N 88-4442/2023
г. Кемерово 3 марта 2023 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Татаринцевой Е.В, рассмотрев гражданское дело N 19MS0015-01-2022-001056-02 по иску общества с ограниченной ответственностью "АЭРОСИТИ-2000" к Зайцевой Валентине Дмитриевне о взыскании задолженности по обращению с твердыми коммунальными отходами, пени, по кассационной жалобе Зайцевой В.Д. на решение мирового судьи судебного участка N 3 г. Черногорска Республики Хакасия от 27 мая 2022 г. и апелляционное определение Черногорского городского суда от 26 сентября 2022 г.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АЭРОСИТИ-2000" (далее - ООО "АЭРОСИТИ-2000") обратилось в суд с исковым заявлением к Зайцевой В.Д. о взыскании задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
Требования мотивированы тем, что ООО "АЭРОСИТИ-2000" с 1 января 2019 г. оказывало услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, однако ответчик, являясь собственником жилого дома, свои обязательства по оплате коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащим образом не исполнял, в результате чего за период апрель 2019 г. - июль 2021 г. образовалась задолженность.
На основании изложенного, истец просит взыскать с Зайцевой В.Д. задолженность за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период апрель 2019 г. - июль 2021 г. в размере 2 900, 38 руб, пени в размере 80, 62 руб, расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб.
Решением мирового судьи судебного участка N 3 г. Черногорска Республики Хакасия от 27 мая 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением Черногорского городского суда от 26 сентября 2022 г, требования удовлетворены в полном объеме, с Зайцевой В.Д. в пользу ООО "АЭРОСИТИ-2000" взыскана задолженность по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ("адрес") за период апрель 2019 г. - июль 2021 г. в размере 2 900, 38 руб, пени в размере 80, 62 руб, расходы на оплату государственной пошлины в размере 400 руб.
В кассационной жалобе Зайцевой В.Д. ставится вопрос об отмене судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанции, как незаконных, вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права.
В силу положений части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений суд кассационной инстанции не усматривает, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Зайцева В.Д. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 9 октября 2007 г.
По итогам конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Хакасия между Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия и ООО "АЭРОСИТИ-2000" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Хакасия от 19 июля 2018 г. N 2 по территориальной зоне N 2.
На территории Республики Хакасия ООО "АЭРОСИТИ-2000" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, и услуга по обращению с ТКО оказывается истцом с 1 января 2019 г. на всей территории, входящей в зону деятельности регионального оператора.
Согласно представленному ООО "АЭРОСИТИ-2000" расчету начислений за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период апрель 2019 г. - июль 2021 г. у ответчика образовалась задолженность в размере 2 900, 38 руб, пени за просрочку исполнения обязательства в размере 80, 62 руб.
Правильность произведенного истцом расчета мировым судьей проверена. Произведенный истцом расчет по формуле 9(1) Приложения N 2 к Правилам N 354, исходя из числа постоянно и временно проживающих потребителей в жилом помещении, судом первой инстанции обоснованно признан верным.
Согласно справке о составе семьи от 24 мая 2022 г. (л.д. 79) в жилом доме по адресу: "адрес", зарегистрированы по месту жительства Зайцева В.Д. - с 25 июня 2008 г, Зайцев В.П. - с 26 августа 2011 г, ФИО1 - с 24 июня 2011 г.
Материалы дела не содержат доказательств обращения ответчика с письменным заявлением в ООО "АЭРОСИТИ-2000" о том, что в спорной квартире ФИО1 фактически не проживает, с подтверждением проживания в другом жилом помещении, суду таких доказательств не представлено.
Разрешая настоящий спор, мировой судья пришел к выводу о том, что наличие заключенного ответчиком 1 января 2019 г. договора на оказание услуг по вывозу твердых отходов с ИП ФИО2, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, не свидетельствует об исполнении собственником обязанности, предусмотренной частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку на территории Республики Хакасия определен региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, которым является ООО "АЭРОСИТИ-2000", и услуга по обращению с ТКО оказывается им с 1 января 2019 г. на всей территории, входящей в зону его деятельности. Доказательств того, что в спорный период ООО "АЭРОСИТИ-2000" не оказывало услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и ответчик не имела возможности ими пользоваться, суду не представлено.
Суд апелляционной инстанции при пересмотре решения суда первой инстанции согласился с его выводами и правовым обоснованием.
Суд кассационной инстанции соглашается с обжалуемыми судебными постановлениями, полагая их основанным на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 данного Кодекса (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Часть 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы Зайцевой В.Д. об отсутствии оснований для взыскания задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с отсутствием договорных отношений с ООО "АЭРОСИТИ-2000" несостоятельны.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Определяя правовые основы обращения с отходами производства и потребления, Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (пункт 1 статьи 24.7).
Согласно пункту 2 статьи 24.7 приведенного Федерального закона по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Положениями пунктами 8(17) и 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее - Правила N 1156), установлено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Учитывая, что региональным оператором на территории Республики Хакасия по обращению с твердыми коммунальными отходами является ООО "АЭРОСИТИ-2000", суды пришли к верному выводу о наличии между сторонами договорных правоотношений и заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора.
Достоверных доказательств того, что ответчик не принимал услуги истца по вывозу мусора, материалы дела не содержат.
Отсутствие письменного договора, вопреки доводам кассатора, не свидетельствует об отсутствии договорных отношений между сторонами, поскольку сложившиеся между сторонами отношения в силу вышеназванных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 6, 7 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, рассматриваются как договорные.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке установленных обстоятельств, основаны на ошибочном толковании закона, в связи с чем не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы судов нижестоящих инстанций соответствуют установленным обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции,
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение мирового судьи судебного участка N 3 г. Черногорска Республики Хакасия от 27 мая 2022 г. и апелляционное определение Черногорского городского суда от 26 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Зайцевой В.Д. - без удовлетворения.
Судья Е.В. Татаринцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.