.п. Маркова включена в указанный перечень под номером 56.
Приведенные в кассационной жалобе доводы административного ответчика относительно объема бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда основаны на неправильном толковании применительно к обстоятельствам дела положений законодательства, ввиду чего не могут служить достаточным основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Содержание обжалованных судебных актов свидетельствует о том, что данные доводы являлись предметом рассмотрения в судебных инстанциях и получили надлежащую правовую оценку.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы нет.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Иркутского районного суда Иркутской области от 26 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 27 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Марковского муниципального образования - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.