Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N55RS0021-01-2022-000307-84 (N 2-181/2022) по иску Д.Л.П. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области о включении периодов работы в стаж, дающий право для назначения страховой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, назначении досрочной пенсии по старости, по кассационной жалобе Д.Л.П. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 5 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Д.Л.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области (далее- ОПФР по Омской области) о включении периодов работы в стаж, дающий право для назначения страховой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, назначении досрочной пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указала, что решением органа пенсионного обеспечения от 28 февраля 2022 г. ей незаконно отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Полагает, что ответчиком допущены ошибки при подсчете ее страхового стажа на соответствующих видах работ, указывает, что периоды ее нахождения в отпусках по беременности и родам с 7 мая 2001 г. по 23 сентября 2001 г. и с 14 ноября 2017 г. по 18 апреля 2018 г. должны быть засчитаны в льготном исчислении, поскольку в указанные периоды она работала в должности медицинской сестры отделения анестезиологии-реанимации и операционной медицинской сестры операционного блока хирургического отделения.
Кроме того, указывает, что ответчиком необоснованно исключены при подсчете ее страхового стажа на соответствующих видах работ: периоды отпуска с сохранением заработной платы за сдачу донорской крови с 19 мая 2011 г. по 20 мая 2011 г, 18 февраля 2016 г, с 11 мая 2017 г. по 12 мая 2017 г, с 21 сентября 2017 г. по 22 сентября 2017 г, 10 сентября 2021 г. и 26 октября 2021 г, периоды нахождения в учебных отпусках с 21 октября 2006 г. по 5 ноября 2006 г, с 10 февраля 2007 г. по 4 марта 2007 г, с 15 сентября 2007 г. по 30 сентября 2007 г, с 1 декабря 2007 г. по 23 декабря 2007 г, с 31 мая 2008 г. по 10 июня 2008 г, с 27 сентября 2008 г. по 14 октября 2008 г, с 10 января 2009 г. по 5 февраля 2009 г, с 26 сентября 2009 г. по 11 октября 2009 г, с 9 января 2010 г. по 7 февраля 2010 г, с 8 января 2011 г. по 30 января 2011 г, с 3 сентября 2011 г. по 29 сентября 2011 г. и с 1 февраля 2012 г. по 19 февраля 2012 г.
С учетом уточнения заявленных требований, просила включить в ее стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в льготном исчислении периоды отпусков по беременности и родам с 7 мая 2001 г. по 23 сентября 2001 г. и с 14 ноября 2017 г. по 18 апреля 2018 г. и периоды отпусков с сохранением заработной платы за сдачу донорской крови с 11 мая 2017 г. по 12 мая 2017 г, с 21 сентября 2017 г. по 22 сентября 2017 г, 10 сентября 2021 г, периоды нахождения в учебных отпусках - в календарном исчислении и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения - с 21 октября 2021 г, взыскать с ответчика в ее пользу государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решением Муромцевского районного суда Омской области от 16 июня 2022 г. исковые требования удовлетворены частично, суд возложил на ответчика обязанность включить в льготный стаж истца следующие периоды работы: с 7 мая 2001 г. по 23 сентября 2001 г, с 14 ноября 2017 г. по 18 апреля 2018 г. - отпуска по беременности и родам в льготном исчислении с применением повышающего коэффициента 1, 5 (1 год считать как 1 год и 6 месяцев);
с 11 мая 2017 г. по 12 мая 2017 г, с 21 сентября 2017 г. по 22 сентября 2017 г, 10 сентября 2021 г. - отпуск с сохранением заработной платы за сдачу донорской крови в льготном исчислении с применением повышающего коэффициента 1, 5 (1 год считать как 1 год и 6 месяцев);
с 21 октября 2006 г. по 5 ноября 2006 г, с 10 февраля 2007 г. по 4 марта 2007 г, с 15 сентября 2007 г. по 30 сентября 2007 г, с 1 декабря 2007 г. по 23 декабря 2007 г, с 31 мая 2008 г. по 10 июня 2008 г, с 27 сентября 2008 г. по 14 октября 2008 г, с 10 января 2009 г. по 5 февраля 2009 г, с 26 сентября 2009 г. по 11 октября 2009 г, с 9 января 2010 г. по 7 февраля 2010 г, с 8 января 2011 г. по 30 января 2011 г, с 3 сентября 2011 г. по 29 сентября 2011 г, с 1 февраля 2012 г. по 19 февраля 2012 г. - учебные отпуска в связи с учебой в ВУЗе в календарном исчислении. Суд возложил на ответчика обязанность назначить истцу страховую пенсию по старости с 14 мая 2022 г, отказав в удовлетворении остальной части иска.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 5 октября 2022 г. решение Муромцевского районного суда Омской области от 16 июня 2022 г. отменено в части возложения на ответчика обязанности назначить истцу страховую пенсию по старости с 14 мая 2022 г, с принятием в этой части нового решения об отказе в иске.
Д.Л.П. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 5 октября 2022 г. как незаконного, принятого с нарушением норм материального права, просит оставить в силе решения Муромцевского районного суда Омской области от 16 июня 2022 г.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч.5 ст.379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 21 октября 2021 г. истец обратилась в ОПФР по Омской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Решением ОПФР по Омской области от 28 февраля 2022 г. N истцу отказано в назначении данной пенсии по причине отсутствия необходимого стажа на соответствующих видах работ. В страховой стаж на соответствующих видах работ не включены вышеуказанные периоды.
Периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 7 мая 2001 г. по 23 сентября 2001 г. и с 14 ноября 2017 г. по 18 апреля 2018 г. включены в стаж на соответствующих видов работ в календарном исчислении.
При таком подсчете стаж на соответствующих видах работ составил 24 года 10 месяцев 8 дней.
Полагая указанное решение органа пенсионного обеспечения нарушающим ее пенсионные права, Д.Л.П. обратилась в суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, возлагая на ответчика обязанность включить истцу в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения вышеуказанные периоды, суд первой инстанции исходил из следующего. Установив, что истец в период с 2006 по 2012 годы обучалась в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Всероссийский заочный финансово- экономический институт", имеющем государственную аккредитацию, по окончании обучения ей присвоена квалификация "экономист" по специальности "финансы и кредит", в эти периоды ей предоставлялись учебные отпуска с сохранением заработной платы, из которой производились установленные законодательством отчисления, в том числе и в Пенсионный фонд Российской Федерации, что следует из соответствующих сведений работодателя, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что периоды учебных отпусков истца подлежат включению в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости.
Суд первой инстанции в данном случае руководствовался правовой позицией, изложенной в п. 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 февраля 2017 г.
Установив, что в периоды с 11 мая 2017 г. по 12 мая 2017 г, с 21 сентября 2017 г. по 22 сентября 2017 г. и 10 сентября 2021 г. истцу по месту работы были предоставлены дополнительные дни отдыха с сохранением средней заработной платы за сдачу донорской крови, в указанные периоды истец занимала должность операционной медицинской сестры оперблока хирургического отделения стационара БУЗОО "Муромцевская ЦРБ", стаж работы в которой подлежит исчислению как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, на основании положений ст. 165 Трудового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции включил указанные периоды в соответствующий стаж.
Суд первой инстанции пришел к выводу о включении в стаж на соответствующих видах работ периодов нахождения истца в отпусках по беременности и родам с 7 мая 2001 г. по 23 сентября 2001 г. и с 14 ноября 2017 г. по 18 апреля 2018 г, как периодов временной нетрудоспособности, применив к ним тот же период исчисления стажа, что и к периодам работы в это время (1 год и 6 месяцев). При этом суд руководствовался п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" и п. 4 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 октября 2016 г.
Возложив на ответчика обязанность учесть в стаже истца, дающем право на льготное пенсионное обеспечение, вышеуказанные спорные периоды, суд первой инстанции посчитал, что с их учетом требуемый стаж 25 лет у истца был выработан на 14 ноября 2020 г, что в соответствии с переходными положениями, предусмотренными Приложением N 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ и п. 2 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ, дает истцу право на установление досрочной страховой пенсии по старости по истечению 18 месяцев с указанной даты или с 14 мая 2022 г.
Суд апелляционной инстанции соглашаясь с выводами суда первой инстанции в части включения в специальный стаж вышеуказанных периодов, установил, что после постановления судом первой инстанции вышеприведенного решения, работодателем истца была осуществлена корректировка сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Так, в ответ на запрос судебной коллегии БУЗОО "Муромцевская ЦРБ" указало, что основанием для корректировки сведений являлись запросы ОПФР по Омской области от 14 марта 2022 г. и 15 июня 2022 г, а также уведомление от 30 июня 2022 г.
Из представленных запросов ОПФР по Омской области следует, что орган пенсионного обеспечения просил предоставить корректирующие формы за 2000-2003 и 2007, 2011, 2016, 2017 годы.
Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (формы ОДВ-1 и СЗВ-КОРР) были направлены страхователем в орган пенсионного обеспечения 16 июня 2022 г. уже после провозглашения решения по настоящему делу.
После предоставления страхователем корректирующих сведений ОПФР по Омской области 11 июля 2022 г. принято решение об отказе в установлении пенсии (во изменение решения от 28 февраля 2022 г.) N, в соответствии с которым стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения на дату обращения 21 октября 2021 г. составил 24 года 7 месяцев.
В отличии от решения от 28 февраля 2022 г, в соответствии с данным решением периоды работы истца с 20 июля 2000 г. по 23 сентября 2001 г. и с 3 февраля 2003 г. по 2 марта 2003 г, в том числе приходящий на это время отпуск по беременности и родам с 7 мая 2001 г. по 23 сентября 2001 г, а также с 19 октября 2004 г. по 28 февраля 2006 г. были учтены в календарном исчислении (ранее были в льготном), а период отпуска по беременности и родам с 23 сентября 2017 г. по 18 апреля 2018 г. напротив учтен в льготном исчислении.
Учитывая, что новые материально-правовые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, в соответствии с ч. 4 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции, истец в настоящее время лишена процессуальной возможности возражать против проведенной корректировки и изменить (увеличить) своих исковые требования с целью разрешения возникшего спора, суд апелляционной инстанции посчитал возможным не принимать во внимание вышеуказанную корректировку сведений лицевого счета истца, а исходить из той информации, которая содержалась относительно стажа истца в системе индивидуального (персонифицированного) учета на момент ее обращения за назначением пенсии и при этом дать самостоятельную оценку периодам работы, подлежащим включению в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, в том числе по порядку его исчисления.
Установив, что 25 лет стажа у истца имелось на 19 августа 2021 г. (с учетом льготного исчисления последнего периода работы), с учетом положений ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, о том, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п.п. 19-21 ч. 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону, то есть по истечению 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, суд апелляционной инстанции отменил решение суда о признании за истцом права на страховую пенсию по старости с 14 мая 2022 г, с принятием нового об отказе в исковых требованиях о назначении пенсии.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции нормы материального права применены верно.
Основания возникновения й порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно ч. 1 ст. 8 данного Федерального закона (в редакции, действующей с 1 января 2019 г.) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 30 названного Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Частью 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений ст.ст. 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с пп. "н" п. 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781, Правила N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список N 1066, Правила N 1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее - Список N 464);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г. (далее - Перечень N 1397).
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в сельской местности не менее 25 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 и от 29 октября 2002 г. N 781 установлено, что врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.
Так, в перечне структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев (приложение к Правилам N 1066), поименованы, в частности:
медицинские сестры отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии медучреждений (п. 2).
Данные Правила подлежат применению к периодам работы истца, имевшим место до 1 января 2002 г.
В перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (приложение к Правилам N 781) поименованы:
- медицинские сестры перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом, операционные медицинские сестры отделений хирургического профиля стационаров медицинских учреждений, в том числе гинекологического, оториноларингологического, операционного, операционного блока (оперблока), хирургического (п. 1);
- медицинские сестры палатные, медицинские сестры-анестезисты отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии медучреждений (п. 2).
Согласно трудовой книжке истца и справки работодателя, уточняющей особый характер работы или условий труда за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, ее трудовая деятельность проходила в БУЗОО "Муромцевская районная ЦРБ", куда 10 июля 2000 г. она была принята медицинской сестрой отделения анестезиологии-реанимации, 3 марта 2003 г. была переведена медицинской сестрой в поликлинику, 5 мая 2003 г. - медицинской сестрой кабинете врача-оториноларинголога поликлиники, с 19 октября 2004 г. работала в должности медицинской сестры перевязочной с объемом нагрузки на 0, 5 ставки гинекологического отделения стационара с совместительством должности медицинской сестры перевязочной с объемом нагрузки 0, 5 ставки оториноларингологического отделения стационара, с 1 марта 2006 г. переведена медицинской сестрой операционной в этих же отделениях, с 1 сентября 2008 г. работает медицинской сестрой операционной операционного блока хирургического отделения.
Частью 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 4 Правил N 781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Порядок включения в стаж периодов отпусков названными Правилами не урегулирован.
Согласно п. 2 указанных выше Правил N 781 при исчислении стажа работы в части, не урегулированной Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 (далее - Правила N 516).
В соответствии с п. 5 Правил N 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено этими правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Ст. 116 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районных Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами.
Одним из видов дополнительных отпусков является отпуск, предоставляемый работодателем работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения (ст. 173 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 173 Кодекса работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для: прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно - по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно - по 50 календарных дней (при освоении образовательных программ высшего образования в сокращенные сроки на втором курсе - 50 календарных дней); прохождения государственной итоговой аттестации - до четырех месяцев в соответствии с учебным планом осваиваемой работником образовательной программы высшего образования.
Согласно положениям, закрепленным в ст. 165 Трудового кодекса Российской Федерации, при исполнении государственных или общественных обязанностей работнику предоставляются гарантии, которые обеспечивают осуществление предоставленных работнику прав в области социально-трудовых отношений.
В силу правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26 января 2010 г. N 59-0-0, в соответствии с Законом Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" донорство крови и ее компонентов, которые используются для медицинской помощи и могут быть получены только от человека, является свободно выраженным добровольным актом гражданина. Гражданин совершает этот акт с риском для собственного здоровья в интересах охраны жизни и здоровья других людей, а значит в интересах государства и общества в целом. Поэтому государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья, донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предопределяет обязанности по отношению к донорам как государства, так и организаций независимо от форм собственности.
В силу ст.186 Трудового кодекса Российской Федерации в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов. При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Из разъяснений, данных в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 7 декабря 1998 г. N 06- 28/10740 "О порядке зачета в специальный трудовой стаж "донорских" дней" работникам, являющимся донорами, день сдачи крови, а также последующий день отдыха засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, поскольку в эти дни за работниками сохраняется средний заработок, а в табеле учета рабочего времени указывается полный рабочий день.
Согласно п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу абзц. 3 и 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ) зарегистрированное (застрахованное) лицо имеет право: получить бесплатно у страхователя копию сведений о себе, представленных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации и налоговые органы для индивидуального (персонифицированного) учета; в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией, либо в суд.
Согласно абзц. 3 ч. 1 ст. 15 приведенного Федерального закона страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, в том числе информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
В соответствии с абзц. 3 ст. 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, в том числе представленных страхователями, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, при изменении пенсионного законодательства Российской Федерации, при поступлении в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, не подлежащих представлению (корректировке) страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации, сообщив об этом зарегистрированному лицу.
При этом, как предусмотрено абзц.5 ст.17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Согласно п. 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22 апреля 2020 г. N 211н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Представленные страхователем индивидуальные сведения, содержащие ошибки и (или) несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также не соответствующие установленным формам и форматам, в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц не вносятся. Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в указанной части приведенные нормы материального права применил правильно, пришел к правильному выводу о том, что право страхователя уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах и подавать соответствующие корректирующие формы, а также право территориальных органов Пенсионного фонд Российской Федерации осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет, в данном случае, приводящее к ухудшению положения застрахованного лица, не могут быть осуществлены указанными лицами в ходе рассмотрения судом спора о наличии права на установление пенсии, тем более после постановления по делу судебного акта, которым на орган пенсионного обеспечения возложена обязанность назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу не принимать во внимание вышеуказанную корректировку сведений лицевого счета истца, исходил из той информации, которая содержалась относительно стажа истца в системе индивидуального (персонифицированного) учета на момент ее обращения за назначением пенсии, дал самостоятельную оценку периодам работы, подлежащим включению в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, в том числе по порядку его исчисления.
Доводы кассационной жалобы о том, что ответчиком были нарушены требования ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации ввиду недобросовестного осуществления ответчиком своих прав и корректировке сведений индивидуального персонифицирующего учета, что у истца отсутствовала возможность опровергнуть дополнительно представленные доказательства либо иным способом защитить свои права, не могут повлечь удовлетворение кассационной жалобы, поскольку судом апелляционной подробно приведены мотивы по которым суд обязал (либо отказал) ответчика включить в специальный стаж истца каждый из спорных периодов работы, при этом суд сослался на представленные истцом справки, уточняющие характер работы, сведения из трудовой книжки истца.
Кассационная жалоба истца не содержит доводов, ставящих под сомнение либо опровергающих правильность выводов суда апелляционной инстанций, доводы жалобы, по существу представляют выраженное несогласие с выводами суда апелляционной инстанций в части оценки доказательств, установленных обстоятельств дела, толкования подлежащих применению норм материального права, и в соответствии со ст. 379.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут являться основаниями для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 5 октября 2022 г, оставить без изменения, кассационную жалобу Д.Л.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.