Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Гусева Д.А, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3977/2022 (УИД 22RS0068-01-2022-003247-74) по иску прокурора г. Барнаула в интересах Медведевой Екатерины Владимировны, действующей в интересах "данные изъяты" М к краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты по г. Барнаулу" о признании незаконными отказа в предоставлении мер социальной поддержки, прекращении выплаты, возложении обязанности возобновить денежные выплаты на "данные изъяты", по кассационной жалобе краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу" на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 7 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 19 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, пояснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслаковой О.Г, полагавшей кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор г. Барнаула обратился в суд с иском в интересах Медведевой Екатерины Владимировны (далее по тексту - Медведевой Е.В, истец), действующей в интересах "данные изъяты" М (далее по тексту - М, истец) к краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу" (далее по тексту - КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу", ответчик) о признании незаконными отказа в предоставлении мер социальной поддержки, прекращения выплаты, возложении обязанности возобновить денежные выплаты на "данные изъяты"
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой г. Барнаула проверки по жалобе Медведевой Е.В. установлено, что распоряжением от 21 мая 2021 г. прекращена ежемесячная выплата на "данные изъяты" включительно с 1 июня 2021 года, поскольку в собственности у истца имеется земельный участок в "адрес" площадью "данные изъяты". С данным отказом Медведева Е.В. не согласна.
Прокурор г. Барнаула просил признать незаконным отказ КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" от 1 июня 2021 г. в назначении Медведевой Е.В. ежемесячной денежной выплаты на "данные изъяты", обязать КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" назначить и выплатить Медведевой Е.В. ежемесячные денежные выплаты на ее "данные изъяты" М, ДД.ММ.ГГГГ, на основании заявления от 5 апреля 2021 года.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 7 июля 2022 г. заявленные исковые требования удовлетворены, признано незаконным прекращение ежемесячной денежной выплаты на "данные изъяты" Медведевой Екатерине Владимировне, оформленное распоряжением КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" от 1 июня 2021 г, на КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" возложена обязанность возобновить и выплатить Медведевой Е.В. ежемесячное пособие "данные изъяты" на основании заявления от 5 апреля 2021 года N.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 19 октября 2022 г. решение Центрального районного суда г. Барнаула от 7 июля 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" просит отменить решение Центрального районного суда г. Барнаула от 7 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 19 октября 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Алтайского края представлены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанции незаконными.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, 20 мая 2020 г. Медведева Е.В. через федеральную государственную систему Единый портал государственных и муниципальных услуг обратилась с заявлением N о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на "данные изъяты" включительно, по результатам рассмотрения которого принято решение о назначении выплаты.
Решением КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" от 5 июня 2020 г. отказано в назначении выплаты со ссылкой пункта 3.9 Положения о назначении и осуществлении ежемесячной выплаты на "данные изъяты" включительно, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 9 апреля 2020 г. N - наличие в заявлении недостоверных или неполных данных (в заявлении не указаны все "данные изъяты").
6 июня 2020 г. Медведева Е.В. повторно обратилась с соответствующим заявлением и 30 июня 2020 г. принято решение о назначении ежемесячной выплаты на "данные изъяты" М, ДД.ММ.ГГГГ, в размере 5101, 50 рублей (с 1 января 2021 г. - 5305, 50 рублей) на период с 1 января 2020 г. по 6 июня 2021 г, с 1 мая 2021 г. выплата пособия прекращена в связи с тем, что Медведева Е.В. обратилась с заявлением о перерасчете выплаты.
5 апреля 2021 г. Медведевой Е.В. через федеральную государственную систему Единый портал государственных и муниципальных услуг вновь подано заявление N о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на "данные изъяты" включительно, по результатам рассмотрения которого принято решение о назначении выплаты. При этом данная выплата была ошибочно назначена в размере 10611 рублей, что составляло 100% от величины прожиточного минимума на "данные изъяты" в Алтайском крае.
В последующем, ответчик распоряжением КГКУ УСЗН по городу Барнаулу от 21 мая 2021 г. прекратил ежемесячную выплату с 1 июня 2021 г. со ссылкой на подпункт "ж" пункта 3.9 Положения о назначении и осуществлении ежемесячной выплаты на "данные изъяты" включительно, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 9 апреля 2021 г. N (наличие в собственности у Медведевой Е.В. земельного участка, расположенного по адресу "адрес", площадь которого превышает 0, 25 гектара).
В связи с нарушением своих прав, 23 марта 2022 г. Медведева Е.В. обратилась в прокуратуру Алтайского края.
7 апреля 2022 г. Министерством социальной защиты населения Алтайского края в адрес прокуратуры г. Барнаула направлен ответ на запрос, из которого следует, что истцу Медведевой Е.В. отказано в назначении меры социальной поддержки со ссылкой на несоответствие условию, указанному в пункте 3.9 Положения о назначении и осуществлении ежемесячной выплаты на "данные изъяты" включительно, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 9 апреля 2020 г. N (наличие в собственности у Медведевой Е.В. земельного участка, расположенного по адресу "адрес", суммарная площадь которого превышает 0, 25 гектара).
Согласно выписке из ЕГРН от 14 февраля 2022 г. Медведевой Е.В. принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты" (дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ).
Разрешая спор по существу, установив, что материальному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок, размер которого не превышает 1 га и который находится на территории сельского поселения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" неправомерно прекратило Медведевой Е.В. оказание меры социальной поддержки со ссылкой на несоответствие условию, указанному в пункте 3.9 Положения о назначении и осуществлении ежемесячной выплаты на "данные изъяты" включительно, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 9 апреля 2020 г. N, в связи с чем, признал незаконным такой отказ КГКУ "УСЗН по городу Барнаулу" и возложил обязанность назначить и выплачивать Медведевой Е.В. такую выплату на основании её заявления от 5 апреля 2021 г. N.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым судами дана оценка в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, с 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 1).
Согласно подпункту "а" пункта 3 названного Указа Президента Российской Федерации ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.
В абзаце 1 подпункта "а" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" Правительству Российской Федерации предписано до 1 апреля 2020 г. утвердить основные требования к порядку и условиям предоставления ежемесячной выплаты, примерный перечень документов (сведений), необходимых для ее назначения, типовую форму заявления о назначении ежемесячной выплаты, предоставив гражданам возможность выбора способа обращения за ее назначением, в том числе через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг или с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг либо региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Правительством Российской Федерации 31 марта 2020 г. издано постановление N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" (далее - Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно) (действовали в спорный период обращения материального истца и прекращения ежемесячной денежной выплаты).
В пункте 1 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно указано, что они применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - ежемесячная выплата), а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.
Абзацем 7 подпункта "г" пункта 16 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (в редакции, действующей в спорный период обращения материального истца и прекращения ежемесячной денежной выплаты) установлено, что основанием для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты является наличие в собственности у заявителя и членов его семьи земельных участков (за исключением находящихся в общей долевой собственности земельных участков и земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", земельных участков, предоставленных многодетной семье уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования в рамках предоставления мер социальной поддержки, земельных участков, предоставленных в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), суммарная площадь которых превышает 0, 25 гектара, а для территории сельских поселений или межселенных территорий - 1 гектар.
На территории Алтайского края порядок и условия назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на "данные изъяты" включительно в спорный период устанавливался Положением о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на "данные изъяты" включительно, утвержденным Указом Губернатора Алтайского края от 9 апреля 2020 г. N, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Согласно пункту 2.2 Положения о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на "данные изъяты" включительно, утвержденным Указом Губернатора Алтайского края от 9 апреля 2020 г. N (далее - Положение о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на "данные изъяты" включительно), ежемесячная выплата назначается и осуществляется одному из родителей или иному законному представителю "данные изъяты" - гражданину Российской Федерации, проживающему (пребывающему) на территории Алтайского края (далее - "заявитель"), на каждого рожденного, принятого под опеку совместно проживающего с ним "данные изъяты", являющегося гражданином Российской Федерации, "данные изъяты" включительно в семьях, нуждающихся в социальной поддержке.
Проживание на территории Алтайского края по месту жительства или по месту пребывания подтверждается документом, удостоверяющим личность, содержащим сведения о месте жительства, свидетельством о регистрации по месту пребывания или решением суда.
Ежемесячная выплата предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Алтайском крае на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (пункт 2.2.1 Положения о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на "данные изъяты" включительно).
В соответствии с абзацем 7 подпункта "ж" пункта 3.9 Положения о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (в редакции, действующей в спорный период обращения материального истца и прекращения ежемесячной денежной выплаты) установлено, что основанием для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты является наличие в собственности у заявителя и членов его семьи земельных участков (за исключением находящихся в общей долевой собственности земельных участков и земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"; земельных участков, предоставленных многодетной семье уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования в рамках предоставления мер социальной поддержки; земельных участков, предоставленных в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"); суммарная площадь которых превышает 0, 25 гектара, а для территории сельских поселений или межселенных территорий - 1 гектар.
Из приведенных нормативных положений Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и законодательства Алтайского края следует, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, особая забота со стороны государства направлена на принятие мер по поддержанию материального благополучия семей с детьми. Предоставление некоторых видов государственной социальной поддержки семьям, имеющим детей, обусловлено тем, что по независящим от членов семьи причинам их среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума.
Так, Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, с 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, которая предоставляется в случае, если среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации.
Изданными Правительством Российской Федерации во исполнение названного указа Основными требованиями к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на "данные изъяты" включительно определено, что основанием для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты является наличие в собственности у заявителя и членов его семьи земельных участков, суммарная площадь которых превышает 0, 25 гектара, а для территории сельских поселений или межселенных территорий - 1 гектар.
Аналогичные основания для отказа в назначении и осуществления ежемесячной денежной выплаты на "данные изъяты" включительно содержатся и в нормативно-правовых актах Алтайского края, регулирующих спорные отношения.
Таким образом, как федеральным законодательством, так и законодательством Алтайского края предусмотрено, что при оценке имущественной обеспеченности заявителя, претендующего на получение ежемесячной денежной выплаты, и членов его семьи, размер принадлежащего заявителю или члену его семьи земельного участка не ставится в зависимость от их места жительства, а определяется по территориальному расположению земельного участка, который находится в собственности.
Установив, что в собственности у Медведевой Е.В. имеется земельный участок, расположенный по адресу "адрес", т.е. на территории сельского поселения, его площадь не превышает 1 гектара, судебные инстанции пришли к правомерным выводам о том, что КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" неправомерно отказало Медведевой Е.В. в назначении ежемесячной денежной выплаты со ссылкой на несоответствие условию, указанному в пункте 3.9 Положения о назначении и осуществлении ежемесячной выплаты на "данные изъяты" включительно, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 9 апреля 2020 г. N.
Не влекут отмену оспариваемых судебных актов доводы кассационной жалобы о том, что площадь принадлежащего заявителю земельного участка определяется по месту жительства (пребывания) заявителя и не должна в таком случае превышать 0, 25 гектара, поскольку такая формулировка основания отказа в назначении ежемесячной выплаты внесена в вышеуказанные Основные требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на "данные изъяты" включительно с 1 февраля 2022 г, в Положение о назначении и осуществлении ежемесячной выплаты на "данные изъяты" включительно, утвержденное Указом Губернатора Алтайского края от 9 апреля 2020 г. N - с 28 марта 2022 г, тогда как обращение Медведевой Е.В. имело место 5 апреля 2021 г, распоряжение о прекращении ежемесячной денежной выплаты - 1 июня 2021 г, в связи с чем вносимые изменения не должны нарушать права Медведевой Е.В, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что применение норм в измененной редакции невозможно к ранее возникшим отношениям.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учеты при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения оспариваемых судебных актов, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией ответчика, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела были допущены нарушения, влекущие отмену оспариваемого апелляционного определения в кассационном порядке.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, выводы решения и апелляционного определения соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула от 7 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 19 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.