Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В.
судей Никулиной И.А, Лукьяновой Т.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Рубцовска Алтайского края на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 27 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 11 января 2023 года по административному делу N 2а-379/2022 по административному исковому заявлению Шкурихиной Екатерины Викторовны к администрации города Рубцовска Алтайского края о возложении обязанности привести место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шкурихина Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о возложении на администрацию г..Рубцовска обязанности ликвидировать контейнерную площадку в случае невозможности приведения ее в соответствие с действующими нормами или привести контейнерную площадку с контейнерами для сбора мусора и бытовых отходов напротив жилого дома "адрес" на земельном участке с кадастровым номером N в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно: выполнить демонтаж существующего ограждения с северной стороны от контейнерной площадки (панели из легкого бетона); выполнить устройство бетонного или асфальтобетонного покрытия контейнерной площадки в пределах условных границ, принятых экспертами (обозначены на схеме расположения. контейнерной площадки, находящейся вблизи многоквартирного жилого дома "адрес" либо в границах иных размеров, определенных администрацией г..Рубцовска Алтайского края; произвести устройство ограждения с трех сторон выполненного покрытия контейнерной площадки из железобетонных плит или стальных профилированных листов, высотой не менее 2 м; произвести перемещение имеющихся вблизи контейнерной площадки контейнеров для сбора твердых бытовых отходов и контейнера для сбора бытовых отходов из пластика в пределы устроенного ограждения; оборудовать контейнерную площадку информационной табличкой с указанием регионального оператора (оператора) с телефонами для справок, многоквартирных домов, которые используют данную контейнерную площадку, и графика вывоза ТКО; произвести монтаж на существующей железобетонной опоре, расположенной вблизи контейнерной площадки (с ее восточной стороны - обозначена на схеме расположения контейнерной площадки, находящейся вблизи многоквартирного жилого дома "адрес"), светильника СДО-5-Ю (потребляемая мощность -10 Вт, световой поток ? 800 лм) или светильника с подобными характеристиками, позволяющими выполнить требования о горизонтальной освещенности на уровне покрытия, в количестве 1 шт.; соединить смонтированный
светильник и точку подключения с кабелем марки ВБбШв 3 х 1, 5, 0, 6 кВ на открытом воздухе или траншее (глубина заложения 0, 7 м); обязать администрацию города Рубцовска Алтайского края ликвидировать несанкционированную свалку на контейнерной площадке, обеспечить ежедневную уборку контейнерной площадки напротив жилого дома "адрес", обеспечить помывку и дезинфекцию контейнеров и контейнерной площадки в соответствии с приложением N 1 СанПиН 2.1.3684-21.
В обоснование требований сослалась на то, что является собственником комнаты "адрес", напротив которого находится контейнерная площадка. На площадке установлено 2 контейнера для сбора мусора; территория, на которой расположена контейнерная площадка, имеет поврежденное бетонное ограждение с частично разрушенным забором. Кроме того, вне контейнеров находятся отходы (пластиковые бутылки, упаковки от пищевых продуктов, полиэтиленовые пакеты с пищевыми отходами, картонные коробки), свалка мусора размером примерно 10 м х 20 м. Освещение подъезда к месту установки контейнеров не обеспечено, асфальтирование отсутствует. Кустарниковые вокруг площадки отсутствуют. Контейнерная площадка расположена на земельном участке общего пользования и не относится к общему имуществу собственников помещений многоквартирных домов, которые ею пользуются, в связи с чем бремя содержания указанного места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО) и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, в силу действующего законодательства относится к полномочиям органа местного самоуправления. Однако администрацией города Рубцовска возложенные на нее законом обязанности по оборудованию места для сбора мусора и бытовых отходов в соответствии с требованиями действующего законодательства не исполняются, что нарушает права административного истца на благоприятную окружающую среду.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц судом привлечены общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Луч", Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в г. Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и Шипуновском районах, Управление администрации г. Рубцовска по жилищно-коммунальному хозяйству и экологии, общество с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс", муниципальное унитарное предприятие "АвтоСпецТехника".
Определением Рубцовского городского суда от 27 сентября 2022 года производство по делу в части возложения на администрацию города Рубцовска Алтайского края обязанности ликвидировать несанкционированную свалку на контейнерной площадке прекращено в связи с отказом административного истца от административного иска в данной части.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 27 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 11 января 2023 года, заявленные Шкурихиной Е.В. требования удовлетворены частично; на администрацию г..Рубцовска Алтайского края возложена обязанность оборудовать контейнерную площадку для сбора мусора и бытовых отходов, размещенную напротив дома "адрес" а именно, осуществить следующие работы: демонтаж существующего ограждения с северной стороны от исследуемой контейнерной площадки (панели из легкого бетона); устройство бетонного или асфальтобетонного покрытия исследуемой контейнерной площадки в пределах условных границ, принятых экспертами (обозначены на схеме расположения контейнерной площадки, находящейся вблизи многоквартирного жилого дома "адрес" (см. приложение N1 к настоящему заключению эксперта), пунктирными линиями красного цвета) либо в границах иных размеров, определенных администрацией г..Рубцовска Алтайского края; устройство ограждения с трех сторон выполненного покрытия исследуемой контейнерной площадки из железобетонных плит или стальных профилированных листов, высотой не менее 2 м; перемещение имеющихся вблизи исследуемой контейнерной площадки контейнеров для сбора твердых бытовых отходов и контейнера для сбора бытовых отходов из пластика в пределы устроенного ограждения; оборудование исследуемой контейнерной площадки информационной табличкой с указанием наименования регионального оператора (оператора) с телефонами для справок, многоквартирных домов, которые используют данную контейнерную площадку, и графика вывоза ТКО; монтаж на существующей железобетонной опоре, расположенной вблизи исследуемой контейнерной площадки (с ее восточной стороны обозначена на схеме расположения контейнерной площадки, находящейся вблизи многоквартирного жилого "адрес" (см. приложение N 1 к настоящему заключению эксперта), как "Оп. N2"), светильника СДО-5-10 (потребляемая
мощность - Вт, световой поток - 800 лм) или светильника с подобными характеристиками, позволяющими выполнить требования о горизонтальной освещенности на уровне покрытия, в количестве шт.; соединить смонтированный светильник и точку подключения кабелем марки ВБбШв 3х1, 5, 0, 6 кВ на открытом воздухе или в траншее (глубина заложения 0, 7 м). Точка подключения указанного светильника должна быть определена путем согласования между организациями, осуществляющими управление многоквартирными жилыми домами N "адрес", а также "адрес", администрацией города Рубцовска Алтайского края и энергоснабжающей организацией. Кроме того, на администрацию г..Рубцовска Алтайского края возложена обязанность обеспечить промывку и дезинфекцию контейнеров и контейнерной площадки в соответствии с приложением N 1 СанПиН 2.1.3684-21; установлен срок исполнения до 1 июля 2023 года; в удовлетворении остальной части требований отказано. С администрации города Рубцовска в пользу Шкурихиной Е.В. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы" - оплата за проведение судебной строительно-технической экспертизы от 10 июня 2022 года N 2785/22 в сумме 28 600 руб.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 9 февраля 2023 года, административным ответчиком ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу постановлений, принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на допущенные судами нарушения и неправильное применение норм материального и процессуального права. Повторяя доводы, положенные в обоснование заявленных по существу иска возражений, настаивает на отсутствии у администрации города Рубцовска обязанности по организации и содержанию спорного места (площадки) накопления ТКО, указывая, что действующим законодательством данная обязанность, являющаяся составной частью содержания общего имущества многоквартирного жилого дома, возложена на управляющую компанию; собственник площадки в Реестре мест (площадок) накопления ТКО в г. Рубцовске не указан; собственником земельного участка, на котором расположена спорная площадка, администрация не является, плату за содержание контейнерных площадок не взимает.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие участвующих в деле лиц.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы административного ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда исходит из следующего.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
На основании пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения городского поселения.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО относится, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Аналогичные положения предусмотрены в Законе Алтайского края от 11 февраля 2008 года N 11-ЗС "Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае" (часть 1 статьи 7).
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170, установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, в том числе организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов, содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Таким образом, по смыслу указанных норм, организация и содержание мест накопления ТКО относится к полномочиям органов местного самоуправления в тех случаях, когда такая обязанность не лежит на других лицах.
При осуществлении управления многоквартирным домом управляющей организацией именно на нее возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО для многоквартирного дома.
Объем исполнения данной обязанности управляющей организацией определяется принадлежностью места (площадки) накопления ТКО для обслуживания конкретного многоквартирного дома.
Исходя из приведенного правового регулирования, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что согласно Реестру мест (площадок) накопления ТКО г. Рубцовска по состоянию на 14.01.2021, контейнерная площадка по адресу: "адрес", организована для обслуживания вблизи расположенных многоквартирных домов NN "адрес" собственник данной контейнерной площадки - администрация города Рубцовска; заявления о согласовании пользования данной контейнерной площадкой от управляющих организаций в администрацию города не поступали; постановлением администрации от 14 января 2021 года N 37 дома, для обслуживания которых была организована контейнерная площадка, из Реестра мест (площадок) накопления ТКО г. Рубцовска исключены; спорная контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов по адресу: "адрес" находится на землях общего пользования муниципального образования город Рубцовск Алтайского края, используется неопределенным кругом лиц, расположена на земельном участке с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для временного обслуживания контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов, не относящемся к придомовой территории многоквартирного жилого дома "адрес" а также что контейнерная площадка на территории земельного участка, закрепленного за данным многоквартирным жилым домом по адресу: "адрес" отсутствует, учитывая наличие судебного решения по вопросу организации управляющей компанией спорной контейнерной площадки, которое не исполнено (с вопросом о согласовании места накопления ТКО управляющая компания в администрацию не обращалась), пришли к верному выводу о том, что содержание данной контейнерной площадки относится к полномочиям органа местного самоуправления.
Доводы административного ответчика об обратном основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Основания и мотивы, по которым суды пришли к поставленным под сомнение в жалобе выводам, доказательства, принятые судами во внимание, примененные нормы материального и процессуального права подробно приведены в обжалуемых судебных актах, судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований считать их неправильными.
Приведенные в кассационной жалобе доводы аналогичны правовой позиции администрации и доводам, изложенным административным ответчиком в судах первой и апелляционной инстанций, при рассмотрении спора им дана надлежащая правовая оценка.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой судами имеющихся в деле доказательств, по сути, направлено на переоценку установленных фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы нет.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, не допущено.
Вопреки утверждению административного ответчика, в ходе рассмотрения дела получили правовую оценку все приведенные в судебном разбирательстве доводы участвующих в деле лиц и представленные доказательства.
Доводы кассационной жалобы основаны на субъективной оценке заявителем характера спора и выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами двух инстанций норм права.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 27 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 11 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Рубцовска Алтайского края - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.