Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1328/2022 (УИД 22RS0068-01-2021-010951-32) по иску Гросс Натальи Борисовны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю о защите пенсионных прав, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 26 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 ноября 2022 г.
по кассационной жалобе Гросс Натальи Борисовны на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 26 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гросс Наталья Борисовна (далее по тексту - Гросс Н.Б.) обратилась в Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю (далее по тексту - ОПФР по Алтайскому краю) о признании незаконными решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Заринске и Заринском районе об отказе в установлении страховой пенсии по старости от 24 сентября 2020 г. N 540684/20 в части не включения в страховой стаж периодов работы с 1 января 1991 г. по 23 октября 1991 г. на хлебокомбинате г. Риги Латвийской ССР, с 14 июля 1993 г. по 30 декабря 1994 г. в фирме "Потенциал" г. Бердянск (Украина), а так же в части отказа в назначении страховой пенсии по старости; решения ОПФР по Алтайскому краю об отказе в установлении пенсии от 7 октября 2021 г. N 521131/21 в части не включения в страховой стаж периодов работы с 1 января 1991 г. по 23 октября 1991 г. на хлебокомбинате г. Риги Латвийской ССР, с 1 апреля 1992 г. по 15 ноября 1993 г. в инспекции госстраха г. Бердянска (Украина), с 14 июля 1993 г. по 30 декабря 1994 г. в фирме "Потенциал" г. Бердянск (Украина), в части отказа в назначении страховой пенсии по старости; обязании включить в страховой стаж периоды работы с 1 января 1991 г. по 23 октября 1991 г. на хлебокомбинате г. Риги Латвийской ССР, с 1 апреля 1992 г. по 15 ноября 1993 г. в инспекции госстраха г. Бердянска (Украина) и с 14 июля 1993 г. по 30 декабря 1994 г. в фирме "Потенциал" г. Бердянск (Украина); назначить страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 26 июня 2020 г.; при назначении пенсии учесть для оценки пенсионных прав справки о заработной плате от 25 июня 2021 г. N 1-3/25 и от 10 апреля 2019 г. N 38.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 26 апреля 2022 г. (с учетом определения Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 10 августа 2022 г. об исправлении описки), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 ноября 2022 г, исковые требования Гросс Н.Б. удовлетворены частично. На ОПФР по Алтайскому краю возложена обязанность включить в страховой стаж Гросс Н.Б. периоды работы с 1 апреля 1992 г. по 15 ноября 1993 г, с 16 ноября 1993 г. по 30 декабря 1994 г, назначить страховую пенсию по старости с 26 июня 2020 г. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой, указав, что суммарный ИПК (без учета периода ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет) равен 17, 881, при требуемом 18, 6; на 2 августа 2021 г. (дата второго заявления) величина ИПК с учетом периода учебы с 1 сентября 1982 г. по 29 июня 1987 г, периодов работы с 1 апреля 1992 г. по 15 ноября 1993 г. и с 16 ноября 1993 г. по 30 декабря 1994 г, установленных к включению в стаж решением суда и периода ИПК за период ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет, с 1 ноября 2020 г. по 1 августа 2021 г, составит 19, 236, таким образом в связи с отсутствием необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента, суды необоснованно удовлетворили требование Гросс Н.Б. о возложении на пенсионный орган обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с 26 июня 2020 г, просит решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 26 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 ноября 2022 г. отменить в части назначения страховой пенсии по старости с 26 июня 2020 г, в указанной части принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Гросс Н.Б. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 26 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 ноября 2022 г. отменить в части отказа обязания засчитать в стаж период работы с 1 января 1991 г. по 23 октября 1991 г. на хлебокомбинате г. Риги Латвийской ССР, а также отказа обязать учесть в целях оценки пенсионных прав справки о заработной плате от 25 июня 2021 г. N 1-3/25 (Латвийская ССР) и от 10 апреля 2019 г. N 38 (Украина).
В обоснование кассационной жалобы Гросс Н.Б. указала, что суды не дали правового обоснования, почему в случае назначения ей пенсии нет возможности учесть в страховой стаж период работы с 1 января 1991 г. по 23 октября 1991 г. на хлебокомбинате г. Риги Латвийской ССР на основании статьи 10 международного договора. У нее на 1 января 2002 г. без учета стажа в Латвии трудовой стаж составляет менее 20 лет (даже с учетом стажа в Латвии трудовой стаж менее 20 лет), следовательно правомерно согласно договора учесть стаж работы в Латвийской ССР с 1 января 1991 г. по 23 октября 1991 г. на хлебокомбинате г. Риги в страховой (трудовой) стаж при определении размера пенсии на территории Российской Федерации. Судами не произведена оценка нормы статьи 11 договора. При назначении пенсии не учтены справки о заработной плате от 25 июня 2021 г. N 1-3/25 и от 10 апреля 2019 г. N 38. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю и Гросс Н.Б. представлены возражения на кассационные жалобы.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю представило в суд кассационной инстанции ходатайство о процессуальном правопреемстве, в котором просило произвести замену ответчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю на его правопреемника Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Принимая во внимание, что Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю с 1 января 2023 г. является правопреемником Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю, что подтверждается листом записи ЕГРЮЛ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в порядке статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации производит замену Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю на его правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 18 июня 2020 г. Гросс Н.Б. ДД.ММ.ГГГГ года рждения обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховые пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Заринске и Заринском районе от 24 сентября 2020 г. N 540684/20 Гросс Н.Б. отказано в назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемой величины ИПК.
При этом указано, что период работы Гросс Н.Б. с 10 августа 1987 г. по 23 октября 1991 г. осуществлялся на территории Латвии, а с 14 июля 1993 г. по 30 декабря 1994 г. - на территории Украины, в связи с чем включить в страховой стаж указанные периоды возможно при условии подтверждения трудового (страхового) стажа, приобретенного на территории государств - участников соглашений с бывшими республиками СССР. При этом в страховой стаж могут быть включены периоды работы на территории государств-участников международных соглашений о пенсионном (социальном) обеспечении до распада ССР, то есть до 1 января 1991 г.
Согласно представленным документам и выписке из индивидуального лицевого счета, страховой стаж Гросс Н.Б. составил 15 лет 6 месяцев 26 дней, ИПК - 16, 660.
Решением ОПФР по Алтайскому краю от 7 октября 2021 г. N 521131/21 Гросс Н.Б. отказано в назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия необходимой величины ИПК.
При этом указано, что в страховой стаж Гросс Н.Б. не зачтены периоды работы: с 1 января 1991 г. по 23 октября 1991 г. (на территории Латвии); с 1 апреля 1992 г. по 15 ноября 1993 г. (на территории Украины); с 14 июля 1993 г. по 30 декабря 1994 г. (на территории Украины). Включить в страховой стаж указанные периоды возможно при условии подтверждения трудового (страхового) стажа, приобретенного на территории государств-участников соглашений с бывшими республиками СССР, путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств. По представленным документам страховой стаж Гросс Н.Б. составил 14 лет 8 месяцев 13 дней, ИПК-16, 251.
Гросс Н.Б, не согласившись с решениями пенсионного органа, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь Соглашением государств - участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г.."О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", статьями 11, 14, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", положениями Федерального закона от 1 апреля 1996 г..N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе трудовую книжку Гросс Н.Б, в которой указано, что 10 августа 1987 г..она принята инженером, технологом на Хлебокомбинат г..Риги Латвийской ССР, 23 октября 1991 г..уволена по собственному желанию, 1 апреля 1992 г..принята страховым агентом в Инспекцию Госстраха г..Бердянск Украина, уволена по собственному желанию 15 ноября 1993 г, 14 июля 1993 г..принята инспектором в фирму "Потенциал" г..Бердянск Украина, 30 декабря 1994 г..уволена по собственному желанию; справку ЧАО "Страховая компания "Оранта-Сич" филиал г..Бердянск от 10 апреля 2019 г..N 38 из которой следует, что Гросс (Алентьева) Н.Б. действительно работала в Инспекции Госстраха г..Бердянск: с 1 апреля 1992 г..принята на должность страхового агента, 15 ноября 1993 г..уволена по собственному желанию статья 38 КЗоТ Украины; ответ Государственного архива Запорожской области от 23 февраля 2022 г, в которому казано, что документы по личному составу инспекции госстраха г..Бердянск за 1992 - 1993 гг, фирмы "Потенциал" г..Бердянск Запорожской области за 1993-1994 гг. в Государственный архив Запорожской области не поступали; справку АО "Ханзас Майзницас" от 25 июня 2021 г..N 1-3/25 в которой указано, что Гросс (Алентьева) Н.Б. работала и Хлебокомбинате Ленинского района N 3 с 10 августа 1987 г..по 3 февраля 1991 г..как
инженер - технолог хлебозавода и с 4 февраля 1991 г..по 23 октября 1991 г..на хлебокомбинате Ленинского района N 2 как инженер-технолог хлебозавода, а также указан размер заработной платы по месяцам за данный период; справку АО "Ханзас Майзницас" от 2 сентября 2021 г..N 1-3/31, направленную в адрес Пенсионного фонда Российской Федерации, о подтверждении архивной справки от 25 июня 2021 г..N 1 -3/25 и соответствии записям в архивах, и установив, что записи в трудовой книжке истца о датах приема, перевода и увольнения за указанные периоды работы не содержат исправлений, нумерация записей по отношению к предшествующим и последующим периодам работы не нарушена, расположение текста на странице не дает оснований сомневаться в подлинности записей, последовательность записей не нарушена, зависимость включения стажа работы до 1 января 2002 г..в страховой стаж от уплаты соответствующих страховых взносов в пенсионные органы государства, на территории которого работал застрахованный, не предусмотрена, пришел к выводу о наличии оснований для включения в страховой стаж Гросс Н.Б. периодов работы с 1 апреля 1992 г..по 15 ноября 1993 г, с 16 ноября 1993 г..по 30 декабря 1994 г..(2 года 9 месяцев).
При разрешении требований Гросс Н.Б. об учете для оценки ее пенсионных прав справок о заработной плате, суд первой инстанции исходил из представленного ответчиком расчета, согласно которому с учетом представленных истцом справок о заработной плате от 25 июня 2021 г. N 1-3/25 и от 10 апреля 2019 г. N 38 отношение заработков за период с августа 1987 г. по октябрь 1993 г. составило 0, 131. "Осовремененная" среднемесячная заработная плата пенсионера за аналогичный период, используемая для оценки пенсионных прав согласно пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", составила 577, 17 рублей, и данный вариант расчета не является выгодным для истца.
Отказывая в удовлетворении требований о включении периода работы с 1 января 1991 г. по 23 октября 1991 г. в страховой стаж, суд первой инстанции исходил из положений статей 10, 25 Договора между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18 декабря 2007 г, вступившего в силу 19 января 2011 г, в силу которых предусмотрено распределение расходов на выплату пенсий в зависимости от величины пенсионных прав, приобретенных гражданами на территории стран. В этом случае Россия отвечает только за стаж, приобретенный на ее территории (в соответствии с принципом пропорционального назначения пенсии). В отношениях с Латвией пенсия назначается с элементами территориальности в отношении стажа, приобретенного в СССР (за указанный стаж пенсия назначается государством проживания).
По изложенным основаниям суд отказал в удовлетворении требования Гросс Н.Б. о возложении обязанности на ОПФР по Алтайскому краю учесть для оценки ее пенсионных прав справку о заработной плате от 25 июня 2021 г. N 1-3/25.
Сославшись на положения частей 2, 3, 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", указав, что для лиц, обратившихся за назначением страховой пенсии по старости в 2020 г, необходимо наличие страхового стажа 11 лет и ИПК 18, 60, при обращении Гросс Н.Б. 18 июня 2020 г. в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости ее страховой стаж составил 14 лет 8 месяцев 13 дней, ИПК - 16, 251, при включении периодов работы Гросс Н.Б. с 1 апреля 1992 г. по 15 ноября 1993 г, с 16 ноября 1993 г. по 30 декабря 1994 г. размер ИПК, исходя из расчета пенсионного органа, составил 19, 236, который является достаточным для назначения страховой пенсии, суд пришел к выводу о наличии оснований для возложения на пенсионный орган обязанности назначить Гросс Н.Б. пенсию по старости с 26 июня 2020 г.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы пенсионного органа о неверном исчислении судом первой инстанции даты назначения страховой пенсии по старости, суд апелляционной инстанции указал, что при обращении Гросс Н.Б. 18 июня 2020 г. в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, страховой стаж истца составил 14 лет 8 месяцев 13 дней, размер ИПК - 16, 251. Назначая страховую пенсию Гросс Н.Б. с 26 июня 2020 г, суд первой инстанции верно исходил из того, что при включении периодов работы с 1 апреля 1992 г. по 15 ноября 1993 г, а также с 16 ноября 1993 г. по 30 декабря 1994 г, размер ИПК будет являться достаточным. Каких-либо доказательств, опровергающих указанный факт, материалы дела не содержат.
Признавая несостоятельными доводы апелляционной жалобы истца о том, что судом неправомерно не был учтен в стаж Гросс Н.Б. период работы в Латвийской ССР с 1 января 1991 г. по 23 октября 1991 г, суд апелляционной инстанции указал, что суд первой инстанции правомерно исходил из положений Договора между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения. В случае применения положений двустороннего Договора от 18 декабря 2007 г. обязательства по пенсионному обеспечению за периоды работы после 1 января 1991 г. несет государство - участник Договора, на территории которого выполнялась названная работа. При определении же права на пенсию в соответствии с нормами российского законодательства, то есть без учета положений Договора от 18 декабря 2007 г, периоды работы, в том числе выполнявшейся за пределами территории Российской Федерации, засчитываются в специальный стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Между тем, как следует из материалов дела, страховые взносы за спорный период работы истца в Латвийской республике в Пенсионный фонд Российской Федерации не уплачивались, в связи с чем, вопреки доводам апелляционной жалобы истца, оснований для включения в специальный стаж Гросс Н.Б. периода работы с 1 января 1991 г. по 23 октября 1991 г. не имеется. Судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требования истца о возложении обязанности на ответчика учесть справку о заработной плате от 25 июня 2021 г. N 1-3/25 для оценки пенсионных прав Гросс Н.Б.
Суд апелляционной инстанции признал не влекущим отмену решения суда то обстоятельство, что за 9 месяцев стажа, приобретенного в указанном государстве после 1 января 1991 г, пенсию Гросс Н.Б. в Латвийской Республике не назначат, так как по законодательству этой страны требуется минимум 15 лет работы, поскольку данное обстоятельство не имеет правового значения для разрешения настоящего спора.
Отклоняя довод апелляционной жалобы истца о неправомерном отказе суда учесть для оценки пенсионных прав Гросс Н.Б. справку о заработной плате от 10 апреля 2019 г. N 38, суд апелляционной инстанции указал, что "осовремененная" среднемесячная заработная плата пенсионера за аналогичный период, используемая для оценки пенсионных прав согласно пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", составила 577, 17 рублей, исходя из коэффициента 0, 131. Вместе с тем, пенсионный капитал на 1 января 2002 г. равен 660 рублей, что, как верно отмечено судом первой инстанции, не является выгодным для истца. Кроме того, указанный коэффициент был посчитан с учетом справок о заработной плате Гросс Н.Б. от 25 июня 2021 г. N 1-3/25 от 10 апреля 2019 г. N 38. Поскольку справка от 25 июня 2021 г. N 1-3/25 не может быть учтена по обстоятельствам изложенным в решении суда, указанный коэффициент будет еще меньше, что, безусловно, ухудшит положение истца.
Также судом апелляционной инстанции учтены пояснения пенсионного органа относительно перевода украинских гривен в рубли. Так, с августа 1987 г. по декабрь 1990 г. суммы заработной платы в справке от 25 июня 2021 г. N 1-3/25 указаны в рублях в соответствии с учетным периодом работы. С апреля 1992 г. по октябрь 1993 г. суммы заработка по справке от 10 апреля 2019 г. N 38, указанные в денежных единицах - гривнах, были учтены с учетом перевода по курсу валют. До 1 апреля 1992 г. заработная плата на территории Украины начислялась в рублях, с 1 апреля 1992 г. - в купонах (переходная денежная единица), с 12 ноября 1992 г. до 2 сентября 1996 г. - в карбованцах (национальная валюта), с 2 сентября 1996 г. - в гривнах (национальная валюта). После введения национальной валюты на территории Украины были изменены наименование и национальная стоимость денежной единицы со 2 сентября 1996 г, введена украинская гривна, карбованцы обменивались на гривны в соотношении 100000/1, Центральным Банком Российской Федерации установлен курс валюты по состоянию на 1 января 2002 г. в Украинских гривнах 1/10, то есть 10 гривен равны 1 рублю с индексом - 56, 6723. Курс обмена купонов не установлен. С учетом изложенного пенсионным органом произведен расчет суммы заработка для конвертации пенсионных прав.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационных жалоб.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее по тексту также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьей 1 Соглашение от 13 марта 1992 г. пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Вопросы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации и Латвийской Республики, проживающих на территориях этих государств урегулированы Договором между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18 декабря 2007 г.
Как следует из статьи 10 указанного Договора при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (пункт 1). При определении права на пенсию на льготных условиях и за выслугу лет работавшим в определенных профессиях (в Российской Федерации - досрочную трудовую пенсию по старости) учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях и в соответствии с законодательством обеих Договаривающихся Сторон на аналогичных работах, в профессиях, должностях, специальностях, учреждениях (организациях), кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (пункт 4).
Согласно статье 25 Договора, в случае если право на пенсию по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет работавшим в определенных профессиях возникло после вступления в силу настоящего Договора, то пенсия назначается и выплачивается в следующем порядке: 1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные до 1 января 1991 года на территории одной из Договаривающихся Сторон, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся сторона, на территории которой лицо проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором; 2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон после 1 января 1991 года, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором. По желанию и на основании заявления граждан Договаривающихся Сторон им может устанавливаться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.
Таким образом, исходя из приведенных положений статьи 25 Договора в случае выбора последнего способа реализации права на пенсионное обеспечение при назначении пенсии гражданам Российской Федерации подсчет и подтверждение страхового (специального) стажа осуществляется по российскому пенсионному законодательству.
Гросс Н.Б. при обращении за назначением пенсии выбрала способ реализации права на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации, гражданкой которой она является, без применения положений Договора.
По законодательству Российской Федерации периоды работы после 1 января 1991 г. включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за период работы Гросс Н.Б. с 1 января 1991 г. по 23 октября 1991 г. на хлебокомбинате г. Риги Латвийской ССР, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для включения указанного периода в страховой стаж, и учесть справку о заработной плате от 25 июня 2021 г. N 1-3/25 для оценки пенсионных прав Гросс Н.Б.
Доводы кассационной жалобы Гросс Н.Б. о наличии оснований для применения к отношениям сторон условий Договора в части подтверждения периодов страхового (трудового) стажа, приобретенного после 1 января 1991 г. на территории Латвийской Республики, не могут быть признаны обоснованными, поскольку при обращении за назначением пенсии Гросс Н.Б. выбран способ реализации права на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации, без применения положений Договора.
Вопреки доводам кассационной жалобы Гросс Н.Б. оценка ее пенсионных прав произведена пенсионным органом правильно.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями частей 1, 2, 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону); страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа; страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Вместе с тем переходными положениями, закрепленными статьей 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено постепенное увеличение как необходимого для назначения страховой пенсии по старости страхового стажа, так и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК).
Согласно положениям частей 1 и 2 рассматриваемой статьи продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет 6 лет и, начиная с 01 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год до достижения 15 лет в 2024 году (приложение 3 к Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины ИПК не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения в 2025 году величины 30 (часть 3 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 г, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (часть 9 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, определяется в том числе исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (часть 10 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При этом необходимая продолжительность страхового стажа и величина ИПК при назначении страховой пенсии по старости на общих основаниях определяется на день достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Учитывая изложенное, для женщин, достигших возраста 55 лет в 2015 году либо ранее, требуемая продолжительность страхового стажа будет составлять 6 лет, величина ИПК - 6, 6 независимо от года назначения указанной страховой пенсии (на 2020 года составляет 11 лет и 18, 6 соответственно).
В приложении N 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлен возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию, в 2020 году он составил 55 лет 6 месяцев.
Установив, что страховая пенсия по старости Гросс Н.Б. ДД.ММ.ГГГГ года рождения может быть назначена истцу только по достижении 55 лет 06 месяцев, указанного возраста Гросс Н.Б. достигла 26 июня 2020 г, тогда как с заявлением о назначении страховой пенсии по старости обратилась 18 июня 2020 г, по состоянию на 18 июня 2020 г. страховой стаж Гросс Н.Б. составил 14 лет 8 месяцев 13 дней (более требуемого 11 лет), размер ИПК составил 16, 251, с учетом включенных судом периодов размер ИПК, исходя из расчетов пенсионного органа, составил 19, 236, что более 18, 6, суды, вопреки доводам кассационной жалобы пенсионного органа, пришли к обоснованному выводу о соблюдении условий для назначения Гросс Н.Б. страховой пенсии по старости с момента возникновения права, то есть с 26 июня 2020 г. и наличии оснований для назначения Гросс Н.Б. страховой пенсии по старости с указанной даты.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы, приведенные сторонами в кассационных жалобах, не могут повлечь отмену принятых по делу судебных постановлений, так как они основаны на неверном толковании норм материального права, являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в судебных постановлениях, по существу сводятся к выражению несогласия с выводами судов первой и апелляционной инстанции по фактическим обстоятельствам спора и произведенной судами оценкой представленных по делу доказательств, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 44, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
произвести замену Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю на его правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю.
Решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 26 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, кассационную жалобу Гросс Натальи Борисовны - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
О.С. Андуганова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.