Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Гусева Д.А, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3032/2022 (УИД 22RS0066-01-2022-003823-04) по иску Чепуштанова Романа Александровича, действующего в интересах "данные изъяты" ФИО1, к Министерству здравоохранения Алтайского края об обязании обеспечить "данные изъяты" "данные изъяты" за счет средств бюджета и признании бездействия незаконным, по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Алтайского края на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 9 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 21 декабря 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, объяснения представителя ответчика Министерства здравоохранения Алтайского края Кочеткова Н.Е, поддержавшего доводы и требования кассационной жалобы, истца Чепуштанова Р.А. и его представителя ФИО12, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Чепуштанов Роман Александрович (далее по тексту - Чепуштанов Р.А, истец) действующий в интересах "данные изъяты" ФИО1 (далее по тексту - ФИО1, истец), обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Алтайского края (далее по тексту - Минздрав Алтайского края, ответчик) об обязании ответчика обеспечить "данные изъяты" "данные изъяты" "данные изъяты" за счет средств бюджета и признании бездействия незаконным.
Требования мотивированы тем, что "данные изъяты" ФИО1, "данные изъяты", имеет "данные изъяты". "данные изъяты" подтвержден результатами "данные изъяты" и установлен протоколом от 26 февраля 2019 г.
Также установлено, что указанное "данные изъяты" относится к "данные изъяты" и приводит, в числе прочего, к "данные изъяты"
"данные изъяты" препаратом "данные изъяты" требуется по жизненным показаниям и является единственным эффективным "данные изъяты".
Согласно справке N от 19 марта 2019 г. ФИО1 является "данные изъяты" "данные изъяты" установлена на срок до 29 апреля 2036 г. "данные изъяты" вправе получать бесплатные "данные изъяты" в рамках набора социальных услуг согласно подпункту 8, 9 пункта 1 статьи 6.1, подпункта 1 пункта 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Во исполнение решения Рубцовского городского суда от 19 марта 2021 г. "данные изъяты" подготовлен протокол ВК N от 14 марта 2022 г, на основании которого ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, назначен "данные изъяты" на постоянной основе по жизненным показаниям, доза препарата в соответствии с инструкцией к препарату - "данные изъяты"
На основании указанного протокола "данные изъяты" в целях обеспечения "данные изъяты" направлено ходатайство в Министерство здравоохранения Алтайского края для закупки этого препарата.
Вопреки указанным обстоятельствам по состоянию на июль 2022 года препарат "данные изъяты" для ФИО1 не закуплен, "данные изъяты" не предоставлено.
До назначения препарата "данные изъяты" во исполнение решения суда на основании протокола ВК N от 14 марта 2022 г. ФИО1 фактически уже находился на "данные изъяты"
Из выписного "данные изъяты" от 5 октября 2020 г. клиники в "адрес" "данные изъяты", адресованного Министерству здравоохранения Российской Федерации, следует, что ФИО1 было проведено "данные изъяты" препарата "данные изъяты" 15 мая 2019 г, 29 мая 2019 г, 12 июня 2019 г, 10 июля 2019 г, 6 ноября 2019 г, 9 сентября 2020 г, а в ноябре 2019 г. он получил "данные изъяты"
Согласно вышеуказанному "данные изъяты" ФИО1 показано и рекомендовано дальнейшее "данные изъяты" препаратом "данные изъяты", что также установлено и подтверждено вступившим в законную силу решением Рубцовского городского суда от 19 марта 2021 г.
Таким образом, имеются все медицинские и юридические основания для обеспечения ФИО1 препаратом "данные изъяты" за счет бюджета Алтайского края.
Заключением от 9 июня 2022 г. "данные изъяты" подготовленным кандидатом медицинских наук ФИО6 (врач высшей категории), указано, что ФИО1 показано "данные изъяты", что безусловно свидетельствует о наличии "данные изъяты"
С учетом изложенного истец просил признать незаконным бездействие ответчика, выраженное в непредоставлении/необеспечении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, жизненно необходимым "данные изъяты" "данные изъяты" "данные изъяты" на основании протокола "данные изъяты" ВК N от 14 марта 2022 г, обязать ответчика обеспечить ФИО1 жизненно необходимым "данные изъяты" "данные изъяты" "данные изъяты" в соответствии с протоколом "данные изъяты" ВК N от 14 марта 2022 г. в дозировке "данные изъяты" за счет бюджетных средств, обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 9 сентября 2022 г. заявленные исковые требования удовлетворены, признано незаконным бездействие Министерства здравоохранения Алтайского края, выраженное в непредоставлении/необеспечении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, жизненно необходимым "данные изъяты" "данные изъяты" "данные изъяты" на основании Протокола "данные изъяты" ВК N от 14 марта 2022 г, Министерство здравоохранения Алтайского края обязано обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, жизненно необходимым "данные изъяты" "данные изъяты" "данные изъяты" в соответствии с протоколом "данные изъяты" ВК N от 14 марта 2022 г. в дозировке "данные изъяты" за счет бюджетных средств.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 21 декабря 2022 г. решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 9 сентября 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Министерство здравоохранения Алтайского края просит отменить решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 9 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 21 декабря 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы Чепуштановым Р.А. представлены письменные возражения.
В судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции представитель ответчика Министерства здравоохранения Алтайского края Кочетков Н.Е, действующий на основании доверенности от 19 мая 2022 г, доводы и требования кассационной жалобы поддержал, просил кассационную жалобу удовлетворить.
Истец Чепуштанов Р.А. и его представитель Чепуштанова Н.А, действующая на основании доверенности от 14 мая 2021 г, в судебном заседании возражали против доводов и требований кассационной жалобы, просили кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, "данные изъяты" ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, имеет "данные изъяты"
Указанный "данные изъяты" ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, подтвержден результатами "данные изъяты" и установлен протоколом заседания ВК от 26 февраля 2019 г.
Также установлено, что указанное "данные изъяты" относится к "данные изъяты" и приводит, в числе прочего, к "данные изъяты". "данные изъяты" препаратом "данные изъяты" требуется по "данные изъяты"
Согласно справке N от 19 марта 2019 г. ФИО1 является "данные изъяты". "данные изъяты" установлена на срок до 29 апреля 2036 г. "данные изъяты" вправе получать бесплатные "данные изъяты" в рамках набора социальных услуг согласно подпункту 8, 9 пункта 1 статьи 6.1, подпункту 1 пункту 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 19 марта 2021 г. признано незаконным решение врачебной комиссии "данные изъяты" от 2 декабря 2020 г. N, на "данные изъяты" возложена обязанность провести врачебную комиссию в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, и назначить ему "данные изъяты" с указанием дозировки и интервала введения в соответствии с инструкцией к препарату. Решение суда в части возложения обязанности по совершению действий обращено к немедленному исполнению.
Во исполнение решения Рубцовского городского суда от 19 марта 2021 г. "данные изъяты" подготовлен протокол ВК N от 14 марта 2022 г, на основании которого ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, назначен "данные изъяты", доза препарата в соответствии с инструкцией к препарату - "данные изъяты"
На основании указанного протокола "данные изъяты" в целях обеспечения "данные изъяты" препаратом "данные изъяты" в Министерство здравоохранения Алтайского края направлено ходатайство для закупки этого препарата.
Вместе с тем судами было установлено, что по состоянию на июль 2022 года препарат "данные изъяты" для ФИО1 не закуплен, "данные изъяты" не предоставлено.
До назначения препарата "данные изъяты" во исполнение решения суда на основании протокола ВК N от 14 марта 2022 г. ФИО1 фактически уже находился на "данные изъяты"
Из выписного "данные изъяты" от 5 октября 2020 г. клиники в "адрес" "данные изъяты" адресованного Министерству здравоохранения Российской Федерации, следует, что ФИО1 было проведено "данные изъяты" препарата "данные изъяты" 15 мая 2019 г, 29 мая 2019 г, 12 июня 2019 г, 10 июля 2019 г, 6 ноября 2019 г, 9 сентября 2020 г, а в ноябре 2019 г. он получил "данные изъяты"
Согласно указанному "данные изъяты" ФИО1 показано и рекомендовано дальнейшее лечение препаратом "данные изъяты" в дозировке "данные изъяты", что также установлено и подтверждено вступившим в законную силу решением Рубцовского городского суда от 19 марта 2021 г.
С учетом изложенного суды пришли к выводу, что имеются как медицинские, так и юридические основания для обеспечения ФИО1 препаратом "данные изъяты" за счет бюджета Алтайского края.
Заключением от 9 июня 2022 г. "данные изъяты" подготовленным кандидатом медицинских наук ФИО6 (врач высшей категории), указано, что ФИО1 показано "данные изъяты" и имеются "данные изъяты", что безусловно свидетельствует о наличии "данные изъяты"
"данные изъяты" относится к медицинским учреждениям "данные изъяты", оказывающим "данные изъяты" в данной больнице отсутствуют.
27 декабря 2021 г. протоколом заседания комиссии Министерства здравоохранения Алтайского края было принято решение о том, что в настоящее время пациент "данные изъяты" не нуждается, поскольку 30 ноября 2021 г. он не явился на "данные изъяты" в КГБУЗ "Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства" (КГБУЗ "АККЦОМД"), а также с учетом ранее проведенной 22 марта 2021 г. "данные изъяты", которая была получена в связи с необходимостью установления нуждаемости в спорном препарате при наличии "данные изъяты" с высокой эффективностью.
16 марта 2022 г. в Министерство здравоохранения Алтайского края повторно поступило ходатайство от "данные изъяты" об обеспечении ФИО1 "данные изъяты" принятого во исполнение решения суда решения врачебной комиссии.
18 апреля 2022 г. ходатайство было отклонено в связи с отсутствием протокола врачебного консилиума медицинской организации "данные изъяты" и предложено направить медицинские документы пациента в организацию "данные изъяты" с целью проведения консилиума.
20 апреля 2022 г. "данные изъяты" направило обращение в КГБУЗ "Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства", где 12 мая 2022 г. проведена "данные изъяты" и получен протокол, согласно которому по результатам проведенного 14 апреля 2022 г. консилиума в отношении пациента с участием специалистов федеральных медицинских центров установлено, что медицинских показаний для проведения "данные изъяты" нет.
Консилиумом КГБУЗ "Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства" 12 мая 2022 г. в отношении "данные изъяты" ФИО1 также установлено, что показаний для проведения "данные изъяты" нет.
Таким образом, в соответствии с "данные изъяты". ФИО9", проведенными в марте 2021 г. и в апреле 2022 г, в настоящее время медицинские показания для назначения "данные изъяты" "данные изъяты" ФИО1 отсутствуют.
29 июня 2022 г. для обеспечения "данные изъяты" ФИО1 "данные изъяты" по личному заявлению "данные изъяты" Министерством здравоохранения Алтайского края направлена в "данные изъяты" электронная персонифицированная заявка на поставку "данные изъяты" "данные изъяты" "данные изъяты", с пакетом документов в соответствии с перечнем, утвержденным Фондом через систему "данные изъяты". 19 июля 2022 г. Экспертным советом "данные изъяты" заявка N отклонена без объяснения причин.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что у ФИО1 имеется "данные изъяты" препарат "данные изъяты" является единственным зарегистрированным эффективным "данные изъяты", терапия данным "данные изъяты" "данные изъяты" носит "данные изъяты", аналоговых замен на территории Российской Федерации данный "данные изъяты" на не имеет, тогда как решением суда от 19 марта 2021 г. установлена нуждаемость ФИО1 в "данные изъяты" препаратом "данные изъяты"
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым судами дана надлежащая оценка в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В части 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации закреплено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 17 Конституции Российской Федерации основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, "данные изъяты" и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (статья 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение "данные изъяты" в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию "данные изъяты" и детей, страдающих "данные изъяты", и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
Базовым нормативным правовым актом в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно статье 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"), Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите "данные изъяты" в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (ч. 2 ст. 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В соответствии с частью 2 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", и медицинскими изделиями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека. Порядок формирования перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
"данные изъяты" включен в "данные изъяты", утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. N 2406-р.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 г. была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 г. N 1506.
В разделе V указанной Программы предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляются: обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. N 2505 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, содержащая аналогичные положения.
В частности, в разделе III этой Программы указано, что гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы, в частности, при следующих заболеваниях: болезни нервной системы, болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения.
Дополнительно к объемам медицинской помощи, оказываемой гражданам в рамках Программы, осуществляется дополнительное финансовое обеспечение оказания медицинской помощи (при необходимости за пределами Российской Федерации) детям, страдающим тяжелыми жизнеугрожающими и "данные изъяты", в том числе прогрессирующими редкими (орфанными) "данные изъяты" включая обеспечение "данные изъяты" и медицинскими изделиями, в том числе не зарегистрированными в Российской Федерации, а также техническими средствами реабилитации, не включенными в федеральный перечень реабилитационных мероприятий и услуг, предоставляемых "данные изъяты"
Являются несостоятельными доводы кассационной жалобы о том, что "данные изъяты" препарат не должен использоваться при "данные изъяты" ФИО1, ему был "данные изъяты" поскольку после "данные изъяты" ФИО1 в клинике "адрес" "данные изъяты" до настоящего времени "данные изъяты" у ФИО1 не снят, нуждаемость ФИО1 в обеспечении "данные изъяты" "данные изъяты" "данные изъяты" на "данные изъяты" установлен решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 19 марта 2021 г, а также протоколом ВК N от 14 марта 2022 г, данный препарат является единственным эффективным "данные изъяты" средством "данные изъяты", тогда как "данные изъяты" данным "данные изъяты" "данные изъяты" носит "данные изъяты", аналоговых замен на территории Российской Федерации данный "данные изъяты" не имеет.
Возлагая на ответчика обязанность обеспечить ФИО10 жизненно необходимым "данные изъяты" "данные изъяты" "данные изъяты" и признавая незаконным бездействие, выраженное в неисполнении этой обязанности добровольно во исполнение ранее вынесенного судебного решения, суды обоснованно исходили из того, что действующее законодательство не относит к полномочиям консилиума врачей отмену заключения врачебной комиссии, тем более принятого во исполнение решения суда о нуждаемости и назначении "данные изъяты" "данные изъяты", при этом ответчиком не доказано, что исполнение требований заключения врачебной комиссии, вынесенного в полном соответствии с решением суда, может иметь место по усмотрению Министерства здравоохранения при наличии консилиумов врачей с изложением мнения, отличного от заключения врачебной комиссии и решения суда, тогда как установление "данные изъяты" пациента, определение прогноза и тактики медицинского обследования и лечения целесообразности применения тех или иных медицинских препаратов не относится к компетенции Министерства здравоохранения Алтайского края.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами правильно установлены юридически значимые обстоятельства, выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, подробно мотивированы судами со ссылками на представленные доказательства и нормы материального права. Оценка доказательств произведена в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учеты судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения оспариваемых судебных актов, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой или апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией стороны ответчика, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела были допущены нарушения, влекущие отмену оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
Фактически доводы кассационной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установленных обстоятельств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Положения статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка им фактических обстоятельств, равно как и отличное от суда толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных судом нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что юридические значимые обстоятельства по делу судами определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, изложенные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 9 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 21 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.